СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основные группы сложноподчиненных предложений по значению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными». 9 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для открытого урока в 9 классе по теме «Основные группы сложноподчиненных предложений по значению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными».

 

Просмотр содержимого документа
««Основные группы сложноподчиненных предложений по значению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными». 9 класс.»

Урок русского языка

Урок русского языка

С тех пор как мир возник во мгле,  Еще никто на всей земле  Не предавался сожаленью  О том, что отдал жизнь ученью. С тех пор как существует мирозданье,  Такого нет, кто б не нуждался в знанье.  Какой мы ни возьмем язык и век,  Всегда стремится к знанью человек. Джафар Рудаки

С тех пор как мир возник во мгле, Еще никто на всей земле Не предавался сожаленью О том, что отдал жизнь ученью.

С тех пор как существует мирозданье, Такого нет, кто б не нуждался в знанье. Какой мы ни возьмем язык и век, Всегда стремится к знанью человек.

Джафар Рудаки

Программа телепередач 12.40-12.50 «Для самых маленьких» 12.50-12.55 «Пока все дома» 12.55-13.10 «Тема» 13.10-13.20 «Дело мастера боится» 13.20-13.25 «Итоги»

Программа телепередач

  • 12.40-12.50 «Для самых маленьких»
  • 12.50-12.55 «Пока все дома»
  • 12.55-13.10 «Тема»
  • 13.10-13.20 «Дело мастера боится»
  • 13.20-13.25 «Итоги»
Телепередача «Для самых маленьких» Фонетическая   разминка

Телепередача

«Для самых маленьких»

Фонетическая разминка

Укажите ошибочное суждение   Задание № 1 1)  В   слове  ЧЕСТНО  согласный   звук  [ т ]  является   непроизносимым . 2)  В   слове  РЕДКО третий  звук  – [д]. 3)  В   слове  РЕШИТЕЛЬНО мягкость  согласного  [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). 4)  В   слове  ВТРОЁМ  звуков  больше, чем букв.

Укажите ошибочное суждение Задание № 1

1)  В   слове  ЧЕСТНО  согласный   звук  [ т ]  является   непроизносимым .

2)  В   слове  РЕДКО третий  звук  – [д].

3)  В   слове  РЕШИТЕЛЬНО мягкость  согласного  [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4)  В   слове  ВТРОЁМ  звуков  больше, чем букв.

Укажите ошибочное суждение   Задание № 2 1)  В   слове МЕСТНОСТЬ  согласный   звук  [ т ]  является   непроизносимым. 2) В слове ЕСТЬ звуков меньше, чем букв. 3) В слове НЕСКОЛЬКО мягкость согласного  [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) 4) В слове  ВТРОЁМ первый   звук  – [ф]. 1)  В   слове МЕСТНОСТЬ  согласный   звук  [ т ]  является   непроизносимым. 2) В слове ЕСТЬ звуков меньше, чем букв. 3) В слове НЕСКОЛЬКО мягкость согласного  [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) 4) В слове  ВТРОЁМ первый   звук  – [ф].

Укажите ошибочное суждение Задание № 2

1)  В   слове МЕСТНОСТЬ  согласный   звук  [ т ]  является   непроизносимым.

2) В слове ЕСТЬ звуков меньше, чем букв.

3) В слове НЕСКОЛЬКО мягкость согласного  [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак)

4) В слове  ВТРОЁМ первый

  звук  – [ф].

  • 1)  В   слове МЕСТНОСТЬ  согласный   звук  [ т ]  является   непроизносимым. 2) В слове ЕСТЬ звуков меньше, чем букв. 3) В слове НЕСКОЛЬКО мягкость согласного  [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) 4) В слове  ВТРОЁМ первый   звук  – [ф].
Укажите ошибочное суждение   Задание № 3 1)  В   слове ВСКОЧИЛ первый звук – [в].  2)  В слове ИНТЕРЕСНЕЙШИЕ звуков  больше, чем букв. 3)  В слове БРОВЬ мягкость согласного [ф’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) . 4)  В слове ГРУСТНО согласный звук [ т ] является   непроизносимым .

Укажите ошибочное суждение Задание № 3

1)  В   слове ВСКОЧИЛ первый звук – [в].

2)  В слове ИНТЕРЕСНЕЙШИЕ звуков  больше, чем букв.

