Основные направления работы классного руководителя
с детьми «группы риска».
Алгоритм работы классного руководителя с детьми «ГРУППЫ РИСКА»
Сбор информации, изучение, анализ влияний окружающей жизни. На этом этапе (совместно с психологом) осуществляют анализ проблемы: (ребенок боится экзаменов, не хочет ходить в школу...), осуществляют постановку психолого-педагогического диагноза.
Формулировка целей и задам работы, оценка и выбор методов, приемов, условий и средств воздействия на ребенка на его социальную ситуацию (беседы, консультации, игры, тренинги и т. д.). На этом этапе необходимы нейтрализация или хотя бы ослабление отрицательных влияний, создание нужной установки, отношения к себе, к тому или иному явлению (фактору, влиянию), к другим.
Составление плана работы с указанием сроков, методов воздействия, привлеченных специалистов и др.
Реализация плана:
включение в воспитывающую общественно значимую деятельность,
оптимизация общения в ходе воспитательного процесса,
преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе, в семье,
изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимся, с коллективом,
регулирование отношений с семьей,
анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и воспитательных ситуаций,
дискуссии, коррекционно-развивающие игры, специальные тренинги.
Осуществление промежуточного контроля, оценка полученных результатов, корректировка плана.
Подведение итогов работы.
При разработке стратегии работы с такими детьми учителям и родителям, необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение одного ребенка в школе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого - компенсацией повышенной тревожности. Соответственно, воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения ребенка. Таким образом, педагогам и родителям необходимо выяснить мотивы поведения «трудного» ребенка, т.е. понять его.
Это этап понимания проблемы, этап выяснения причинно-следственнойсвязи поведения «трудного» школьника.
Следующий этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослыми своего отношения к «трудному» ребенку. В течение жизни у нас вырабатываются определенные стереотипы отношений к «трудным» детям, набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и др., которые парализуют творческий подход к выбору нестандартных стратегий вашего поведения. Такие эмоциональные реакции на негативное поведение детей являются естественными и нормальными для педагогов и родителей и вряд ли демонстрируемое школьниками поведение должно вызывать бурю восторга. Очень важно осознавать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену инерции стереотипов. Умение педагога и родителя увидеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам - вот шаги, позволяющие принять «трудного» школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, «очеловечивания» воспитательной стратегии к «трудному» школьнику.
Третий этап - этап применения воспитательных воздействий к «трудному» школьнику – будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами и зерна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда ребёнок пожелает изменить свое негативное поведение.
Итак, понять, принять, помочь - основа психолого-педагогического подхода к «трудному» ребенку.
Для детей «группы риска» очень важно:
Освобождение от груза негативных переживаний.
Восстановление позитивного отношения к миру.
Актуализация потенциальных ресурсов ребёнка.
Необходимо:
Обсуждать с ребенком особенности состояния его близких, помочь понять истоки этого состояния и убедить в том, что он не является их причиной, так как дети склонны испытывать вину за происходящее с их родителями.
Обсудить с ребёнком возможное расширение круга его интересов, занятий, в которых он мог бы проявить свою успешность и способности.
Постараться обеспечить ребёнку поддержку со стороны сверстников, значимых взрослых, родственников.
Постараться помочь ребёнку осознать свои трудности, позволить выразить свои мысли и чувства.
Бывает и так, что ребёнок рассказывает о причинах своего состояния и поведения, но мы не слышим его, мы не умеем слушать. Поэтому, очень важно овладеть приемами «эмпатического слушания».
Во всех случаях, когда ребёнок обижен, расстроен, рассержен - первое, что необходимо сделать, дать ему понять, что вы понимаете его переживания, «слышите его», сопереживаете ему.
Задачи коррекционной работы классного руководителя с детьми «группы риска».
1. Выявление и изучение неблагоприятных (психогенных и дидактогенных) факторов социальной среды (семья, школа, улица), травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие.
Формирование характера и личности, преодоление микросоциально - педагогической запущенности.
Помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование благоприятных взаимоотношений с окружающими, повышение (изменение) социального статуса личности, создание ситуации успеха.
Формирование эмоциональных и социальных способов совершенствования и саморегуляции (познавательных, этических, трудовых, эстетических).
Способы и формы работы классного руководителя с детьми «ГРУППЫ РИСКА»
1. Включение в воспитывающую общественно значимую деятельность.
2. Оптимизация общения в ходе воспитательного процесса.
3. Преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе.
4. Изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимися, коллективом.
5. Регулирование отношений с семьёй.
6. Анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и воспитательных ситуаций.
7. Дискуссии, коррекционно-развивающие игры, специальные тренинги.