СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные вопросы артикуляции пианиста

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматриваются артикуляционные возможности пианиста.

Просмотр содержимого документа
«Основные вопросы артикуляции пианиста»

Областное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Железногорская ДШИ»









Доклад


Основные вопросы артикуляции пианиста









Автор: Веденина С.П.

преподаватель по классу

фортепиано, концертмейстер















Курская область

г. Железногорск

Содержание


  1. Определение артикуляции.

  2. Значение артикуляции в работе пианиста.

  3. Артикуляционные возможности пианиста (три фазы артикуляции звука).

  4. Педаль – средство артикуляции.

  5. Развитие артикуляционных возможностей пианиста.























Исполнительское искусство – это искусство владения звучанием инструмента. В качестве необходимого условия здесь выступает ясность произнесения тона, что является исходной точкой любого стилевого направления. Музыкальная речь неразрывно связана с интонированием – организацией выразительности звучания в процессе исполнения. Артикуляция и интонирование – основные, взаимозависимые категории в музыкальном исполнительстве. Артикуляция – исполнительское произнесение тонов, имеющее характер одномоментного явления, которое воплощает комплекс выразительных средств, вызванных к жизни художественным смыслом, звуковым содержанием произносимого. То обстоятельство, что музыкальный тон, как материал, обладает эмоционально-содержательной выразительностью, делает возможным превращение взаимосвязи звуков в музыкальный язык.

Какое же значение приобретает артикуляция в работе пианиста? Артикуляция представляет собой результат действия совокупности средств, непосредственно осуществляющих художественное воплощение образно-смыслового содержания звучания, его стилевых особенностей. Это искусство произнесения музыкальной речи полностью подчиняется закону, который Г.Нейгауз сформулировал так: «Чем яснее цель (содержание музыки, совершенство исполнения), тем яснее она диктует средства для ее достижения…». Артикуляционные решения не должны быть результатом произвольной выдумки исполнителя. Они содержатся в авторском замысле и композиционных приемах сочинения, являясь характерной чертой определенного музыкального стиля, и должны быть воплощены исполнителем. Нарушение пропорции в сочетании артикуляционных средств может привести к распаду стилевой целостности, изменению сущности художественного явления. Стилевые и артикуляционные закономерности всегда неразрывно связаны друг с другом, содержатся в музыкальных композициях и выражены индивидуальным почерком композитора.

Так, например, изучая произведения И.С.Баха, нужно обязательно помнить звучание клавесина и клавиккорда, но не забывать при этом, что не слепое подражание диктует обращение к этим инструментам, а лишь поиски наиболее точного определения характера пьес, правильной артикуляции и динамики. В медленных певучих «клавикордных» произведениях legato – слитное, связное, а в отчетливых быстрых «клавесинных» пьесах – неслитное, пальцевое, сохраняющее клавесинную раздельность звуков. Интересно свидетельство первого биографа композитора – И.Н.Форкеля: «Главное отличие манеры игры Баха на клавире от любого исполнителя заключалось в высшей степени отчетливости удара». Прежде всего – отчетливая артикуляция! Действительно, для баховского стиля характерны: конкретная художественная организация, целостность, единство, стабильность фактуры на протяжении всего произведения, также хочется остановиться на баховском ритме – это точный, активный, чрезвычайно сосредоточенный ритм, обладающий огромной художественной силой. Отсюда и такая артикуляция. Учащиеся должны знать, что в старинной музыке артикуляция и ритм являлись важнейшими средствами выразительности, которые направлены на выявление выпуклости и отчетливости мотивных образований (межмотивная артикуляция).

Несколько слов скажу об артикуляции в произведениях венских классиков, прежде всего здесь раскрываются возможности инструмента: политембральность, проблемы симфонизма, раскрытие драматургии. Самое главное предслышать тот тембр, который должен играть в оркестре. Ученик, конечно же, должен быть сориентирован перед началом работы. Классика требует мгновенного переключения на новые состояния, отсюда и разная артикуляция. Понятие артикуляции связано с понятием владения временем. У Бетховена метод симфонизма вырастает на конфликтной основе, это борьба, конфликт не только внутри себя, но и конфликт со средой, здесь и проявление воли автора, активный, героический ритм и даже в «Первой сонате» отчетливо выражено это начало. А вот у Моцарта – интеллектуальная мысль, сложность мысли, но при этом письмо прозрачное. Нельзя не сказать о романтиках, здесь, прежде всего артикуляционные средства, связанные с мелодической линией, крупной фразой, пластичной, гибкой интонацией. Изучение эпохи, истории, стиля и его особенностей, почерка композитора являются лишь только основой для выработки специфических инструментальных навыков, необходимых для звукового воплощения произведения. Решение проблемы непосредственно зависит от практической работы на инструменте. Поиск оптимального соответствия средств выразительности образно-смысловому содержанию произведения осуществляется с помощью дифференцирования музыкальной ткани. Данный метод позволяет определить логику музыкальной мысли, роль и соотношение горизонталей, функциональную зависимость вертикалей, проанализировать композицию от мельчайшей ячейки – тона до крупных структур. При этом в самом процессе воплощения используется многообразный спектр артикуляционных решений. В том числе унификация качественных характеристик звучания и контрастное сопоставление. Таким образом, в исполнительском творчестве существует гармония целостного музыкально-слухового восприятия и конкретных способов и навыков владения средствами художественной выразительности, что представляет собой специальную область в деятельности педагога и ученика.

