2. Введение в тему, актуализация знаний и фиксация затруднений. Проблемная ситуация. Цель: создать проб-лемную ситуацию, зафиксировать причину затрудне-ний, спрогнозиро-вать предстоящую деятельность. | Вступление учителя (ставит проблему гармонии и красоты, зачитывает высказывания великих о симметрии») Принципы симметрии играют важную роль во многих областях человеческой жизни: науке и искусстве, технике и окружающей нас природе. По мнению немецкого математика Германа Вейля, симметрия– это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство. «Симметрия» по-гречески означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей». По словам греческого философа Платона «… быть прекрасным значит быть симметричным и соразмерным» Предлагает вспомнить известные виды симметрии. Вспомните, о каких видах симметрии мы уже знаем? Итак, нам уже известны такие виды симметрии, как поворотная и центральная. Но исчерпывается ли этими видами многообразие законов природы. На сегодняшнем уроке мы постараемся это выяснить. Выдает задание группам, формулирует условия выполнения, фиксирует результаты. Задание 1. У каждой группы на столе лежит несколько файлом. Возьмите файл № 1, достаньте его содержимое и ознакомьтесь с ним: это 3 больших и 6 маленьких рисунков. На 3-х больших рисунках у вас изображены группы предметов, объединенных по некоторому признаку. А теперь задания: 1. Обдумайте признаки, по которым предметы собраны в каждую группу. 2. Распределите отдельные фигуры по группам (воспользуйтесь клеем). Группа, справившаяся с заданием, поднимает руки. Обсуждаются выдвинутые гипотезы и проверяется выполненное задание. Делаем вывод: в 1 группу попали объекты, обладающие центральной симметрией, во 2 – без симметрии, в 3 – объекты с одинаковой левой и правой частью. | Слушают высказывания, обдумывают их. Вспоминают уже изученные виды симметрии, отвечают на вопросы учителя. Обдумывает возможность существования других видов симметрии, выдвигают гипотезы. Выполняют задания, работая в группах. Выдвигают гипотезы, высказывают свое мнение, обосновывают его, выслушивают мнения других, приходят к общему решению. Формулируют признаки, по которым объединены фигуры. . Участвуют в обсуж-дении. Высказывают возникшее затруднение – появился ещё неиз-вестный вид симметрии. | Познавательные (поиск нужной информации, умение анализи-ровать условие, устанавливать прчинно-следст-венные связи, выстраивать логическую цепочку); Коммуникативные (умение вести диалог, учитывать разные мнения в сотрудничестве) Личностные (формирование способности к эмоциональному восприятию материала) Регулятивные (способность к саооценке) | Слайд Слайд Слайд | |
3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, построение проекта выхода из затруд-нения, проговарива-ние темы и целей урока. | Задание 2. Возьмите папку с № 2. В ней находится 1 рисунок. К какой группе его можно отнести? Почему? Правильно, к 3-ей. Правая и левая часть рисунка похожи. А как проверить, действительно ли они похожи, т.е. совпадают? Сложите фигуры, перегнув рисунок пополам. Какая линия получилась на сгибе? Совпали ли части фигуры? Можно ли сказать, что левая и правая часть фигуры симметричны? Относительно чего эта симметрия? Вводит понятие осевой симметрии. Линию симметрии в таком случае называют осью симметрии, а саму симметрию осевой. Предлагает учащимся сформулировать тему урока. Итак, сегодня тема нашего урока …. Все фигуры 3-ей группы обладают симметрией относительно прямой. Задание 3. Ученику 6 класса Коле предложили закончить рисунок так, чтобы готовая фигура обладала осевой симметрией. Правильно ли Коля выполнил задание? В чем его ошибка? Что мы должны знать об осевой симметрии, чтобы суметь исправить ошибки ученика? Какая задача у нашего урока? …. Правильно, больше узнать об осевой симметрии. Узнать, как строить точки и фигуры, симметричные относительно прямой. | Выполняют задание, сравнивают, анализируют объекты, высказывают гипотезы о их возможных свойствах. Фиксируют новое знание в устной и письменной