Паспорт урока
Предмет: окружающий мир
Тема: «Основной закон России и права человека»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Класс: 4
Место проведения: учебный кабинет
Продолжительность: 40 минут
Цель: формировать знания об основном законе Российской Федерации – Конституции.
Задачи:
Образовательные:
Разобрать с детьми понятия «Конституция», «права», «Конвенция»;
Познакомить обучающихся с правами гражданина России;
Познакомить с правовым статусом гражданина Российской Федерации;
Расширить представления детей о права ребенка;
Закрепить знания об основном законе Российской Федерации – Конституции.
Развивающие:
Познавательные УУД:
Развивать умение планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
Развивать умение выделять главное и анализировать;
Раскрывать понятия «Конституция РФ», «Законы».
Коммуникативные УУД:
Развивать умение формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
Развивать умение учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре и в группе учебного задания;
Развивать умение согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение;
Развивать умение адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Регулятивные УУД:
Развивать умение ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания;
Развивать умение ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания;
Развивать умение осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Воспитательные:
Воспитывать в детях чувство любви и уважения к родной стране.
Основной дидактический метод: словесный (беседа)
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Здравствуйте ребята!!! Сейчас мы посмотрим друг на друга улыбнёмся и пожелаем хорошей работы и отличных результатов.
Мы с вами закончили на прошлом уроке большой раздел, посвященный страницам истории отечества и сегодня начнем изучения нового раздела, который носит название «Современная история».
Повторение изученного материала
А какая именно тема урока, ждет нас сегодня вы узнаете, разгадав кроссворд, посвященный предыдущему разделу, который мы уже изучили!!! Обратите внимание на презентацию!!!
Вопросы к кроссворду:
1. Господствующая над городом высота 102,0 – место ожесточеннейших боев в период Сталинградской битвы.
2. Великая русская река, которую ласково называют «матушка».
3. Как назывался Волгоград во время Великой Отечественной войны?
4. Многие города России были основаны как военная…
5. Что выпускали машиностроительные заводы во время Великой Отечественной войны?
6. Название скульптуры, поднявшейся над Мамаевым курганом в Волгограде.
7. Учреждение, где показывают движение планет, читают научно-популярные лекции по астрономии.
8. Где находился штаб немецкого генерал-фельдмаршала Ф. Паулюса в Сталинграде?
9. Первое название города Волгограда.
10. За Домом Павлова стоят разбитые снарядами и бомбами руины бывшей…
11. Скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь.
К л ю ч е в о е с л о в о: конституция.
Молодцы ребята вы ответили на все вопросы нашего кроссворда, какое ключевое слово данного кроссворда? (конституция)
Сегодня мы поговорим о конституции, узнаем, что такое закон. Откройте учебник на стр. 156 и прочитайте тему сегодняшнего урока «ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА».
- Какую цель и задачи мы с вами поставим? Что узнаем?
Давайте откроем учебник на стр. 153 и прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел
3. Открытие новых знаний.
Изучение нового материала
Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
Верно, мы живем в России. По-другому нашу страну можно назвать «Российская Федерация». В переводе с латинского «федерация» означает «союз», «объединение». В Российской Федерации субъектами федерации являются республики, края, области.
Откройте учебник на стр. 156 и прочитайте «Ты живешь в России»
-Сколько республик образуют РФ? (21)
-Областей? (46)
-Краев? (9)
-Сколько народов проживает в России? (160) Каких национальностей?
-Давайте посмотрим на административную карту России на стр. 154-155
-Кто покажет границы нашей страны? (ученик выходит показывать)
С помощью карты на стр. 154-155 приведите примеры республик, краев, областей.
Какие символы нашей страны вы уже знаете? (герб, гимн, флаг)
О гербе, гимне и флаге мы уже с вами не раз говорили. А вот ещё один очень важный символ России – это Конституция Российской федерации.
Кто из вас знает, в каком документе записаны все права человека в нашей стране? (Конституция)
Кто-нибудь знает, что такое конституция?
