Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»
Неделя начальных классов
Внеклассное мероприятие:
«Осенний калейдоскоп»
(игра – путешествие)
16.11.2018 уч.год
Ведущие: Старокожева З. С
Гранкина Е.Ю.
г. Благовещенск
16.11.2018 г Внеклассное мероприятие (слайд 1)
Тема: «Осенний калейдоскоп» (Игра-путешествие)
Цели:
- Создание условий для приобретения устойчивой мотивации обучающихся на сохранение окружающей среды.
- Обобщить знания детей об окружающем мире, осенних явлениях в природе;
- Развивать познавательную активность учащихся, умение работать в группе, высказывать свое мнение и слушать мнения других;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Сформировать представления учащихся о процессах, происходящих в природе осенью.
Способствовать осознанию учащимися правил поведения на природе.
Повысить познавательный интерес учащихся к изучению экологии.
Ожидаемый результат:
Расширение знаний, представлений учащихся, происходящих в природе осенью.
Приобретена устойчивая мотивация на сохранение среды через повышение познавательного интереса к теме мероприятия
Оформление зала: Зал украшен шарами, плакатами, выставка рисунков об осени, фотографии.
Музыкальное оформление: Осенняя песнь(Октябрь) Из фортепианного цикла «Времена
года». П. Чайковский;
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? (слайд 2) Сейчас у нас с вами за окном осень. Кто-то любит это время года, а кто-то нет. А вам нравится осень? Чем? Почему не нравится?
Ведущий 2: (слайд 3) Осень бывает разная— веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Но я очень рада, что вы любите осень за щедрость, за красоту, за редкие, но славные теплые денечки. У многих поэтов осень вызывала вдохновение.
Ведущий 1: Дорогие ребята! Наступила поздняя осень. На полях и огородах собран урожай. Стоят последние тёплые денёчки. Но мы не печалимся, потому что в каждом времени года есть что-то необычное, волшебное. Осенний лес становится праздничным и нарядным. Когда слышится шум дождя, когда разноцветные листья кружат в воздухе, опадая с деревьев, а стаи птиц собираются улетать на юг; - мы узнаем в этом приметы осени, немножко печального, но прекрасного времени года. А сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени.
Ведущий 2: Мы отправляемся в путешествие, которое называется «Осенний калейдоскоп». И сегодня, у вас есть прекрасная возможность полюбоваться и насладиться ярким фейерверком осенних красок. Это трудное и ответственное мероприятие т. к. нас ждут на пути испытания, преграды, трудности. Вы готовы отправиться в путь?
Не забывайте, вы одна команда. Преодолеть все трудности вам поможет взаимовыручка, сплоченность, дружба.
Ведущий 1: Первая остановка Осенние месяцы
- Угадайте, о каком месяце пойдет речь?
Сентябрь: (слайд 4)
Я – младший брат осени. Название сентября происходит от латинского «септимус» и означает «седьмой». В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счету от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем – проводами лета. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну-две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов.
Ведущий 2:
- А сейчас о каком месяце вы услышите? (октябрь)
Октябрь: (слайд 5)
Октябрь называют вершиной осени. Почему? (это середина осени). Хмурень – так называли октябрь в старину. Называют его еще вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым – схорониться в лесную подстилку или забиться в щели, последним птицам поспешить с отлетом.
Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый про запас грибы в дупло.
Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари ...
Зимовать к нам прилетели северяне-снегири.
Ноябрь: (слайд 6)
Я – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме - родной батюшка. В народе меня называют грудень. В ноябре журавли, трясогузки. Скворцы, ласточки, иволги, цапли, соловьи, грачи улетают на юг, чтобы не замёрзнуть от зимней стужи. В ноябре «зима с осенью борются», убывают дни, прибавляются ночи. Тёмные, звёздные. Входят в силу холодные утренники, крепнут заморозки.
Итог: Очень – это три месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь) (слайд 7)
Ведущий 1: Вторая остановка - природные явления (слайд 8)
Загадки.
Осенью кружатся
На землю ложатся,
С земли не встают,
Тут и гниют. (Листья)
Без рук, без ног, а дерево гнет. (ветер)
По синему морю, белые гуси плывут. (облака)
Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет.(туча)
С неба пришел, в землю ушел. (дождь)
Летит птица орел,
Несет в зубах огонь,
Огненные стрелы пускает,
Никто ее не поймает. (молния)
По высокой дороге
Идет бычок круторогий
День он спит,
А ночь глядит. (месяц)
Что выше леса, краше солнца, без огня горит. (солнце)
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий, без перил. (радуга)
Ведущий 2: Третья остановка «Лес» (слайд 9)
Ребята, мы с вами очутились в лесу. Прислушайтесь. Осенью в лесу очень тихо. Почему?