форме. Формулируют тему урока, записывают тему в тетради. Анализируют условие задачи, высказывают предположения о некорректности решения, обосновывают свое мнение. Оценка того, что уже известно и что нужно ещё узнать. Формулируют цели урока. | Познавательные (самостоятельно выделять познавательную цель,умение анализировать условие, устанав-ливать причинно-следственные связи, выстра-ивать логическую цепочку); Коммуникативные (умение вести диалог, высказы-вать и обосновы-вать свое мнение, учитывать разные мнения в сотрудничестве) Личностные (критичность мышления) - Регулятивные (способность к саооценке) | | |
4. Реализация построенного знания. Открытие нового знания. Цель: фиксация нового знания в речи и знаково. | Задание 4. Возьмите ваш рисунок. На нем отмечены пары точек: А и А1, В и В1. Что произошло с точками во время сгибания рисунка? Соедините данные точки отрезками АА1, ВВ1. Подумайте, как расположены получившиеся отрезки по отноше-нию к оси симметрии. Какие прямые называют перпендикулярными. Как обозначаются такие прямые на рисунке? Что можно сказать о точках пересечения отрезков с осью симметрии. Как показать равные отрезки на рисунке? Сформулируйте 2 условия, при которых точки А и А1 будут симметричны относительно прямой. | Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя, формулируют условия симметрии точек относительно прямой. | Познавательные (поиск нужной информации, умение анализи-ровать условие, логическую цепочку); Коммуникативные (умение вести диалог, учитывать разные мнения в сотрудничестве) Личностные (критичность мышления) Регулятивные (прогнозирование) | Слайд 12 Слайд 13 | |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: развивать умения применять новые знания в типовых заданиях. | Задание 5. Определите какие из точек на рисунке симметричны относительно прямой? Какие условия не выполнены для точек В, В1 и С, С1? Задание 6. Постройте точку М1 симметричную точку М относительно прямой m. Как это сделать? Попробуйте сформулировать алгоритм построения, ориентируясь на определение симметричных относительно прямой точек. С помощью какого инструмента можно построить перпендикуляр к прямой? С помощью какого инструмента можно отложить отрезок, равный данному? Алгоритм построения обсуждается, уточняется и фиксируется. | Выполняют задание, закрепляют условие симметрии точек относительно прямой. Формулируют алгоритм построения точек, симметричных относительно прямой, в результате побуждающего и подводящего диалога. Фиксируют алгоритм в устной и письменной форме. | | Слайд 14 Слайд 15 | |
6. Самостоятельная работа с самопро-веркой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях | Учащиеся выполняют индивидуальные задания на построение точек, симметричных относительно прямой. Каждый ученик из группы получает из пакета № 3 индивидуальное задание. По завершению работы выполняют взаимопроверку. | Выполняют индивидуальные задания, ориентируясь на опору. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку результата.. | Познавательные (самостоятельный выбор действия в соответствии с поставленной задачей); Коммуникативные (рефлексия своих действий) Личностные (ответственное отношение к учению) - Регулятивные (действовать с учетом выделенных ориентиров) | Слайд 16 | |
7. Рефлексия учебной деятель-ности на уроке. Цели: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Учащиеся представляют небольшие проекты об осевой симметрии в природе, архитектуре и т.п. Ответьте на вопросы: Какие виды симметрии вы можете назвать теперь? Как называется симметрия относительно точки? Относительно прямой? Определите, является ли прямая осью симметрии? Симметричны ли фигуры относительно прямой? | Отвечают на вопросы учителя. Обосновывают ответы с опорой на новые знания и умения. Самооценка того, что должно было быть усвоено и что усвоено самим учеником. | Познавательные (осознанное вла-дение способами решения); Коммуникативные (строить точное высказывание, аргументировать свою позицию) - Регулятивные (способность к самооценке) | Слайд 17 | |