Основные виды обучения
В практике работы образовательных учреждений сложились разные виды обучения.
Вид обучения – это обобщенная характеристика обучающих систем, характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения, способ организации уч.-воспитательного процесса.
Самым первым видом обучения была беседа. Ее впервые применил Сократ, поэтому её часто называют «сократическая беседа». Сущность данного вида обучения состоит в нахождении истины учениками путем постановки перед ними наводящих вопросов.
Вид обучения определяется педагогической технологией обучения, лежащей в его основе
Различают следующие виды обучения:
объяснительно-иллюстративное,
догматическое,
проблемное,
программированное,
развивающее,
эвристическое,
личностноориентированное,
компьютерное,
модульное,
дистанционное,
межпредметное и др.
Объяснительно-иллюстративное (традииионное, сообщающее, обычное) – обучение, при котором обучающий передает информацию в готовом виде через словесное объяснение с привлечением наглядности, а обучаемые воспринимают и воспроизводят ее, т.е. объяснение в сочетании с наглядностью. Его главные методы – слушанье и запоминание – ведущие виды деятельности учеников, точное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение также называют традиционным.
Догматическое – обучение, построенное на принятии информации без доказательств, на веру, в основу которого положено библейское писание. Главный вид деятельности учащихся – слушанье и механическое заучивание, дословное воспроизведение текста. Распространено было в средние века.
Проблемное – обучение, при котором под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность обучаемых в процессе решения учебных проблем. . При этом у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества,
Важным элементом проблемного обучения является создание проблемной ситуации – мыслительного затруднения, которое переживают ученики, которое характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов.
Существует 4 уровня ПО:
I) учитель сам ставит проблему (задачу) и сам её решает при активном слушанье и обсуждении учениками (проблемное изложение материала).
II) учитель ставит проблему, а ученики самостоятельно или под его руководством решают ее (частично-поисковый метод).
III) ученик ставит проблему, учитель помогает ему её решить.
IV) ученик сам ставит проблему и сам её решает.
Развивающее –обеспечивает оптимальное развитие учащихся, при котором ведущая роль отводится теоретическим знаниям. Обучение строится в быстром темпе и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично, наряду с передачей конкретных знаний существенное значение уделяется процессу интеллектуального развития учащихся. РО – это вид обучения, направленный на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на выработку у учащихся когнитивных (познавательных) умений и навыков в рамках этой системы.
Особенности развивающего обучения:
1) центральной фигурой является не учитель, а ученик;
2) функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности учащихся и развитии их мышления;
3) вся учебная деятельность представляет собой решение когнитивных (познавательных) задач, основным средством обучения является постановка задач учителем и организация их решения;
4) педагогический процесс в рамках РО носит характер парного диалога – учителя с учеником, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.
Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:
1) проблемность обучения;
2) развитие различных видов мыслительной деятельности;
3) индивидуализация и дифференциация обучения;
4) специальное формирование как алгоритмических так и эвристических приёмов умственной деятельности
Личностно-ориентированное – обучение, в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.
Компьютерное (программированное) – обучение, основывающееся на программировании обучающей и учебной деятельности, воплощенной в контрольно-обучающей программе, которая позволяет обеспечить усиление индивидуализации, персонификации процесса обучения за счет оптимальной обратной связи.
Программированное обучение – (от термина «программа», что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату).
Особенности ПО заключаются в следующем:
1) учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);
2) учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
3) каждый шаг завершается контролем;
4) при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;
5) при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;
6) каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
7) результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются и становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
8) учитель выступает организатором обучения и консультантом при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
9) в учебном процесс широко применяются специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства и т.д.).
ПО может быть реализовано машинным и безмашинным способом.
Модульное – обучение, придающее полифункциональность минимальной дидактической единице учебной информации – модулю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.
Модульное (блочное) обучение – в основном используется в системе ВУЗовского обучения. С 90-х годов XX ст. Суть его заключается в том, что изучение материала осуществляется большими блоками, а не дробится на мелкие части, как это делается при традиционном обучении.
Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения: по каждому модулю оценивается практически всё: посещение студентами учебных занятий, выполнение заданий, начальный, промежуточный и итоговый контроль и т.д. Курсовые, дипломные работы, СУРС также представляют собой самостоятельные модули, которые подвергаются рейтинговой оценке.
Дистанционное обучение является формой получения образования, (наряду с очной и заочной), при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, позволяет достигнуть заданных целей с помощью современных систем телекоммуникаций.
Межпредметное – обучение, основывающееся на изучении интегрированных учебных предметов, построенных на реализации межпредметных и внутрипредметных связей в смежных областях познания.