Фортепиано предоставляет пианисту чрезвычайно развитую шкалу артикуляционных возможностей для передачи стилевых характеристик. Исполнителю подвластны все три фазы артикуляции звука. Среди них, прежде всего, разнообразные возможности атаки звука (первой фазы артикуляции). Первая фаза зависит от художественных представлений исполнителя и может передать их с помощью изменения характера ауфтакта, импульса, скорости атаки кистевого движения, воображаемой «сопротивляемости атмосферы» в момент звукоизвлечения. Сам тон (вторая фаза) зависит от площади касания пальца с клавиатурой, силы, различной массы пальца всей руки, подмены пальца на клавишные и т.д. Современный рояль обогатил возможности артикуляции звучания в ее третьей фазе. Владение многообразием окончаний, завершением тона – важнейшая категория совершенства исполнения, свидетельство мастерства музыканта.

Важнейшим фактором инструментальной специфики рояля является педаль. Рассматривать вопросы артикуляции звучания на фортепиано вне использования педали невозможно, так как она оказывает существенное, а порой решающее влияние на передачу стилевых особенностей произведения. Педализация – исключительное по своим возможностям и воздействию на звучание средство художественной выразительности. От педали непосредственно зависит продолжение или прекращение звучания, связность или раздельность тонов, то есть она является средством артикуляции. Педаль способствует бесконечному разнообразию звукоизвлечения, оказывая влияние на продолжительность тона, его тембр, динамику и другие особенности артикуляции. Функционирование демпферной системы зависит не только от действия глушителей, но также от действия пальцев на клавиши. Это своего рода «индивидуальная педализация» присутствует постоянно и придает каждому звуку определенную артикуляционную характеристику. Не случайно один из критериев владения звучанием – наличие в «арсенале» исполнителя множества градаций динамики от «безударного» pianissimo до мощнейшего рахманиновского fortissimo. Педаль активно участвует во всех трех артикуляционных фазах. Так, нередко пользуются нажатием педали до звукоизвлечения. Этот прием широко, используемый в фортепианной игре и , в частности, в произведениях романтического стиля, помогает передать объемность звучания. Участие педали во второй фазе артикуляции используется для увеличения вибрации тона, создает колебания в динамике звука (запаздывающая педаль). Участие педали в третьей фазе артикуляции обеспечивает выражение стилевых особенностей через ее возможности влиять на создание и изменение гармонической сферы, на различный характер исчезновения тона. Третья фаза артикуляции тесно связана с исполнением пауз в нотном тексте. Пауза – это звучание тишины. Поэтому она, как и звук, имеет три фазы артикуляции. Ее началом является дирижерское ощущение снятия предыдущего звучания. Завершением паузы (третьей фазой) становится ауфтакт к следующему тону. Без ощущения этого ауфтакта пауза кажется недослушанной. Существенная роль в артикуляции звучания на рояле принадлежит также левой педали.

Каждый исполнитель придает индивидуальный неповторимый колорит музыкальному произведению именно посредством артикуляции, ее пространственно-временных и структурно-формирующих свойств. Часто еще встречается устаревшее понимание термина «артикуляция» как обозначение того или иного характера штриха. Артикуляция для исполнителя не штрих, а произнесение музыкального звука со всеми его качественными и количественными характеристиками – как основы материала, из которого создаются структуры, целое.

Артикуляционное мастерство – это постоянный поиск оптимального варианта выражения сущности сочинения, которое и в момент исполнения представляет собой непрерывный творческий процесс. Он осуществляется владением характеристиками тонов, сочетаниями всевозможных вариантов прерывности и непрерывности их звучания, штриховыми и тембро-динамическими соотношениями, импульсом времени, логикой синтаксиса музыкальных ячеек и крупных разделов, что приводит к возможности создания концепционно-убедительного формообразования, целостной структуры художественного произведения. Владение искусством артикуляции – это воспитание представления о характере выразительности инструментальных почерков. В работе педагогов с учеником необходима постоянная направленность внимания на формирование слуховых комплексов артикуляционных навыков, способных обеспечить высокую исполнительскую культуру. В процессе воспитания артикуляционного мастерства возникает вопрос о роли редакционных артикуляционных пометок в тексте, о применении их в педагогической практике. Распространенная позиция, предпочитающая в работе авторский текст без дополнительного редактирования. Авторские указания, конечно, служат ключом к расшифровке артикуляции. Однако в период начального обучения необходимо приучать пианистов к означенности музыкальной речи и указаниям принципиального характера, которые создают представления о многогранности, о диапазоне тех или иных указаний, позволяют искать соответствующую тематику, слышать за пределами буквы суть звучания. Показ, жест, образные аналоги, музыкальные представления и непосредственно практический опыт исполнителя, постоянно контролируемый слухом, определяют пути к совершенствованию артикуляционного мастерства.





















Список используемой литературы.

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 2-е М., Музыка, 1971

  2. Браудо И.А. Артикуляция. О произношении мелодии. Изд. 2-е М., Музыка, 1973

  3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записи педагога. Изд. 7-е М., Музыка, 2007

  4. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., Музыка, 1973

  5. Сокол А.В. Теория музыкальной артикуляции. Одесса, 1997