СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные подходы к организации внеурочной деятельности

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья содержит в себе обзор основных подходов к организации внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Основные подходы к организации внеурочной деятельности»

Основные подходы к организации внеурочной деятельности

  В современной школе планомерно осуществляется «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества…;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности…».  

 В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование российской идентичности как условие:

укрепления российской государственности;

развития в России гражданского общества;

повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.

В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования (воспитания).

 Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», определившая современный национальный воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Приоритет воспитания в рамках новых ФГОС нашел подтверждение и в разделах основной образовательной программы начального общего образования, где уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе, предусматривающее системность в его реализации.

Системообразующие направления воспитания определенные в программе (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.) проходят через весь учебный процесс, выходя во  внеурочную и внешкольную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство в котором гармонично развивается личность ребенка. При этом необходимо учитывать уже имеющийся опыт работы образовательных учреждений.

Инновацией в структуре основной образовательной программы  общего образования выступает то, что она «содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса».

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования, внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность позволяет в полной мере  реализовывать требования федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения - «воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России». Образовательные организации могут предоставлять учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Время, отводимое на внеурочную деятельность приходится на вторую половину дня, оно устанавливается образовательным учреждением. Так как внеурочные занятия не должны быть продолжением или углублением традиционного содержания школьного образования, то они способствуют нормализации учебной нагрузки.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта на основе согласованного взаимовыгодного сотрудничества (УДОД могут спланировать свой образовательный процесс под заказ школы).

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Однако при организации внеурочной деятельности нужно учесть, что:

- организации дополнительного образования детей находятся вне ФГОСа;

- у них есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических работников, и «взять» больше они не могут;

- подразделяются на различные виды (станция – может работать только по одному направлению, Центр по четырем направлениям, Дом по пяти направлениям, Дворец по десяти направлениям. Поэтому может сложиться ситуация, когда они не смогут организовать внеурочную деятельность по всем направлениям;

- ОДОД находятся в различных ведомствах.  Детские школы искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры (Сфера культуры) или Станция техников, туристов, ДЮСШ, Дома творчества, ДД(Ю)Т (Сфера образования). ОДО сферы культуры осуществляют свою деятельность за определенную плату, а внеурочная деятельность в рамках ФГОС должна предоставляться бесплатно.

 Для лучшего удовлетворения социального заказа необходимо  провести мониторинг родительских и ученических предпочтений. Полученные  данные станут основой по развитию основных направлений внеурочной деятельности: духовно-нравственному, физкультурно-спортивному и оздоровительному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному. Руководствуясь этой информацией, школы могут предложить востребованные формы по различным видам внеурочной деятельности. При этом  необходимо обращать внимание на  соответствие образовательных форм уровню воспитательного результата.

Из опыта образовательных учреждений известно, что наиболее востребованы следующие виды внеурочной деятельности:

познавательная деятельность,

художественное творчество,

спортивно-оздоровительная деятельность.

Предпочтение заказчиками познавательной деятельности может свидетельствовать об ориентации родителей на предметный результат образовательной деятельности, что не вполне соответствует идеям ФГОС нового поколения, а значит, требуется дополнительная просветительская работа для развития других направлений:

техническое творчество,

туристско-краеведческая деятельность,

игровая деятельность,

проблемно-ценностное общение,

социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность),

трудовая (производственная) деятельность,

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение).

Часть используемых форм формально не соответствует первому уровню результатов внеурочной деятельности. Требуется дополнительная работа по определению соответствия форм для снятия риска форсирования результатов внеурочной деятельности.

Возможные причины (помимо решения родителей), влияющие на выбор вида внеурочной деятельности в ОО:

- особенности образовательной организации (особенности концепции ОО, её направленности, приоритетов);

- вкусы, заинтересованность какой-либо проблемой самого учителя, его творческая индивидуальность как фактор выбора вида внеурочной деятельности школьниками;

- наличие материально-технической базы для организации той или иной внеурочной деятельности.

