СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные этапы исторического развития России 19 века и ее отражение в литературе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок по литературе в 10 классе. Урок - лекция.

Просмотр содержимого документа
«Основные этапы исторического развития России 19 века и ее отражение в литературе.»

Основные этапы исторического развития России 19 века и её отражение в литературе Урок 1

Основные этапы исторического развития России 19 века и её отражение в литературе

Урок 1

Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век!  А. Блок

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

А. Блок

Основные события 19 века  1801  1812   Убийство  1825  Павла I  Отечественная  война  Восстание  декабристов  Правление  Николая I  Правление Александра I С 1825 года – 30 лет молчания (до 1855 года)

Основные события 19 века

1801

1812

Убийство

1825

Павла I

Отечественная

война

Восстание

декабристов

Правление

Николая I

Правление Александра I

С 1825 года – 30 лет молчания (до 1855 года)

Основные события 19 века 1853-1856 1861  Крымская война 1881  Отмена крепостного права   Правление  Николая I 1894  Гибель Александра  II   Правление  Александра  II  Начало правления Николая  II   Правление Александра  III   «Глухие»  80-е

Основные события 19 века

1853-1856

1861

Крымская война

1881

Отмена крепостного права

Правление

Николая I

1894

Гибель Александра

II

Правление Александра

II

Начало правления Николая

II

Правление Александра

III

«Глухие»

80-е

До безумной радости волнует не только обилие талантов, рождённых Россией 19 века, но и поражающее разнообразие их.  М. Горький

До безумной радости волнует

не только обилие талантов,

рождённых Россией 19 века,

но и поражающее разнообразие их.

М. Горький

П ери одизация русской литературы XIX века  1801 – 1825 Борьба классицизма, сентиментализма, романтизма, раннего реализма 1826 – 1842 Баллада, поэма, повесть, элегия Расцвет романтизма, переход от романтизма к реализму и социальной сатире 1842 – 1855 Повесть, роман Идейная борьба славянофилов и западников, расцвет «натуральной школы», противостояние гоголевской школы и поэтов - лириков Физиологический очерк, социальная повесть, психологический роман, поэма

П ери одизация русской литературы

XIX века

1801 –

1825

Борьба классицизма,

сентиментализма,

романтизма, раннего реализма

1826 –

1842

Баллада, поэма,

повесть, элегия

Расцвет романтизма, переход от романтизма к реализму и социальной сатире

1842 –

1855

Повесть, роман

Идейная борьба славянофилов и западников, расцвет «натуральной школы», противостояние гоголевской школы и поэтов - лириков

Физиологический очерк, социальная повесть, психологический роман, поэма

П ери одизация русской литературы XIX века  1855 – 1868 Противоборство либералов и демократов, расцвет демократической журналистики, новые темы, проблемы и герои в литературе 1869 – 1881 Демократическая повесть, роман, литературная критика Развитие капитализма, активизация тайных революционных организаций, идеализация крестьянской жизни, развитие реализма Повесть, роман, очерк, рассказ, сказ

П ери одизация русской литературы

XIX века

1855 –

1868

Противоборство либералов и демократов, расцвет демократической журналистики,

новые темы, проблемы и герои в литературе

1869 –

1881

Демократическая повесть, роман, литературная критика

Развитие капитализма, активизация тайных революционных организаций, идеализация крестьянской жизни, развитие реализма

Повесть, роман,

очерк, рассказ, сказ

П ери одизация русской литературы XIX века  1882 – 1895 Усиление реакционной политики царизма, рост пролетариата, пропаганда идей марксизма, обновление тематики в литературе (изображение «среднего человека», интеллигента) 1895 – 1904 Рассказ, повесть, роман Развитие капитализма, противостояние реалистической и декадентской литературы, зарождение пролетарской литературы Повесть, роман,  рассказ, публицистические жанры

П ери одизация русской литературы

XIX века

1882 –

1895

Усиление реакционной политики царизма, рост пролетариата, пропаганда идей марксизма, обновление тематики в литературе (изображение «среднего человека», интеллигента)

1895 –

1904

Рассказ, повесть, роман

Развитие капитализма, противостояние реалистической и декадентской литературы, зарождение пролетарской литературы

