СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные способы словообразования слов 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет учителю для подготовки к уроку русского языка

Просмотр содержимого документа
«Основные способы словообразования слов 6 класс»

Основные способы образования слов в русском языке.

  1. Орг. Момент

  2. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем изучение раздела под названием «Словобразование и орфография». В начале урока мы с вами повторим пройденный на прошлых занятиях материал.

  1. Повторение пройденного.

Мы с вами уже закончили разговор о чередующихся гласных в корне слова. Давайте вспомним их правописание.

  1. Как же определить, в каком случае писать А, а в каком О в корнях –ГАР-/ -ГОР-? (Под ударением – А, без уд. – О. Н.: загореть – загар)

  2. А в корнях –ЗАР- / -ЗОР-? (Под уд. – О, без уд. – А. Н.: заря – зорька)

  3. Давайте вспомним и те корни, о которых мы говорили в 5 классе:

-РАСТ- / -РАЩ- / -РОС- (вырастить – выращивать – вырос Искл: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль)

-ЛАГ- / -ЛОЖ- (положиться – полагаться)

-БЕР- /БИР-, -ПЕР- / -ПИР-, -МЕР-/-МИР- и др. (соберу-собирать)

3. Самостоятельная работа на листочках по ранее пройденному материалу.

Загорать на пляже, беречься от загара, располагать свободным временем, школьный возраст, утренняя заря, молоко пригорело, возлагать надежды, полезные растения, взобраться на пригорок, гористая местность, собираться за грибами, запереть дверь.

4. А теперь давайте вспомним, что же такое словообразование? (Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).

5. Вопрос: а от чего и с помощью чего обр-ся новые слова. (Слова образуются от других слов и с помощью различных морфем)

6. Правильно! Вот мы и подошли к основной теме нашего сегодняшнего урока. Сегодня я вам расскажу об основных способах образования слов в русском языке.

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

1.МОРФЕМНЫЙ

2. СЛОЖЕНИЯ

3. СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЕ СЛОВА

Морфемные:

  1. Есть слово ЛЕС, какой суффикс нужно добавить, чтоб сделать лес маленьким (-ОК-)? Такой способ образования слов называется суффиксальным.

  2. Приставочный (по + темнеть – потемнеть)

  3. Приставочно-суффиксальный (на +хлеб+ник)

  4. Бессуффиксный (синева – синь)


Сложения:

  1. Сложение основ (зверолов, пешеход)

  2. Сложение целых слов (диван-кровать, плащ-палатка)

  3. Сложение части основы с целым словом (драмкружок, педсовет)

  4. Переход из одной части речи в другую (ванная комната – ванная, столовая комната – столовая)


Сложносокращенные слова:

  1. Часть, состоящая из нескольких звуков (завуч, завхоз)

  2. Часть состоящая из нач. букв (ВВЦ, МГУ)

  3. Часть, состоящая из нач. звуков (МИФИ, ВУЗ, ЛИАЗ)


7. Упр. 123 (пис.) По одному выходим к доске выполнять упражнение)

8. РЕЗЕРВ: запись текста под диктовку («Февраль»)

Задание: записать предложения, прокомментировать знаки препинания, определить способы образования некоторых слов.

Февраль – наследник января, венец холодной поры, морозотрескучий и колючеметельный месяц.

В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки, стекленеют южные склоны сугробов.

Февраль – предчувствие весны, последний месяц зимы, кривые и широкие дороги.

Наследник

Последний

Морозотрескучий

Колючеметательный

Вытягиваются

Предчувствие

9. Рефлексия.

Чему вы научились сегодня на уроке?

Какие способы образования слов вы знаете?

10. Домашнее задание: выучить способы образования слов, уметь приводить примеры, упр. 126

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!