Основные изменения в содержании математического образования
с учётом ФГОС ООО 2021
(5 – 6 классы)
О новых ФГОС ООО
О новых ФГОС ООО
Главная задача ФГОС третьего поколения - конкретизация требований к обучающимся. Новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
Требования к предметным результатам формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений.
О новых ФГОС ООО
Обновление ФГОС - обновление учебников
Протокол ФУМО по общему образованию № 3/21 от 27.09.2021
Одобрены примерные рабочие программы начального и основного общего образования (сентябрь, 2021)
Приказы Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286, № 287
Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования ( май, 2021 )
Обновление учебников и экспертиза обновлённых учебников
1 - 3 кварталы 2022
Приказ Министерства просвещения РФ от 12.11.2021 № 819
Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников
ноябрь, 2021
Действующий федеральный перечень учебников (утверждён Приказом Минпросвещения РФ № 254 от 20.05.2020 ) не содержит учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновлённых ФГОС
Приказ Министерства просвещения РФ
Об утверждении федерального перечня учебников
4 квартал 2022
Какие учебники использовать в переходный период 2022/23 учебный год?
В период перехода на обновлённые ФГОС-2021*
• могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включённые в федеральный перечень учебников
• особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов
*Письмо Министерства просвещения от 11.11.2021 № 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году
Математика. 5 класс
• Авторы: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.
• Номер в ФПУ: 1.1.2.4.1.6.1
• Принадлежность к линии УМК: Математика. Мерзляк А.Г. (5-6)
• Состав УМК:
- Учебник
- Рабочая программа
- Методическое пособие
- Рабочая тетрадь
- Проверочные работы
- Дидактические материалы
- Подготовка к всероссийским проверочным работам
Рассмотрим соответствие содержания учебника «Математика. 5 класс» разделам примерной рабочей программы основного общего образования на примере учебника «Математика. 5 класс» Мерзляк А.Г. И др.
5
Примерная рабочая программа основного общего образования по математике
• Основные особенности содержания примерной рабочей программы
Содержание образования , соответствующее предметным результатам освоения Примерной рабочей программы, распределено по годам обучения
• Автор рабочей программы вправе увеличить или уменьшить предложенное число учебных часов на тему • Допустимо локальное перераспределение и перестановка элементов содержания внутри данного класса
• Одной из приоритетных целей обучения математике является формирование математической грамотности
Требования к овладению содержанием по годам обучения
• определенная разгрузка объема изучаемого материала за счет отказа от некоторых элементов содержания и результатов обучения
• снижение требований к освоению формальных элементов содержания программы и сложных понятий
• отказ от линейного принципа построения курса
• временной зазор между распределенными по годам обучения содержанием и требованиями к овладению этим содержанием
Содержание образования структурировано таким образом, чтобы ко всем основным, принципиальным вопросам обучающиеся обращались неоднократно, чтобы овладение математическими понятиями и навыками осуществлялось последовательно и поступательно , с соблюдением принципа преемственности, а новые знания включались в общую систему математических представлений обучающихся, расширяя и углубляя её, образуя прочные множественные связи.
5
Новая примерная программа по математике
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану в 5—6 классах изучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию , а также пропедевтические сведения из алгебры, элементы логики и начала описательной статистики.
Учебный план на изучение математики в 5—6 классах отводит не менее 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего не менее 340 учебных часов.
5
Примерное тематическое планирование
Основные линии содержания курса математики в 5—6 классах — арифметическая и геометрическая, которые развиваются параллельно. Изучение арифметического материала начинается со систематизации и развития знаний о натуральных числах, полученных в начальной школе. При этом совершенствование вычислительной техники и формирование новых теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, в частности с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов вычислений.
5
Соответствие содержания учебника разделам примерной рабочей программы
Примерная рабочая программа по предмету
Содержание учебника
Натуральные числа. Действия с натуральными числами (43 ч)
Натуральные числа, 90 часов
- Отрезок. Длина отрезка Плоскость. Прямая. Луч Шкала. Координатный луч
- Уравнение
- Виды углов. Измерение углов
- Многоугольники.
- Равные фигуры Треугольник
- и его виды Прямоугольник.
- Ось симметрии фигуры Площадь. Площадь
прямоугольника
В учебнике отсутствуют элементы содержания:
Прямоугольный параллелепипед.
Делители и кратные числа, разложение числа на множители.
- Пирамида
- Объём прямоугольного параллелепипеда
- Комбинаторные задачи
Простые и составные числа.
Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9.
Первый раздел курса «Натуральные числа». Геометрическая линия согласно Примерной рабочей программе по предмету изучается отдельными блоками.
5
Отсутствующие элементы содержания
Рекомендации по компенсации
Делители и кратные числа, разложение числа на множители. Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9.
(при отсутствии элементов содержания)
Возможно использование теоретического и практического материала учебника «Математика. 6 класс» А.Г. Мерзляк и др. Глава 1. Делимость натуральных чисел (стр. 5 – 25).