На начало второго полугодия возможна корректировка направлений и видов внеурочной деятельности в зависимости от потребностей и возможностей детей, школы и т.п.

Необходимо также учитывать возможные риски организации внеурочной деятельности школьников:

Риски внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС нового поколения

Возможности минимизации или предотвращения рисков

Ориентация учителя на предметный результат (он по нему оценивается и администрацией, и родителями), использование учебных технологий, и, как следствие, перегрузка учащихся

Привлечение педагогов дополнительного образования

Прохождение учителями  курсов повышения квалификации по программам, отвечающим требованиям к реализации направлений внеурочной деятельности

Привлечение  специалистов, имеющих соответствующую квалификационную категорию, дающую право на реализацию соответствующего направления внеурочной деятельности.

Различные образовательные системы и целостные учебно-методические комплекты для организации внеурочной деятельности предлагают органично связанные с учебным процессом программы научных клубов школьников, кружковую работу, организуемую с помощью различных программ, организацию факультативов, которые служат продолжением уроков по изучаемым предметам в  школе и в то же время не вызывают перегрузки учащихся

Недостаточная  готовность материальной базы

Предварительное изучение социального заказа на внеурочную деятельность с целью заблаговременного комплектования соответствующим оборудованием

Несогласованность действий различных образовательных организаций, реализующих одно направление внеурочной деятельности

Создание системы взаимодействия специалистов

Недостаточно ответственное и осознанное отношение родителей к тому, что полученные результаты внеурочной деятельности зависят и от них самих

Разработка специальных форм работы с родителями и общественностью

Риски, связанные с необходимостью финансовой поддержки различных мероприятий (например, проведение экскурсий, посещение музеев и т.п.)

Разработка нормативной базы по механизму привлечения дополнительных средств на организацию таких видов деятельности

Неготовность учителя к осуществлению деятельностного подхода во внеурочной деятельности

Освоение  учителем современных образовательных технологий

Низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки

Мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов

Дефицит учебно-методических пособий

Использование ресурсов  Интернет-пространства

 

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Для реализации в школе возможны следующие виды внеурочной деятельности:

1)   игровая деятельность;

2)  познавательная деятельность;

3)   проблемно-ценностное общение;

4)  досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5)   художественное творчество;

6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

7)   трудовая (производственная) деятельность;

8)   спортивно-оздоровительная деятельность;

9)  туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане общеобразовательных организаций Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Используются известные формы – экскурсии, кружки, художественные студии, секции, спортивные клубы, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, юношеские организации, краеведческая работа, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, военно-патриотические объединения, общественно полезные  практики и т. д.

Соотношение  видов и направлений внеурочной деятельности различно, но они тесно связаны между собой:

ряд направлений совпадают с видами внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеурочной деятельности, они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочной деятельности.

направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть реализовано в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

а такие важные для развития ребенка виды внеурочной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать обозначенные выше направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на выделенных девяти видах внеурочной деятельности.

Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение  результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница результатов и эффектов. Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога?.. Невнятность понимания самими профессиональными педагогами результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности. Но, может быть, гораздо более серьезное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности  (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования.

Нужно помнить, образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.

Кратко это можно сформулировать так:

1-й уровень – школьник  приобретает  социальные знания;

2-й уровень – школьник развивает позитивное отношение к базовым общественным ценностям;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Например, трудно предположить, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

 Далее мы предлагаем методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности», используя который, педагоги смогут самостоятельно разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

Конструктор состоит из 9 блоков (по числу видов внеурочной деятельности).

Каждый блок включает в себя:

- краткое описание специфики данного вида внеурочной деятельности школьников;

- описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут вид внеурочной деятельности;

- представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех уровней результатов внеурочной деятельности.