(Мало осталось птиц. Улетают в теплые страны, перебираются ближе к жилью человека.)
Зимующие птицы: дятел ворона, сорока, воробей, синица
Ведущий 1: Четвертая остановка «Маленькая лесная полянка» (слайд 10)
Побывала Осень и на маленькой лесной полянке, оставила дары для нас. Что мы можем здесь найти? (Грибы)
Россию смело можно назвать страной грибов. Они растут практически на всей ее территории. В России более 300 видов. Грибы можно жарить, варить, солить, сушить. А вы дома готовите блюда из грибов, какие?
Грибы нужно уметь узнавать «в лицо». Научиться этому проще всего по цветным рисункам. И сейчас я буду загадывать вам загадку про гриб, вы будете ее отгадывать.
«Знаешь ли ты грибы?»
Я белый, крупный, всех главней
Полюбуйтесь красотой моей!
Отрезайте меня с нежностью,
Не губите зря поспешностью. (белый гриб) (слайд 11)
А я прячусь под осинами
От охотников с корзинами.
Красным листочком укроюсь с головой,
Кто отыщет, тот возьмет меня домой. (подосиновик) (слайд 12)
Что за желтые сестрички
Спрятались в траве густой?
Вижу я их всех отлично,
Заберу скорей домой.
Очень чистый, вкусный гриб -
Рад и повар, и грибник.
Эти желтые сестрички
Называются… (Лисички) (слайд 13)
А мы с солнышком сдружились в самый раз,
Шлет с лучами солнце рыжий цвет для нас. (рыжики) (слайд 14)
В шляпе розовой, мохнатой,
Но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко,
Для соления … (волнушка) (слайд 15)
На поляне лесной,
Под могучей сосной
Старый старичок,
На нем бурый колпачок
Колпачок на бочок,
Кто в лесу бывает,
Тот его и знает. (боровик) (слайд 16)
Эти грибы растут осенью на пнях. Они бывают ложные и настоящие. (опята) (слайд 17)
Знают даже малыши
Красно-белые грибы
Те, что с мухами не дружат.
Не бери ты их на ужин -
Несъедобен этот гриб,
Хоть красавец он на вид.
Называют с давних пор
Гриб тот - красный… (мухомор) (слайд 18)
Вывод: Какие вы молодцы! Как много грибов знаете!
Ведущий 2: Пятая остановка «Огород» (слайд 19)
Осень - пора сбора урожая. В садах, огородах кипит работа.
Игра «Отгадай овощ»
Дети выходят по одному, они должны отгадать овощ с завязанными глазами, назвать его. Ребятам предлагаются свекла, лук, чеснок, морковь, помидор, огурец, перец.
Ведущий 1: Шестая остановка «Ягоды» (слайд 20)
А теперь давайте проверим, знаете ли вы ягоды? Ведь не только летом, но и осенью тоже собирают ягоды, а какие?
Говорят, что осенью созревают самые полезные ягоды. В начале сентября собирают последнюю голубику, а также облепиху и бруснику. После первых собирают ягоды дикой рябины и боярышника. А дикорастущую клюкву можно собирать на болоте не только всю осень напролет, но и ранней весной: ее ягоды особенно вкусны после долгой зимы, проведенной под снежным покровом. Не стоит забывать и о черноплодной рябине с шиповником.
Существуют легенды о ягодах, которые собирают осенью.
Давным-давно в глухом лесу рядом с деревушкой жили гномы, обладающие несметными богатствами. Узнав о них, люди стали искать легендарные клады и гномам пришлось уйти далеко в лес, спасаясь от незваных гостей. Бедные гномы голодали, и никто не протягивал им руку помощи. Однажды маленький куст черники приютил их, накормил своими ягодками и закрыл веточками от непогоды. В благодарность ему гномы расселили черничку по всем лесам.
Защищая себя от животных и птиц, кусты шиповника переплетаются между собой, выпуская шипы и охраняя заветные лечебные плоды. Только самым добрым детям, с чистой душой, они позволяют срывать свои ягодки.
Маленькая ласточка спустилась с неба, неся в клювике несколько капель волшебной воды, которая могла бы сделать людей бессмертными. Позавидовала ей злобная оса, не знающая добра, и ужалила. А ласточка уронила капельки на елку и бруснику, потому они теперь всегда остаются зелеными.
Кто ж те ягоды не знает,
От простуды помогают.
На кустах они висят,
И, как маков цвет, горят.
Только это не малина.
