ОСМЫСЛЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Должикова С.А.,
заместитель директора
по УВР
МОУ «Средняя школа № 50
города Макеевки»
АННОТАЦИЯ. Рассмотрены примеры образовательных систем некоторых стран с точки зрения оценивания качества образования., показаны возможности использования передового педагогического опыта. Выявлены недостатки оценочной системы учебных достижений учащихся в Донецкой Народной Республике, предложены пути усовершенствования и развития системы оценивания качества образования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Оценивание, система оценивания, качество образования, образовательные потребности, образовательная политика, учебные достижения, универсальные учебные действия (УУД).
Какой самый распространенный вопрос слышат учащиеся, возвратившись из школы - «Какие отметки ты получил?». Ни «Как ты себя чувствуешь?», ни «Что нового узнал, чему научился?», ни, на худой конец, «Голоден ли ты?». Отметка в нашей стране перестала быть просто показателем качества знаний учащегося: хорошая отметка - своеобразная «валюта», допуск к всевозможным благам, а неудовлетворительная – повод для наказания, давления. Отношение и учащихся, и их родителей к отметкам – излишне прагматичное. Во главу угла ставится не качество образования, а рейтинг. «Мой сын (дочь) не может получать такие низкие отметки!»К сожалению, способ повысить рейтинг по мнению многих современных родителей – не труд, не горы прочитанных книг, не сотни решенных задач. Все гораздо проще, можно сменить учителя, общеобразовательное учреждение в поисках «более сговорчивых», можно поискать поддержки в вышестоящих организациях, чтобы на учителя оказали давление более профессионально.
Школа, равно как и любая другая бюджетная организация, абсолютно не самостоятельна в принятии решений. Деятельность школы регламентируется огромным перечнем законодательных документов и контролируется множеством контролирующих организаций. В Донецкой Народной Республике принята и функционирует пятибалльная система оценивания качества образования, несмотря на все недостатки и многолетнюю критику. Пяти баллов (из которых «работают» только три) недостаточно. В мире уже существуют более эффективные оценочные системы. Например, в Голландии как в средней, так и в высшей школе используют десятибалльную систему. Наивысшим баллом является 10, минимальная положительная оценка – 6. Оценки 1-3 практически не применяются, 9 и 10 баллов выставляются редко, лишь за выдающиеся достижения. В некоторых странах применяются системы похожие на ту, что используется в Голландии. Один из примеров – стобалльная система по возрастанию. Однако, неверно было бы приравнивать оценку в 90-100 баллов по этой системе к голландским 10 баллам, 80-90 – к 9 голландским баллам. Скажем, оценка 80 в китайских школах не считается хорошей, практически все выставляемые оценки в китайской высшей школе находятся в интервале от 80 до 100. Между тем, в Голландии 8 – достаточно хорошая оценка, поскольку там чаще всего выставляются оценки от 6 до 8 баллов.
Принять другую систему оценивания качества образования достаточно легко, значительно труднее изменить принципы, положенные в основу процесса оценивания вообще. Любая образовательная система должна быть обусловлена внутренней политикой государства. Образование не может существовать обособленно, только ради самого процесса. Любая оценочная система будет эффективна, если каждый гражданин, независимо от возраста и социального положения, сможет ответить на вопрос, с какой целью он получает (или намеревается получить) образование. В мире большое количество государств с успешными образовательными системами – Япония, Финляндия, Нидерланды, Канада, США. Высоким качеством образования могут похвастаться Новая Зеландия, Катар, Бельгия, Швейцария, Эстония, Сингапур. Самые последние рейтинги показывают эффективность системы образования Сингапура. Выпускники школ города-государства обладают великолепными знаниями, умением работать в условиях меняющейся экономики и новой промышленной революции. Четко осознавая свои сильные и слабые стороны, государство в свое время взяло жесткий курс на развитие интеллектуального потенциала детей и молодежи – помочь ученикам выявить собственные таланты и развить страсть к обучению. Как считают в Сингапуре, если ученик, да и вообще человек, морально и физически – здоровая личность, то достичь успехов не составит труда. Родители вовлечены в развитие детей, но не вмешиваются в учебные планы и жизнь школы. Любая школа оснащена всем необходимым, чтобы воспитать лучших из лучших. Учителя имеют большие возможности для саморазвития, хорошо обеспечены на работе и в быту. Оценивание учащихся, как и сами учебные программы, очень прозрачно. На фоне общего настроя на саморазвитие дети имеют понятные ориентиры, к которым с удовольствием движутся. Хотя стоит сказать, что образовательная система Сингапура не подходит для повсеместного внедрения. Каждому государству необходимо искать свой путь, основываясь на лучших примерах.
