СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Осмысление Великой Победы 1945 года в 40-50-е годы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Осмысление Великой Победы 1945 года в 40-50-е годы.»

Осмысление Великой Победы 1945 года в 40-50-е годы. Поэзия Ю. Друниной, С. Орлова, А. Межирова.

Осмысление Великой Победы 1945 года в 40-50-е годы. Поэзия Ю. Друниной, С. Орлова, А. Межирова.

1945-1953 1955-1964 – 1965-1980-е – литература «застоя» литература «оттепели»

1945-1953

1955-1964 –

1965-1980-е –

литература «застоя»

литература «оттепели»

Великая Отечественная война заново приучила людей принимать решения и действовать самостоятельно нарушила полную самоизоляцию сталинской державы активизировало уничтоженное было христианство

Великая Отечественная война

  • заново приучила людей принимать решения и действовать

самостоятельно

  • нарушила полную самоизоляцию

сталинской державы

  • активизировало

уничтоженное было христианство

Усиление тоталитаризма изолирование вчерашних военнопленных , депортация в восточные районы  ряда обвиненных в « коллективном предательстве» народов , арест и вывоз в отдаленные районы инвалидов войны «Страшное восьмилетие было долгим. Вдвое дольше войны. Долгим, ибо в страхе отшелушивались от души фикции, ложная вера; медленно шло прозрение. Да и трудно было догадаться, что ты прозреваешь, ибо прозревшие глаза видели ту же тьму, что и незрячие» (Д. Самойлов)

Усиление тоталитаризма

  • изолирование вчерашних

военнопленных ,

  • депортация в восточные районы ряда обвиненных в

« коллективном предательстве»

народов ,

  • арест и вывоз в отдаленные районы инвалидов войны

«Страшное восьмилетие было долгим. Вдвое дольше войны.

Долгим, ибо в страхе отшелушивались от души фикции, ложная вера; медленно шло прозрение. Да и трудно было догадаться, что ты прозреваешь, ибо прозревшие глаза видели ту же тьму, что и незрячие» (Д. Самойлов)

«Бронзовый век» Фронтовая лирика Эстрадная лирика Тихая лирика Соколов В. Куняев С. Е. Евтушенко, А. Вознесен- ский, Наровчатов С. Горбовский Г. Слуцкий Б. Друнина Ю. Самойлов Д. Левитанский Рубцов Н. Р. Рождествен- Жигулин А. ский Б. Ахмадулина Б. Окуджава Оттепель- период расцвета поэзии в литературе

«Бронзовый век»

Фронтовая лирика

Эстрадная лирика

Тихая лирика

Соколов В. Куняев С.

Е. Евтушенко, А. Вознесен-

ский,

Наровчатов С.

Горбовский Г. Слуцкий Б.

Друнина Ю. Самойлов Д. Левитанский

Рубцов Н.

Р. Рождествен- Жигулин А.

ский

Б. Ахмадулина Б. Окуджава

Оттепель- период расцвета поэзии в литературе

Особенности эстрадной поэзии Яркие образы, легко воспринимаю щиеся на слух Рубленая фраза (возврат к поэтике футуризма) Тема поэзии, политические темы

Особенности эстрадной поэзии

  • Яркие

образы, легко воспринимаю щиеся на слух

  • Рубленая фраза (возврат к поэтике

футуризма)

  • Тема поэзии, политические темы
Авторская песня Романтическая «песня странствий»: образ друга образ пути Сатирическая «песня протеста» (А.Галич, Ю. Ким, В. Высоцкий)

Авторская песня

Романтическая

«песня

странствий»:

образ друга образ пути

Сатирическая

«песня

протеста» (А.Галич,

Ю. Ким,

В. Высоцкий)

Героико-патриотический аспект в литературе 40-х годов «Без опыта прошедшей  войны  я не мыслю себя и даже думаю, что без этого опыта я теперь не могла бы писать.»       О. Берггольц

Героико-патриотический аспект в литературе 40-х годов

«Без опыта прошедшей  войны  я не мыслю себя и даже думаю, что без этого опыта я теперь не могла бы писать.»