Для отработки практических навыков можно использовать рабочую тетрадь № 1 к УМК «Математика. 6 класс» А.Г. Мерзляк и др. (стр. 3 – 13)
и Дидактические материалы к УМК «Математика. 6 класс» А.Г. Мерзляк и др. (стр. 4 – 5, 34 – 35, 64 – 65, 94 – 95)
Соответствие содержания учебника разделам примерной рабочей программы
Примерная рабочая программа по предмету
- Наглядная геометрия. Линии на плоскости (12 ч)
- Точка, прямая, отрезок, луч. Ломаная. Измерение длины отрезка, метрические единицы измерения длины. Окружность и круг.
- Практическая работа «Построение узора из окружностей».
- Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы. Измерение углов.
- Практическая работа «Построение углов»
Отсутствуют элементы содержания:
Окружность и круг.
В курсе «Математики» 5—6 классов представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений . Это важный этап в изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на наглядно-образное мышление обучающихся. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту, моделированию.
Отсутствующие элементы содержания
Рекомендации по компенсации
Окружность и круг.
(при отсутствии элементов содержания)
Возможно использование материалов следующих учебников:
Математика. Наглядная геометрия. 5 класс Т.Г. Ходот и др.
§ 8. Круг и окружность (стр. 37 – 45).
Математика. Наглядная геометрия. 5- 6 класс. В.А. Панчищина и др.
§ 5. Окружность и круг. Конструкции и виды (стр. 47 – 54).
Математика. Наглядная геометрия. 5- 6 класс. И.Ф. Шарыгин и др.
Фрагмент пункта 13. Окружность (стр. 56 – 62).
Соответствие содержания учебника разделам примерной рабочей программы
Содержание учебника
Обыкновенные дроби 18 ч
Понятие обыкновенной дроби.
Правильные и неправильные дроби.
Сравнение дробей.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Дроби и деление натуральных чисел.
Смешанные числа.
Примерная рабочая программа по предмету
Обыкновенные дроби (48 ч)
Дробь. Правильные и неправильные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Смешанная дробь. Умножение и деление обыкновенных дробей; взаимно-обратные дроби. Решение текстовых задач, содержащих дроби.
Основные задачи на дроби.
Применение букв для записи математических выражений и предложений
Другой крупный блок в содержании арифметической линии —это дроби . Начало изучения обыкновенных и десятичных дробей отнесено к 5 классу. Это первый этап в освоении дробей, когда происходит знакомство с основными идеями, понятиями темы. При этом рассмотрение обыкновенных дробей в полном объёме предшествует изучению десятичных дробей.
Соответствие содержания учебника разделам примерной рабочей программы
Примерная рабочая программа по предмету
Обыкновенные дроби (48 ч)
Элемент содержания «Применение букв для записи математических выражений и предложений» рассматривается в учебнике в Главе 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел»
Отсутствующие элементы содержания
Рекомендации по компенсации
Основное свойство дроби. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Умножение и деление обыкновенных дробей; взаимно-обратные дроби. Основные задачи на дроби.
(при отсутствии элементов содержания)
Возможно использование теоретического и практического материала учебника «Математика. 6 класс» А.Г. Мерзляк и др. Глава 2. Обыкновенные дроби (стр. 43 – 99). Для отработки практических навыков можно использовать рабочую тетрадь № 1 к УМК «Математика. 6 класс» А.Г. Мерзляк и др. (стр. 22 – 81)
и Дидактические материалы к УМК «Математика. 6 класс» А.Г. Мерзляк и др. (стр. 6 – 14, 36 – 44, 66 – 74, 96 – 104)
ВАЖНО: при подборе практических заданий, следует исключить те, в которых содержатся десятичные дроби и проценты.
Соответствие содержания учебника разделам примерной рабочей программы
Примерная рабочая программа по предмету
Наглядная геометрия. Многоугольники (10 ч)
- Многоугольники. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат.
- Практическая работа «Построение прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге».
- Треугольник.
- Площадь и периметр прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников , единицы измерения площади. Периметр многоугольника
- Знакомиться с примерами применения площади и периметра в практических ситуациях. Решать задачи из реальной жизни, предлагать и обсуждать различные способы решения
Соответствие содержания учебника разделам примерной рабочей программы
Примерная рабочая программа по предмету
Десятичные дроби (38 ч )
- Десятичная запись дробей.
- Сравнение десятичных дробей.
- Действия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей.
- Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби
Десятичные дроби(48 ч )
- Среднее арифметическое.
- Среднее значение величины
- Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам
Содержание учебника
Соответствие содержания учебника разделам примерной рабочей программы
Примерная рабочая программа по предмету
- Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве (9 ч)
- Многогранники. Изображение многогранников. Модели пространственных тел.
- Прямоугольный параллелепипед, куб. Развёртки куба и параллелепипеда.
- Практическая работа «Развёртка куба».
- Объём куба, прямоугольного параллелепипеда
Соответствие содержания учебника разделам примерной рабочей программы
Содержание учебника
Примерная рабочая программа по предмету
Повторение
Повторение и обобщение (10 ч)
и систематизация
учебного материала
19 часов
6 класс (не менее 170 ч)
Основное содержание
Натуральные числа (30 ч)
- Арифметические действия с многозначными натуральными числами. Числовые выражения, порядок действий, использование скобок. Округление натуральных чисел.
