СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные направления работы классного руководителя с детьми «группы риска».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные направления работы классного руководителя с детьми «группы риска».Алгоритм работы классного руководителя с детьми «ГРУППЫ РИСКА»

Просмотр содержимого документа
«Основные направления работы классного руководителя с детьми «группы риска».»

Основные направления работы классного руководителя

с детьми «группы риска».

Алгоритм работы классного руководителя с детьми «ГРУППЫ РИСКА»

  1. Сбор информации, изучение, анализ влияний окружающей жизни. На этом этапе (совместно с психологом) осуществляют анализ проблемы: (ребенок боится экзаменов, не хочет ходить в школу...), осуществляют постановку психолого-педагогического диагноза.

  2. Формулировка целей и задам работы, оценка и выбор методов, приемов, условий и средств воздействия на ребенка на его социальную ситуацию (беседы, консультации, игры, тренинги и т. д.). На этом этапе необходимы нейтрализация или хотя бы ослабление отрицательных влияний, создание нужной установки, отношения к себе, к тому или иному явлению (фактору, влиянию), к другим.

  3. Составление плана работы с указанием сроков, методов воздействия, привлеченных специалистов и др.

  4. Реализация плана:

включение в воспитывающую общественно значимую деятельность,

  • оптимизация общения в ходе воспитательного процесса,

  • преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе, в семье,

  • изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимся, с коллективом,

  • регулирование отношений с семьей,

  • анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и воспитательных ситуаций,

  • дискуссии, коррекционно-развивающие игры, специальные тренинги.


  1. Осуществление промежуточного контроля, оценка полученных результатов, корректировка плана.

  2. Подведение итогов работы.

При разработке стратегии работы с такими детьми учителям и родителям, необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение одного ребенка в школе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого - компенсацией повышенной тревожности. Соответственно, воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения ребенка. Таким образом, педагогам и родителям необходимо выяснить мотивы поведения «трудного» ребенка, т.е. понять его.

Это этап понимания проблемы, этап выяснения причинно-следственнойсвязи поведения «трудного» школьника.

Следующий этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослыми своего отношения к «трудному» ребенку. В течение жизни у нас вырабатываются определенные стереотипы отношений к «трудным» детям, набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и др., которые парализуют творческий подход к выбору нестандартных стратегий вашего поведения. Такие эмоциональные реакции на негативное поведение детей являются естественными и нормальными для педагогов и родителей и вряд ли демонстрируемое школьниками поведение должно вызывать бурю восторга. Очень важно осознавать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену инерции стереотипов. Умение педагога и родителя увидеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам - вот шаги, позволяющие принять «трудного» школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, «очеловечивания» воспитательной стратегии к «трудному» школьнику.

Третий этап - этап применения воспитательных воздействий к «трудному» школьнику – будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами и зерна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда ребёнок пожелает изменить свое негативное поведение.

Итак, понять, принять, помочь - основа психолого-педагогического подхода к «трудному» ребенку.

Для детей «группы риска» очень важно:

  1. Освобождение от груза негативных переживаний.

  2. Восстановление позитивного отношения к миру.

  3. Актуализация потенциальных ресурсов ребёнка.


Необходимо:

  1. Обсуждать с ребенком особенности состояния его близких, помочь понять истоки этого состояния и убедить в том, что он не является их причиной, так как дети склонны испытывать вину за происходящее с их родителями.

  2. Обсудить с ребёнком возможное расширение круга его интересов, занятий, в которых он мог бы проявить свою успешность и способности.

  3. Постараться обеспечить ребёнку поддержку со стороны сверстников, значимых взрослых, родственников.

  4. Постараться помочь ребёнку осознать свои трудности, позволить выразить свои мысли и чувства.

Бывает и так, что ребёнок рассказывает о причинах своего состояния и поведения, но мы не слышим его, мы не умеем слушать. Поэтому, очень важно овладеть приемами «эмпатического слушания».

Во всех случаях, когда ребёнок обижен, расстроен, рассержен - первое, что необходимо сделать, дать ему понять, что вы понимаете его переживания, «слышите его», сопереживаете ему.

Задачи коррекционной работы классного руководителя с детьми «группы риска».

1. Выявление и изучение неблагоприятных (психогенных и дидактогенных) факторов социальной среды (семья, школа, улица), травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие.

  1. Формирование характера и личности, преодоление микросоциально - педагогической запущенности.

  2. Помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование благоприятных взаимоотношений с окружающими, повышение (изменение) социального статуса личности, создание ситуации успеха.

  3. Формирование эмоциональных и социальных способов совершенствования и саморегуляции (познавательных, этических, трудовых, эстетических).

Способы и формы работы классного руководителя с детьми «ГРУППЫ РИСКА»

1. Включение в воспитывающую общественно значимую деятельность.

2. Оптимизация общения в ходе воспитательного процесса.

3. Преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе.

4. Изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимися, коллективом.

5. Регулирование отношений с семьёй.

6. Анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и воспитательных ситуаций.

7. Дискуссии, коррекционно-развивающие игры, специальные тренинги.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!