3)  В слове БРОВЬ мягкость согласного [ф’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .

4)  В слове ГРУСТНО согласный звук [ т ] является   непроизносимым .

Проверим Задание № 1 – 2 р ' этка Задание № 2 – 2 й ' эст ' Задание № 3 – 1 фскачил

Проверим

Задание № 1 – 2

р ' этка

Задание № 2 – 2

й ' эст '

Задание № 3 – 1

фскачил

Телепередача  «Пока все дома»

Телепередача «Пока все дома»

Телепередача  «Тема»

Телепередача «Тема»

Цели урока: Должны знать: 1) основные группы СПП по их значению.  2) признаки СПП с придаточными определительными.  Должны уметь: 1) находить главное и придаточное предложения.  2) определять вид придаточного.  3) определять средства связи придаточного с главным.  4) расставлять знаки препинания.  5) составлять схемы СПП с придаточными определительными.

Цели урока:

Должны знать:

1) основные группы СПП по их значению. 2) признаки СПП с придаточными определительными.

Должны уметь:

1) находить главное и придаточное предложения. 2) определять вид придаточного. 3) определять средства связи придаточного с главным. 4) расставлять знаки препинания. 5) составлять схемы СПП с придаточными определительными.

 Двадцать третье ноября.  Классная работа. Тема урока: Основные группы сложноподчиненных предложений по значению.  Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Двадцать третье ноября. Классная работа.

Тема урока:

Основные группы сложноподчиненных предложений

по значению.

Сложноподчиненные предложения

с придаточными

определительными.

    Что?  Сердце почувствовало недоброе .   Чей?  Мой дом находится в деревне. Когда?  Мы добрались до дома вечером.

    Что?

    Сердце почувствовало недоброе .

    Чей?

    Мой дом находится в деревне.

    Когда?

    Мы добрались до дома вечером.

    Подберите к данным предложениям синтаксические синонимы: перестройте предложения так, чтобы они стали СПП.

    Подберите к данным предложениям синтаксические синонимы: перестройте предложения так, чтобы они стали СПП.

    Что? Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе  К акой  ? Дом, в котором я живу, находится в деревне. Когда? Мы добрались до дома, когда наступил вечер.

    Что?

    Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе

    К акой ?

    Дом, в котором я живу, находится в деревне.

    Когда?

    Мы добрались до дома, когда наступил вечер.

    Сравнительный анализ СРАВНИТЕ: Сердце предчувствовало недоброе. Мой дом находится в новом районе. Мы добрались до цели нашего путешествия вечером. Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. Дом, в котором я живу, находится в новом районе. Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

    Сравнительный анализ

    СРАВНИТЕ:

    Сердце предчувствовало недоброе.

    Мой дом находится

    в новом районе.

    Мы добрались до

    цели нашего путешествия вечером.

    Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

    Дом, в котором я живу,

    находится в новом районе.

    Мы добрались до цели

    нашего путешествия, когда наступил вечер.

    ВЫВОД: Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения. Три основные группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов дополнениям определениям обстоятельствам

    ВЫВОД:

    • Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения.
    • Три основные группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов

    дополнениям

    определениям

    обстоятельствам

    «Спорт +» Физминутка

    «Спорт +»

    Физминутка

    ВЫВОД: Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения. Три основные группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов дополнениям определениям обстоятельствам

    ВЫВОД:

    • Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения.
    • Три основные группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов

    дополнениям

    определениям

    обстоятельствам

    определительные  Основные группы СПП по значению  обстоятельственные   Изъяснительные  Соответствуют дополнениям  Вопросы косвенных падежей Где? Когда? При каком условии? Зачем? и т.д. Какой? Чей?

    определительные

    Основные группы СПП по значению

    обстоятельственные

    Изъяснительные

    Соответствуют дополнениям

    Вопросы косвенных падежей

    Где? Когда? При каком условии? Зачем? и т.д.

    Какой?

    Чей?

    Прочитайте материал параграфа 22. Заполним таблицу Тип придаточных Отвечают на вопросы Относятся Какими союзами или союзными словами присоединяется Место по отношению к главному предложению (схемы) Пример  Союзные слова: который, какой,  чей, что;  союзы:  чтобы, как,  словно …  Какой? Чей?  Определи- тельное К сущ. и место имению: тот,все, всякий, любой.     ,

    Прочитайте материал параграфа 22.