- Делители и кратные числа; наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Разложение числа на простые множители. Делимость суммы и произведения. Деление с остатком.
- Решение текстовых задач
Изучение натуральных чисел продолжается в 6 классе знакомством с начальными понятиями теории делимости. (Применять алгоритмы вычисления наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного двух чисел, алгоритм разложения числа на простые множители. Исследовать условия делимости на 4 и 6. Исследовать, обсуждать, формулировать и обосновывать вывод о чётности суммы, произведения: двух чётных чисел, двух нечётных числе, чётного и нечётного чисел. Исследовать свойства делимости суммы и произведения чисел.)
Наглядная геометрия. Прямые на плоскости (7 ч)
- Перпендикулярные прямые.
- Параллельные прямые.
- Расстояние между двумя точками, от точки до прямой, длина пути на квадратной сетке.
- Примеры прямых в пространстве
Дроби (32 ч)
- Обыкновенная дробь, основное свойство дроби, сокращение дробей. Сравнение и упорядочивание дробей. Десятичные дроби и метрическая система мер. Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями .
- Отношение. Деление в данном отношении. Масштаб, пропорция.
- Понятие процента. Вычисление процента от величины и величины по её проценту .
- Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты.
- Практическая работа «Отношение длины окружности к её диаметру»
К 6 классу отнесён второй этап в изучении дробей, где происходит совершенствование навыков сравнения и преобразования дробей, освоение новых вычислительных алгоритмов, оттачивание техники вычислений, в том числе значений выражений, содержащих и обыкновенные, и десятичные дроби, установление связей между ними, рассмотрение приёмов решения задач на дроби.
В 6 классе происходит знакомство с понятием процента .
Наглядная геометрия. Симметрия (6 ч)
- Осевая симметрия. Центральная симметрия. Построение симметричных фигур.
- Практическая работа «Осевая симметрия».
- Симметрия в пространстве
Выражения с буквами (6 ч)
- Применение букв для записи математических выражений и предложений.
- Буквенные выражения и числовые подстановки.
- Буквенные равенства, нахождение неизвестного компонента.
- Формулы
В Примерной рабочей программе предусмотрено формирование пропедевтических алгебраических представлений. Буква как символ некоторого числа в зависимости от математического контекста вводится постепенно. Буквенная символика широко используется прежде всего для записи общих утверждений и предложений, формул, в частности для вычисления геометрических величин, в качестве «заместителя» числа.
Наглядная геометрия. Фигуры на плоскости (14 ч)
- Четырёхугольник, примеры четырёхугольников. Прямоугольник, квадрат: свойства сторон, углов, диагоналей.
- Измерение углов. Виды треугольников.
- Периметр многоугольника. Площадь фигуры. Формулы периметра и площади прямоугольника. Приближённое измерение площади фигур.
- Практическая работа «Площадь круга»
Положительные и отрицательные числа (40 ч)
- Целые числа . Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля. Числовые промежутки.
- Положительные и отрицательные числа. Сравнение положительных и отрицательных чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами.
- Решение текстовых задач
Особенностью изучения положительных и отрицательных чисел является то, что они также могут рассматриваться в несколько этапов. В 6 классе в начале изучения темы «Положительные и отрицательные числа» выделяется подтема «Целые числа», в рамках которой знакомство с отрицательными числами и действиями с положительными и отрицательными числами происходит на основе содержательного подхода. Это позволяет на доступном уровне познакомить учащихся практически со всеми основными понятиями темы, в том числе и с правилами знаков при выполнении арифметических действий.
Изучение рациональных чисел на этом не закончится, а будет продолжено в курсе алгебры 7 класса , что станет следующим проходом всех принципиальных вопросов, тем самым разделение трудностей облегчает восприятие материала, а распределение во времени способствует прочности приобретаемых навыков.
Представление данных (6 ч)
- Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты точки на плоскости, абсцисса и ордината.
- Столбчатые и круговые диаграммы.
- Практическая работа «Построение диаграмм».
- Решение текстовых задач, содержащих данные, представленные в таблицах и на диаграммах.
При обучении решению текстовых задач в 5—6 классах используются арифметические приёмы решения. Текстовые задачи, решаемые при отработке вычислительных навыков в 5—6 классах, рассматриваются задачи следующих видов:
задачи на движение, на части, на покупки, на работу и производительность, на проценты, на отношения и пропорции.
Кроме того, обучающиеся знакомятся с приёмами решения задач перебором возможных вариантов, учатся работать с информацией, представленной в форме таблиц или диаграмм.
Наглядная геометрия. Фигуры в пространстве (9 ч)
- Прямоугольный параллелепипед, куб, призма, пирамида, конус, цилиндр, шар и сфера.
- Изображение пространственных фигур. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса.
- Практическая работа «Создание моделей пространственных фигур».
- Понятие объёма; единицы измерения объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба, формулы объёма
Повторение, обобщение, систематизация (20 ч)
- Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов, обобщение и систематизация знаний
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Работу подготовила учитель математики МАОУ «СОШ №23» НГО Квашук С.Н.