Основные направления воспитательной работы
Программа духовно – нравственного развития
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально – педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи духовно – нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры – формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступков «хорошо»;
формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры –
воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других люде и сопереживания им.
В области формирования семейной культуры –
формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека –
любовь к близким, к своей школе, своему селу, городу, народу, России;
элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознаия –
различение хороших и плохих поступков; способность признаться в поступке и проанализировать его;
бережное, гуманное отношении ко всему живому;
представление о недопустимости плохих поступков.
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
первоначальное представление о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при выполнении коллективных заданий, общественно – полезной деятельности;
соблюдение порядка на рабочем месте.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об этических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
формирование элементарных представлений о красоте;
формирование умения видеть красоту природы и человека;
представление и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Планируемые результаты духовно – нравственного развития
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
приобретение обучающимся представлений и знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
приобретение обучающимися нравственных моделей поведения, которые он усвоил в следствие участия в той или иной общественно – значимой деятельности;
развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т.д.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека –
положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему селу, городу, народу, России;
опыт ролевого взаимодействия в классе, школе, семье.
Воспитание нравственных чувств и этического сознаия –
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
положительное отношение к учебному труду;
первичные навыки трудового сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об этических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей.
Программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни
Целью программы является социально – педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Основные задачи программы:
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование установок на использование здорового питания;
развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Социальное направление
Цель: формирование личности «безопасного типа», знающей основы защиты человека от опасных факторов и умеющей применять эти знания на практике.
Задачи:
- изучение и овладение навыками здорового образа жизни;
- ознакомление с опасными ситуациями в повседневной жизни;
- практическое применение методов и приёмов защиты при чрезвычайных ситуациях;
- изучение и освоение элементарных основ первой медицинской помощи.
Общекультурное направление
Цель: -формирование основ экологической грамотности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-воспитание ответственного отношения к окружающей среде, активной деятельности по изучению и охране природы своего края, активной экологической позиции у подрастающего поколения.
Задачи:
- расширение кругозора у обучающихся с умственной отсталостью;
- развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
- формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; формирование умений, навыков социального общения людей;
- расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;
- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Спортивно - оздоровительное направление
Цель : создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
-укреплять здоровье учащихся;
- приобщать их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействать гармоническому, физическому развитию;
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к одноклассникам, формировать коммуникативные компетенции.
Духовно - нравственное направление
Цель : -формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;
-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.
Задачи :
- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп;
- раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;
- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;
- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;
- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества.
Планируемые результаты освоения программы формирования
экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни
Важнейшие личностные результаты:
ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам. Способность сочувствовать природе и её обитателям;
потребность в занятиях физкультурой и спортом;
эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны;
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.