О. Берггольц

Причины расцвета военной литературы «Хрущевская оттепель» Поэты - фронтовики

Причины расцвета военной литературы

  • «Хрущевская оттепель»
  • Поэты - фронтовики
«Сороковые, роковые…»  Расцвет поэзии   Имена: Давид Самойлов Юлия Друнина Михаил Луконин Сергей Орлов Юрий Воронов Михаил Дудин Александр Твардовский Темы: Осуждение войны Прославление подвига Фронтовая дружба Мироощущение военного поколения

«Сороковые, роковые…» Расцвет поэзии

Имена:

Давид Самойлов

Юлия Друнина

Михаил Луконин

Сергей Орлов

Юрий Воронов

Михаил Дудин

Александр Твардовский

Темы:

Осуждение войны

Прославление подвига

Фронтовая дружба

Мироощущение

военного поколения

Военная проза 50-70-х годов   Осмысление  войны  как  величайшей  трагедии народа Три направления в русской литературе  о Великой Отечественной войне : гуманистическое осмысление войны художественно-документальное героико-эпическое

Военная проза 50-70-х годов

Осмысление  войны 

как  величайшей  трагедии народа

Три направления в русской литературе о Великой Отечественной войне :

гуманистическое осмысление войны

художественно-документальное

героико-эпическое

ДРУНИНА Юлия Владимировна (1925 - 1991)  Родилась 10 мая в Москве в семье учителя. Детство прошло в центре Москвы, училась в школе, где работал отец. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором. В 11 лет начала писать стихи.

ДРУНИНА Юлия Владимировна (1925 - 1991)

  • Родилась 10 мая в Москве в семье учителя. Детство прошло в центре Москвы, училась в школе, где работал отец. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором. В 11 лет начала писать стихи.
Когда началась Отечественная война,  в шестнадцатилетнем возрасте записывается  в добровольную санитарную дружину при  Районном обществе Красного  Креста и работает санитаркой в глазном  госпитале. Участвует в строительстве  оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), после окончания которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Всеми силами рвется на фронт. Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, в Главное управление ВВС. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда, едет на Запад.
  • Когда началась Отечественная война,

в шестнадцатилетнем возрасте записывается

в добровольную санитарную дружину при

Районном обществе Красного

Креста и работает санитаркой в глазном

госпитале. Участвует в строительстве

оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), после окончания которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Всеми силами рвется на фронт. Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, в Главное управление ВВС. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда, едет на Запад.

  • В Гомеле получает направление в 218-ю стрелковую дивизию. Снова была ранена. После выздоровления пыталась поступить в Литературный институт, но ее постигла неудача. Возвращается в самоходный артполк. Звание - старшина медслужбы, воюет в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. Контузия, и 21 ноября 1944 получает документ "...негоден к несению военной службы".
  • Приезжает в Москву, идет в Литературный институт, приходит со студентами на лекцию и остается здесь. Никто не посмел ей отказать.
  • В начале 1945г.  в журнале "Знамя" была напечатана подборка стихов Друниной, в 1948 - стихи "В солдатской шинели".
  • В марте 1947г. была принята в Союз писателей, что дало возможность продолжать творческую деятельность.
  • Институт закончила только в 1952, несколько лет пропустила из-за замужества и рождения дочери. Стихов не писала.
  • В 1955 сборник "Разговор с сердцем", в 1958 - "Ветер с фронта", в 1960 - "Современники", в 1963 - "Тревога" и другие сборники. В 1970-е выходят сборники: "В двух измерениях", "Я родом из детства", "Окопная звезда", "Не бывает любви несчастливой" и др. В 1980 - "Бабье лето", в 1983 - "Солнце - на лето".
  • Автобиографическая повесть Друниной "С тех вершин..." увидела свет в 1979.
  • Ю.Друнина трагически ушла их жизни, покончив с собой 21 сентября 1991 г
Орлов Сергей Сергеевич   1921 -1977 Вырос в семье сельских учителей. В 1938 году получил премию на Всесоюзном конкурсе стихотворений школьников за стихотворение «Тыква», которое очень понравилось Корнею Чуковскому. В 1940 году поступил на истфак Петрозаводского университета. В июне 1941 года вступил в истребительный батальон народного ополчения Белозерска. Спустя два месяца стал танкистом. 17 февраля 1944 года чуть заживо не сгорел в танке, следы от страшных ожогов остались на его лице на всю жизнь