Что за ягода? - (Калина) (слайд 20)
Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая... (клюковка) (слайд 21)
.Листики - с глянцем,
Ягодки - с румянцем,
А сами кусточки -
Не выше кочки. (Брусника) (слайд 22)
.Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешаны на ветке. (Шиповник) (слайд 22)
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины — ... (черника) (слайд 23)
Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина) (слайд 23)
Ягодки в лесу, на кочках,
Укрываются в листочках.
Синяя у всех туника...
Ищём что мы? ...(Голубику) (слайд 24)
На колючем кустике
Желтенькие бусики.
Наступила осень тихо,
И созрела... (Облепиха) (слайд 24)
Вывод: Ребята, вы все большие молодцы. Вы знаете очень много грибов и ягод. А также сегодня, кто-то узнал и ядовитые грибы и ягоды, и запомнил их навсегда.
Ведущий 2: На этой остановке нам необходимо провести «Блиц-опрос»:
Какие животные питаются грибами? (слайд 25)
Какую рыбу называют санитаром? (щуку, она ест ослабленную, больную рыбу в первую очередь) (слайд 26)
Какой вред наносит сбор сока? (без сока дерево засыхает) (слайд 27)
Какая птица умеет считать годы? (кукушка) (слайд 28)
Кого называют санитаром леса? (муравьи) (слайд 29)
Кого называют лесным доктором? (дятла) (слайд 30)
Из какого дерева делают спички? (осина) (слайд 31)
Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т.д.) (слайд 32)
Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад) (слайд 33)
Итог: Здорово, и с этим заданием вы справились!
Ведущий 1: Игра «Да или нет!» Дайте правильный ответ. Фон музыки Песня «Ах, какая осень!» (слайд 34)
- Осенью цветут цветы? (да)
- Осенью растут грибы? (да)
- Тучки солнце закрывают? (да)
- Колючий ветер прилетает? (да)
- Туманы осенью плывут? (да)
- Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
- Норки звери закрывают? (да)
- Урожай все собирают? (да)
- Часто, часто льют дожди? (да)
- Достаём мы сапоги? (да)
- Солнце светит очень жарко? (нет)
- Можно детям загорать? (нет)
- Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать? (да)
Итог: Молодцы! Вы знаете приметы осени. Идём дальше.
Ведущий 2: Игра: «Собери осеннюю картинку» 2 команды
Задание в конвертах, каждой группе индивидуально нужно собрать букет цветов из разрезных картинок.
Ведущий 1: Теперь немного передохнем и откроем следующую страницу нашего альбома «Музыка осени». У каждого времени года своя музыка. Она сначала праздничная и величавая, но пролетают дни за днями и щедрый гимн урожая сменяют грустные напевы. Улетают птицы, облетает листва и задумчивой становится мелодия осени. Многие композиторы изображали осень в своих произведениях. Их музыка необыкновенно прекрасна, каждый звук ее проникает в глубину нашего сердца, нашей души.
Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил в прогулках, гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде свою красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыкальном альбоме «Времена года». Послушаем его «Осеннюю песнь» (Звучит «Осенняя песнь. Октябрь.» П.И.Чайковского) (слайд 35)
Ведущий 2: Следующая остановка «Осенены-именины» (слайд 36)
Осенью отмечают свой день рождения многие люди.
И сегодня в этом праздничном зале мы поздравляем всех тех, кто родился осенью. Примите в подарок наше пожелание:
Будьте здоровыми, будьте счастливыми,
Будьте, как солнышко, красивыми,
Будьте, как звонкие ручьи,
Будьте, как бабочки игривыми,
Будьте всегда трудолюбивыми,
Никогда не ссорьтесь с мамой, папой, бабушкой, друзьями и растите большими, большими! Вот такими!!!
Ведущий 1: - Я прошу выйти сюда тех, кто родился в сентябре, октябре и ноябре.
Рожденным осенью. Поздравление.
Осенним днём случилось чудо –
Родился этот человек!
Так пусть же он счастливым будет
И проживёт добром свой век!
Ведущий 2: Остановка «Школа» (слайд 37)
Подходит к концу наше путешествие. Я очень рада, что мы полным составом подошли к конечной точке нашего пути. Вы были внимательны друг к другу, помогали справиться с трудностями. Осень дарит вам свои плоды. Эти фрукты широко известны в наших краях. Они наделяют людей необыкновенной силой, красотой и долголетием.
Выносится корзинка с яблоками. Каждый участник получает вкусный приз.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Ведущая 1 : Вот и закрылась последняя страничка нашей осенней встречи. Давайте подведем итоги конкурсов.
(Подведение итогов)
Всем большое спасибо за путешествие в Страну Осени!
Кому понравился наш Осенний Калейдоскоп?