СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные направления коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает основные направления коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Знакомит с методами и формами коррекционной работы, а так же с возникающими проблемами в данной работе.

Просмотр содержимого документа
«Основные направления коррекционной работы с детьми с ОВЗ»



Колузанова Елена Олеговна,

воспитатель,

ГБОУ ООШ №18 С/П «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

г. Новокуйбышевск Самарская область.

Основные направления коррекционной работа с детьми с ОВЗ.

Перед учреждениями ДОО сегодня стоит множество непростых задач. Как известно, одним из ведущих направлений развития образовательной системы нашей страны, является обеспечение для детей доступности качественного общего образования. Речевое развитие – ведущий компонент подготовки ребёнка к школе. Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками.

Содержание коррекционной работы в ДОО в соответствии с введением нового Федерального государственного образовательного Стандарта направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы ДОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Отсюда, огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся формированием речи подрастающего поколения. Конечным результатом обучения языку является связная речь.

Связная речь предполагает ряд различных нарушений у детей дошкольного возраста:

- бедность словарного запаса детей;

- нарушение в овладении грамматического строя речи, а также практическое их применение:

- не умение пользоваться усвоенным языковым материалом.

Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текста из учебников, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР). Дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающих сверстников в овладении навыками связной речи. У таких детей отмечаются трудности программированного содержания развернутого высказывания и их языкового оформления. Для высказывания (пересказ; различные виды рассказов) характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность. Низкий уровень употребляемой фразовой речи.

Исходя из этого, формирование связной речи дошкольников с ОНР, приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Процесс развития связной речи у детей с ОНР будет считаться более эффективным, если будут соблюдаться определённые условия, которые в данный момент недостаточно выполняются:

  1. Нет взаимосвязи и заинтересованности всех специалистов образовательного процесса ДОО: логопеда, воспитателей, психолога, медицинского работника.

В группах компенсирующей направленности с ОНР при построении системы коррекционной работы совместная

деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно – педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы логопеда по разделам программы.

2. Не эффективна работа по взаимодействию ДОО с семьёй. Консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.

3. Не всегда соблюдается нормативно – правовые и документальные основы Программы коррекционной работы.

  • Закон Российской Федерации «Об Образовании» (Статья 79);

  • ФГОС дошкольного образования;

  • СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работ в дошкольных учреждениях»;

  • Типовое положение о специальном(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии.

4. Не достаточно необходимой материально-технической базы, учебно-методического пособия.

Учебно – дидактический материал, специальные методические пособия учебно – игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео - материалы коллективного и индивидуального пользования.

  1. Не используется разнообразие методов и приёмов в разных видах деятельности.

Выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.

Таким образом, для достижения результата на высоком уровне развития связной речи у дошкольника с ОНР необходимо успешное решение всех речевых задач, взятых в единстве, полноценная организация коррекционных мероприятий, с продуманным отбором программного материала, позволяющего осуществлять дифференцированный подход к детям с ОВЗ, учитывая индивидуальные особенности и потенциальные возможности каждого ребёнка.

Список литературы

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.,1999.

2. Н.Е Арбекова. Развиваем связную речь у детей 6-7лет с ОНР. Книга для логопедов и воспитателей. М., 2011.