Орлов Сергей Сергеевич 1921 -1977

  • Вырос в семье сельских учителей. В 1938 году получил премию на Всесоюзном конкурсе стихотворений школьников за стихотворение «Тыква», которое очень понравилось Корнею Чуковскому. В 1940 году поступил на истфак Петрозаводского университета. В июне 1941 года вступил в истребительный батальон народного ополчения Белозерска. Спустя два месяца стал танкистом.
  • 17 февраля 1944 года чуть заживо не сгорел в танке, следы от страшных ожогов остались на его лице на всю жизнь
Первый сборник стихов «Фронт» выпустил в Челябинске в 1942 году. Известность принесло написанное в 1944 году стихотворение «Его зарыли в шар земной».  Профессионалы высоко оценили книгу «Третья скорость», изданную в 1946 году.  Окончил в 1954 году Литинститут. Но стихи о мирном времени уже сильного накала не имели. Все критики это прекрасно понимали. В то же время они, не желая обидеть поэта, придумывали разные красивые, но ни к чему не обязывающие слова.  В начале 1970-х годов Орлова избрали рабочим секретарём Союза писателей России, и он из Ленинграда переехал в Москву. Лауреат Госпремии России (1974) — За книгу стихов «Верность».
  • Первый сборник стихов «Фронт» выпустил в Челябинске в 1942 году. Известность принесло написанное в 1944 году стихотворение «Его зарыли в шар земной».
  • Профессионалы высоко оценили книгу «Третья скорость», изданную в 1946 году.
  • Окончил в 1954 году Литинститут. Но стихи о мирном времени уже сильного накала не имели. Все критики это прекрасно понимали. В то же время они, не желая обидеть поэта, придумывали разные красивые, но ни к чему не обязывающие слова.
  • В начале 1970-х годов Орлова избрали рабочим секретарём Союза писателей России, и он из Ленинграда переехал в Москву. Лауреат Госпремии России (1974) — За книгу стихов «Верность».
Александр Межиров  1923 -2009  Родился в Москве, в старом Замоскворечье, в интеллигентной  семье.  Ушёл на фронт со школьной скамьи в 1941 году. Красноармеец стрелковой части на Западном фронте, с 1942 года заместитель командира стрелковой роты на Западном и Ленинградском фронтах, в Синявинских болотах. На фронте в 1943 году был принят в партию. Уволен из армии в 1944 году после ранения и контузии в звании младшего лейтенанта

Александр Межиров 1923 -2009

  • Родился в Москве, в старом Замоскворечье, в интеллигентной

семье.

Ушёл на фронт со школьной скамьи в 1941 году. Красноармеец стрелковой части на Западном фронте, с 1942 года заместитель командира стрелковой роты на Западном и Ленинградском фронтах, в Синявинских болотах. На фронте в 1943 году был принят в партию. Уволен из армии в 1944 году после ранения и контузии в звании младшего лейтенанта

После войны не окончил Литературный институт им. М. Горького. Член СП СССР с 1946. Участвовал вместе с Н. К. Старшиновым в занятиях литературного объединения И. Л. Сельвинского. Поддерживал дружеские связи с С. С. Наровчатовым. С 1966 года профессор кафедры литературного мастерства Литературного института им.Горького . Многие годы вел в этом институте поэтический семинар на Высших Литературных Курсах. Был учителем и признанным мэтром для целой плеяды поэтов. Лауреат Государственной премии СССР в области Поэзии 1986 года. Лауреат Государственной Премии Грузинской ССР 1987 года. Лауреат Премии имени Важа Пшавелы независимого СП Грузии 1999 года
  • После войны не окончил Литературный институт им. М. Горького. Член СП СССР с 1946. Участвовал вместе с Н. К. Старшиновым в занятиях литературного объединения И. Л. Сельвинского. Поддерживал дружеские связи с С. С. Наровчатовым.
  • С 1966 года профессор кафедры литературного мастерства Литературного института им.Горького
  • . Многие годы вел в этом институте поэтический семинар на Высших Литературных Курсах. Был учителем и признанным мэтром для целой плеяды поэтов.
  • Лауреат Государственной премии СССР в области Поэзии 1986 года.
  • Лауреат Государственной Премии Грузинской ССР 1987 года.
  • Лауреат Премии имени Важа Пшавелы независимого СП Грузии 1999 года
С 1992 года проживал в США.  Читал курс лекций по русской  поэзии на русском отделении Портлэндского Университета  в штате Оригон. Делал  передачи о русских поэтах на  русском радио Нью-Йорка.  Продолжал писать стихи,  которые явились новым витком  в его творчестве, отличающиеся сжатой формой и поэтической пронзительностью. В 1994 году удостоен Награды Президента Соединенных Штатов Америки У. Клинтона, которая была вручена ему в Белом Доме
  • С 1992 года проживал в США.

Читал курс лекций по русской

поэзии на русском отделении Портлэндского Университета

в штате Оригон. Делал

передачи о русских поэтах на

русском радио Нью-Йорка.

Продолжал писать стихи,

которые явились новым витком

в его творчестве, отличающиеся сжатой формой и поэтической пронзительностью.

  • В 1994 году удостоен Награды Президента Соединенных Штатов Америки У. Клинтона, которая была вручена ему в Белом Доме
Главная тема лирики поэтов военного времени – тема подвига и героизма, мужества солдата на войне, подвига женщин и детей в тылу врага.

Главная тема лирики поэтов военного времени – тема подвига и героизма, мужества солдата на войне, подвига женщин и детей в тылу врага.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!