Пока вам очень сложно ответить на этот вопрос. Но цель нашего урока- постараться узнать и понять, какими правами пользуются граждане нашего государства и какие обязанности они должны выполнять.
Слайд Конституция – слово латинское и обозначает «устройство», «установление».
12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята Конституция России – главный закон, по которому управляют государством.
Откройте учебник на странице 157 и прочитаем самостоятельно Конституция – Основной закон страны. (читают)
-Конституция – (Основной закон страны)
-Назовите год, когда был принят Основной закон страны? (в 1993 году)
-Что в переводе обозначает «конституция»? (устройство)
-Что такое закон?
Назовите главную мысль нашей Конституции? Что в ней сказано?
(«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»).
- Ребята, чтобы определить, что мы будем изучать дальше, давайте разгадаем ребус. Итак,.
-
Какие слова получились? Верно, «Права» «Человек». Давайте откроем стр. 159 и прочитаем «Что такое права человека»
- Все права делятся на четыре основные группы:
личные или гражданские;
социально-экономические;
культурные;
политические.
- Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова.
Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень: право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.
К культурным правам относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество.
К политическим правам относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно.
- Познакомимся с важнейшими правами гражданина России.
Право на жизнь
Право на свободу
Право на личную неприкосновенность
Право на труд
Право на отдых
Право на свободу слова
Право на свободу совести
Право на образование
Право на медицинское обслуживании
1) Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (жизнь)
– Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь?
Вывод: Человек имеет право на жизнь. Об этом в Конституции в разделе права самая первая статья.
2) Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? (здоровье)
– Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других людей?
Вывод: Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
3) Без кого человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей )
Докажите свое мнение.
– Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье?
4) Что же ещё является значимым для человека, даже уезжая за границу мы хоти вернуться домой? (Родина)
– Почему Родина так важна для человека?
– Почему люди вдалеке от Родины тоскуют по ней?
Вывод: Человек имеет право быть гражданином своей страны.
5) Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может стеснять свободу человека: ни с того ни с сего задержать его, бросить в тюрьму или избить. Вы спросите, а как же преступники. Ведь их сажают в тюрьму?
Учитель: Да, но преступником можно назвать человека только после того, как его вина будет доказана в суде. И тогда он будет наказан – временно лишен свободы. Но и преступников нельзя подвергать физическому наказанию – избивать. Ведь они остаются людьми и сохраняют свои права.
Однако, вред человеку можно нанести не только побоями. Лживым или грубым словом можно обидеть человека, оклеветать, оскорбить его, бросить тень на его честь, доброе имя. И это тоже будет нарушением права – права на защиту чести и достоинства. Каждый может добиваться справедливости, а клеветники должны быть наказаны.
Ребята, как вы думаете, есть ли у вас права?
Прочитайте на стр. 131-162. Перечислите права ребенка.
Закрепление
- Ребята, мы с вами узнали с вами что такое «Российская Федерация», «Закон», «Конституция» и «Декларация». И для того чтобы закрепить наши знания, сейчас мы поработаем в рабочей тетради
Откройте рабочую тетрадь на странице 55, номер 2. С помощью учебника сформулируй определения.
Федерация — это союз, объединение разных народов в одно государство.
Конституция — это основной закон страны.
Декларация — это вид документа, содержащий основополагающие принципы чего-либо.
Номер 3. Напиши, какие народы нашей страны ты знаешь.
Русские, мордва, нанайцы, татары, марийцы, буряты, удмурты, эвенки, чукчи, ханты, манси, белорусы, украинцы, дагестанцы.
Номер 6. какие права ребёнка отражены на этих фотографиях. Подпиши их.
Право на образование.
Право на занятие искусством.
Право на занятие спортом.
Право на заботу родителей.
Подведение итогов
Какую тему мы сегодня с вами проходили?
Какую цель мы поставили на урок?
Достигли ли мы ее?
Что такое Конституция РФ?
Какие права человека вы запомнили?
Рефлексия
Оцените свою деятельность на уроке
Домашнее задание