Система оценивания должна способствовать улучшению качества образования не путем поиска и констатации плохих результатов в обучении в отдельных учебных заведениях, а с помощью достижения гармонии между учебными заведениями и теми, кто проводит образовательную политику, которая должна быть четко и доступно сформулирована и доведена до всех представителей социальных слоев.Установлено, что цель оценивания в Финляндии – это прежде всего поддержка учителей и образовательных учреждений путем предоставления разнообразной, актуальной и достоверной информации о деятельности и результатах работы образовательных учреждений страны и системы школьного образования в целом. Результаты учитываются при создании Национального учебного плана и влияют на принятие решений в области образовательной политики, а также активно используются учителями для совершенствования своей учебной деятельности. Все это в конечном итоге преследует одну цель – улучшить качество образования в стране. Важно подчеркнуть, что результаты оценивания используются для контроля выполнения принципов равенства в образовании – реально справедливое предложение образовательных услуг, независимо от географического расположения школ, разнообразия языков, национальности, социального слоя и пола.
Для того, чтобы сформулировать образовательную политику, государство должно решить, к чему готовить подрастающее поколение – выполнять контрольные работы, тесты и т.д. и сдавать экзамены на «отлично» или социализироваться и жить в условиях конкуренции? В каком направлении работать учителям – формировать «багаж знаний» или «ядро ценностей»? Отсюда вытекает следующий вопрос: что оценивать – знания или умения (УУД)? Для советской оценочной системы характерно оценивание знаний учащихся (не потому ли мы, которые родились в Советском Союзе, до сих пор помним и пользуемся учебным материалом). В Финляндии, например, учебные достижения учащихся вообще никак не оцениваются до 12 лет. Качество образования должно быть показателем личностного развития учащегося, а не способом давления на учителя, и ответственность за успеваемость должна лежать преимущественно на ученике и его родителях. Требования к работе педагога в наше время так высоки, что родители практически отстранились от процесса обучения и воспитания детей или, наоборот, считают себя вправе вмешиваться в учебно-воспитательный процесс в школе.
С другой стороны, каждый ученик прогрессирует в своем темпе, отметка может быть препятствием на пути образовательных достижений учащегося. В финской начальной школе учитель учит ребенка самооценке, он учит его понимать свои способности и мобилизовать свои ресурсы, чтобы добиться хороших учебных результатов. Полное незнание предмета оценивается баллом «4». Это означает, что ребенку необходимо заново пройти данный курс обучения. В основной школе отметки служат определяющим критерием для поступления в старшие классы – общеобразовательного или профессионального направления. Особенно необходимо отметить мотивирующую функцию оценивания достижений учащихся в школе Финляндии, которая акцентирует внимание ученика и родителей на том, что знает и умеет делать ученик. Оценка достижений призвана формировать положительный образ ученика, прежде всего для него самого, что будет стимулировать его к выполнению новых учебных задач. Оценка при этом теряет соревновательный характер, она становится стимулирующим средством. При такой форме оценивания стресс и тревога в классе сводятся к минимуму. Отсутствие стандартизированных тестов и экзаменов до окончания основной школы дает возможность учителям умеренно и позитивно применять отметки, ставя цель прежде всего научить детей самостоятельно учиться и научить их самооценке своих достижений.
В Японии система оценивания не столь позитивна. Главная проблема японских школ – это выматывающие экзамены, каждый из которых занимает несколько часов упорного труда и гораздо больше времени в процессе подготовки к нему. Время от времени они становятся причиной самоубийства школьников. Переход из средней в старшую школу осуществляется по результатам экзаменов. Хорошие ученики попадают в престижные старшие школы, плохие – в захудалые школы для тех, кто не намерен получать высшее образование. Такие школы делают уклон в домоводство, сельское хозяйство и т.д. Те, кто не захотел поступить в старшую школу, могут поступить в пятилетние «технологические колледжи» - профтехнические училища. Однако поступление в них не так уж просто – некоторые технические колледжи принадлежат крупным фирмам, и их выпускники сразу же устраиваются на работу.
Резюмируя вышесказанное: процесс повышения качества образования нужно начинать с глубокого анализа образовательных потребностей общества и возможностей государства создать условия для социальной и профессиональной реализации граждан. Система оценивания качества образования должна быть позитивной и направлена на выявление реального уровня учебных достижений, а не на накапливание или замалчивание академической задолженности. Можно с уверенностью заявить, что львиная доля экономического и социального развития страны – это следствие грамотно построенной системы образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: книга для учителей/ под общей ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 290 с.
Луговская И.Р. Школьное обязательное образование северных стран.Архангельск: Изд-во ПГУ, 2001.96 с.
Бондаренко А. Японская школа глазами русского / Начальная школа.2005. № 5. С.120-126.
Алферов Ю.Г. Мониторинг развития образования в мире / Педагогика.2008. № 7. С.73-84.