Повесть, роман,

рассказ, публицистические жанры

Основные темы русской литературы 19 века 1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что с нами происходит?»  А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н. В. Гоголь «Мёртвые души» 1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто виноват?»  И. С. Тургенев «Записки охотника», И. А. Гончаров «Обломов», М. Е .Салтыков-Щедрин «Губернские очерки» 1861 – 1881 – основной вопрос: «Что делать?»  Н. Г. Чернышевский «Что делать?», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Н. Толстой «Война и мир»

Основные темы русской литературы 19 века

1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что с нами происходит?»

А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто виноват?»

И. С. Тургенев «Записки охотника», И. А. Гончаров «Обломов», М. Е .Салтыков-Щедрин «Губернские очерки»

1861 – 1881 – основной вопрос: «Что делать?»

Н. Г. Чернышевский «Что делать?», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Н. Толстой «Война и мир»

Социально-политическая борьба во второй половине 19 века Выступали против любых общественных перемен;  сопротивлялись  всему новому;  хотели сохранить  крепостнические порядки

Социально-политическая борьба во второй половине 19 века

Выступали против

любых общественных перемен;

сопротивлялись

всему новому;

хотели сохранить

крепостнические порядки

Социально-политическая борьба во второй половине 19 века страх перед народной революцией Западники Славянофилы Радикалы- просветители Стремились: Отстаивали: к освобождению крестьян;  к введению республики; к европейскому образу жизни верность принципам самодержавия;  русские традиции Выступали: против крепостного права;  против самодержавия

Социально-политическая борьба во второй половине 19 века

страх перед народной революцией

Западники

Славянофилы

Радикалы-

просветители

Стремились:

Отстаивали:

  • к освобождению крестьян;
  • к введению республики;
  • к европейскому образу жизни
  • верность принципам самодержавия;
  • русские традиции

Выступали:

  • против крепостного права;
  • против самодержавия
Социально-политическая борьба во второй половине 19 века Выступали против самодержавия и крепостничества;  мечтали о  необходимости ломки старых  устоев в интересах народа

Социально-политическая борьба во второй половине 19 века

Выступали против

самодержавия и крепостничества;

мечтали о

необходимости ломки старых

устоев в интересах народа

Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в коренных изменениях»   Как их проводить?     Либералы Революционеры - демократы Либералы Революционеры - демократы Спасение России только в революции России необходимы реформы сверху, без революции

Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в коренных изменениях» Как их проводить?

Либералы

Революционеры - демократы

Либералы

Революционеры - демократы

Спасение России только в революции

России необходимы реформы сверху, без революции

Социально-политическая борьба во второй половине 19 века Почвенники Народники Религиозные философы Считали, что «русское общество должно соединиться с народною почвой» Развивали идеи крестьянской революции Призвание человека в достижении богоподобного могущества

Социально-политическая борьба во второй половине 19 века

Почвенники

Народники

Религиозные

философы

Считали, что

«русское общество должно соединиться с народною почвой»

Развивали

идеи крестьянской революции

Призвание человека в достижении богоподобного могущества

Социально-политическая борьба в литературе Критический реализм, «натуральная школ а» «Чистое искусство» «Период с 1856 года по 1880 год – время величайших достижений русского критического реализма 19 века» (Д.Д.Благой) Теоретики «чистого искусства» романтизировали возвышенное и прекрасное, противопоставляли «вечное» в искусстве «злободневному», призывали быть далёкими от «житейского волненья» Писатели демократических убеждений сгруппировались вокруг журнала «Современник»

Социально-политическая борьба в литературе

Критический реализм,

«натуральная школ а»

«Чистое искусство»

«Период с 1856 года по 1880 год – время величайших достижений русского критического реализма 19 века» (Д.Д.Благой)

Теоретики «чистого искусства» романтизировали возвышенное и прекрасное, противопоставляли «вечное» в искусстве «злободневному», призывали быть далёкими от «житейского волненья»

Писатели демократических убеждений сгруппировались вокруг журнала «Современник»

Представители критического реализма  Группа сотрудников журнала

Представители критического реализма

Группа сотрудников журнала "Современник". Сидят слева направо:

И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский.

Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович.

Представители «чистого искусства» А. А. Фет Ф. И. Тютчев А. К. Толстой

Представители «чистого искусства»

А. А. Фет

Ф. И. Тютчев

А. К. Толстой

Основные проблемы в литературе 19 века  (готовимся к ЕГЭ)  добро и зло;  вина и наказание;  мир и война;  энергия человека и его бездействие;  мудрость и легкомыслие;  любовь и отчуждение;  деспотизм и рабство;  труд и праздность;  тело и душа;  вера и скепсис.  подготовка к ЕГЭ по русскому языку http://4-5plus.ru

Основные проблемы в литературе 19 века (готовимся к ЕГЭ)

  • добро и зло;
  • вина и наказание;
  • мир и война;
  • энергия человека и его бездействие;
  • мудрость и легкомыслие;
  • любовь и отчуждение;
  • деспотизм и рабство;
  • труд и праздность;
  • тело и душа;
  • вера и скепсис.
  • подготовка к ЕГЭ по русскому языку http://4-5plus.ru

03.03.19

03.03.19

Основатели русского классицизма А. Кантемир В. Тредиаковский М. Ломоносов

Основатели русского классицизма

А. Кантемир

В. Тредиаковский

М. Ломоносов

Классицизм 1 . Ориентация на античное искусство. 2. Простота, стройность, логичность композиции произведения. 3.Общественная, гражданская проблематика. 4.Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели. 5.Строгая иерархия жанров, героев. 6.Теория «трёх штилей». 7.Правило «трёх единств».

Классицизм

1 . Ориентация на античное искусство.

2. Простота, стройность, логичность композиции произведения.

3.Общественная, гражданская проблематика.

4.Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели.

5.Строгая иерархия жанров, героев.

6.Теория «трёх штилей».

7.Правило «трёх единств».

 Русские  классицисты Г. Р. Державин Д. И. Фонвизин

Русские классицисты

Г. Р. Державин

Д. И. Фонвизин

Основатели сентиментализма Англия Лоренс Стерн Франция Жан Жак Руссо Англия Сэмюэл Ричардсон

Основатели сентиментализма

Англия

Лоренс Стерн

Франция

Жан Жак Руссо

Англия

Сэмюэл Ричардсон

 Русские  сентименталисты Н. М. Карамзин А. Н. Радищев

Русские сентименталисты

Н. М. Карамзин

А. Н. Радищев

Сентиментализм 1. Изображение человеческой психологии. 2. Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств, преувеличенная чувствительность героев. 3. Идеализация действительности, субъективное изображение мира. 4. В центре изображения – чувства, природа. 5. Представители низших сословий наделяются богатым духовным миром. 6. Идеалом является нравственная чистота, не испорченность. 7. Значимость гражданской проблематики содержания. 03.03.19

Сентиментализм

1. Изображение человеческой психологии.

2. Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств, преувеличенная чувствительность героев.

3. Идеализация действительности, субъективное изображение мира.

4. В центре изображения – чувства, природа.

5. Представители низших сословий наделяются богатым духовным миром.

6. Идеалом является нравственная чистота, не испорченность.

7. Значимость гражданской проблематики содержания.

03.03.19

Основатели романтизма: Людвиг Тик братья Шлегели Шеллинг Германия В. А. Жуковский - Россия

Основатели романтизма:

Людвиг Тик

братья Шлегели

Шеллинг

Германия

В. А. Жуковский - Россия

Романтизм 1.Необычность характеров. 2.Трагический поединок личности и судьбы. 3.Герой – бунтарь, одиночка, мечтатель,сильная личность. 4.Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яркому, возвышенному. 5.Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного. 6.Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству. 7. Красочный язык 03.03.19

Романтизм

1.Необычность характеров.

2.Трагический поединок личности и судьбы.

3.Герой – бунтарь, одиночка, мечтатель,сильная личность.

4.Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яркому, возвышенному.

5.Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного.

6.Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству.

7. Красочный язык

03.03.19

Реализм 03.03.19

Реализм

03.03.19