    Заполним таблицу

    Тип придаточных

    Отвечают на вопросы

    Относятся

    Какими союзами или союзными словами присоединяется

    Место по

    отношению

    к главному

    предложению

    (схемы)

    Пример

    Союзные

    слова:

    который,

    какой,

    чей, что;

    союзы:

    чтобы,

    как,

    словно

    Какой?

    Чей?

    Определи-

    тельное

    К сущ.

    и место

    имению:

    тот,все,

    всякий,

    любой.

    ,

    Подведем итог: Придаточные определительные относятся к ……………………в главной части сложноподчиненного предложения и отвечают на вопросы определений: …………..  К главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи ……………… Придаточные определительные имеют строго определенное место в составе сложноподчиненного предложения: они стоят ВСЕГДА …….. определяемого слова. сущ. и местоим. КАКОЙ? ЧЕЙ? союзных  слов и союзов после

    Подведем итог:

    Придаточные определительные относятся к ……………………в главной части

    сложноподчиненного предложения и отвечают на вопросы определений: …………..

    К главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи ………………

    Придаточные определительные имеют строго определенное место в составе сложноподчиненного предложения: они стоят ВСЕГДА …….. определяемого слова.

    сущ. и местоим.

    КАКОЙ? ЧЕЙ?

    союзных слов и союзов

    после

    «Дело мастера боится»  Творческое задание.

    «Дело мастера боится»

    Творческое задание.

     Творческое задание. Цель работы:  1. Собрать «рассыпанные» предложения; 2. Записать полученные предложения, подчеркивая основы и расставляя знаки препинания. 3. Укажите вид придаточных предложений

    Творческое задание.

    Цель работы:

    1. Собрать «рассыпанные» предложения;

    2. Записать полученные предложения, подчеркивая основы и расставляя знаки препинания.

    3. Укажите вид придаточных предложений

    Творческое задание. Я теперь счастливым стал навеки, который остается всегда неизменным. Глуп тот человек, который не превосходит своего учителя. Если вы владеете знанием, потому что счастья не ищу. Жалок тот ученик, дайте другим зажечь от него свои светильники.

    Творческое задание.

    • Я теперь счастливым стал навеки, который остается всегда неизменным.
    • Глуп тот человек, который не превосходит своего учителя.
    • Если вы владеете знанием, потому что счастья не ищу.
    • Жалок тот ученик, дайте другим зажечь от него свои светильники.
    Самостоятельная работа.

    Самостоятельная работа.

    Самостоятельная работа. На « 3 » - раскройте скобки, укажите основы предложений, расставьте пропущенные знаки препинания. На « 4 » - укажите, чем связаны простые предложения (союзы или союзные слова), графически укажите связь предложений в СПП. На « 5 » -укажите вид придаточных предложений, напишите, какой тип подчинения в данных СПП.

    Самостоятельная работа.

    На « 3 » - раскройте скобки, укажите основы предложений, расставьте пропущенные знаки препинания.

    На « 4 » - укажите, чем связаны простые предложения (союзы или союзные слова), графически укажите связь предложений в СПП.

    На « 5 » -укажите вид придаточных предложений, напишите, какой тип подчинения в данных СПП.

    Телепередача «Итоги»

    Телепередача

    «Итоги»

    Упражнение  «Плюс-минус-интересно».  «П» «М» В графу «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по – вашему мнению, могут быть вам полезны для достижения каких-то целей «И» В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, оказалась для вас не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «интересно» вписывает все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что еще хотелось бы узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

    Упражнение «Плюс-минус-интересно».

    «П»

    «М»

    В графу «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по – вашему мнению, могут быть вам полезны для достижения каких-то целей

    «И»

    В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, оказалась для вас не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

    В графу «интересно» вписывает все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что еще хотелось бы узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

    Домашнее задание. Параграф 22. Выписать из произведений художественной литературы 5 СПП с разными видами придаточных, построить схемы предложений.

    Домашнее задание.

    Параграф 22.

    Выписать из произведений художественной литературы 5 СПП с разными видами придаточных, построить схемы предложений.

     СПАСИБО  ЗА УРОК

    СПАСИБО

    ЗА УРОК


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!