Методический конструктор

«Преимущественные формы достижения воспитательных

результатов во внеурочной деятельности»

 

Вид внеурочной

деятельности

Уровень результатов

внеурочной деятельности

Преимущественные формы достижения воспитательного результата

1. Игровой

1.Приобретение школьником  социальных знаний

Ролевая игра

2.Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Деловая игра

3.Получение опыта самостоятельного социального действия

Социально-моделирующая игра

2. Познавательный

1.Приобретение школьником  социальных знаний

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

2.Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

3.Получение опыта самостоятельного социального действия

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

3.Проблемно-ценностный

1.Приобретение школьником  социальных знаний

Этическая беседа

 

2.Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дебаты, тематический диспут

 

3.Получение опыта самостоятельного социального действия

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

4.Досугово-развлекательный

1.Приобретение школьником  социальных знаний

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали

5. Художественный

1.Приобретение школьником  социальных знаний

Кружки художественного творчества.

 

2.Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

3.Получение опыта самостоятельного социального действия

Социальные проекты на основе художественной деятельности

6.Социальный (социально значимая волонтерская деятельность)

1.Приобретение школьником  социальных знаний

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

2.Формирование ценностного отношения к социальной реальности

КТД (коллективно-творческое дело).

 

3.Получение опыта самостоятельного социального действия

Социальный проект.

7.Трудовой (производственный)

1.Приобретение школьником  социальных знаний

ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.

2.Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».

3.Получение опыта самостоятельного социального действия

Субботник, детская производственная бригада.

8.Спортивно-оздоровительный

 

1.Приобретение школьником  социальных знаний

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

2.Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Школьные спортивные турниры.

 

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

9. Туристско-краеведческий

 

 

1.Приобретение школьником  социальных знаний

Образовательная экскурсия

 

2.Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Туристический поход

 

3.Получение опыта самостоятельного социального действия

Краеведческая экспедиция

Туристско-краеведческая экспедиция

 

 

 

 

  Таким образом, с помощью методического конструктора педагогами могут быть разработаны различные типы образовательных программ:

- комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различ­ных видах внеурочной деятельности. Эти программы могут быть сквозные, когда педагоги начинают работать по ним с детьми с первого по четвертый класс. Акцентируя внимание на  планируемых результатах в соответствии с которыми, изменяется и содержание программы.

При разработке комплексных образовательных программ внеурочной деятельности необходимо учитывать следующее:

- комплексные программы могут быть двух вариантов:

 «А» – когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по одному направлению, например, художественно-эстетическому, и тогда каждый педагог разрабатывает один – два модуля («Оригами», «Батик», «Вышивка шелковыми лентами», фольклорный кружок, театральная студия и др.).    Комплексные программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одновозрастной группы. Количество групп, их наполняемость, время занятий и периодичность проведения определяются локальным актом образовательного учреждения. Данный вариант может быть реализован в образовательных учреждениях, в которых существует подсистема дополнительного образования детей или работающих в одну смену и имеющих квалифицированные кадры для организации этого вида деятельности.

«Б» - когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по нескольким направлениям, например, спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, военно-патриотическому. Данный вариант может найти применение в сельских школах, где недостаточно специалистов реализующих лишь направление.

 При разработке комплексных программ необходимо учитывать, что к ним пишется одна пояснительная записка, в которой отражается вся специфика работы по всем модулям программы, все остальные разделы программы пишутся каждым педагогом, согласно содержанию работы в рамках своего модуля;

- тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие при этом возможности   различных   видов   внеурочной   деятельности   (например,  образовательная программа патриотического воспитания,  образовательная  программа воспитания толерантности и т. п.);

- образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (такие программы могут иметь возрастную привязку, например, для 1-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности, для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности, для 4-9-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного социального действия); 

- образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;

- индивидуальные образовательные программы для учащихся.

Примерные требования к оформлению и содержанию программ курса внеурочной деятельности

Программы   организации  курса внеурочной   деятельности школьников могут быть разработаны образовательными организациями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.

Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы. Так, в основной школе могут реализовываться  программы,  ориентированные на младших школьников (1-4 классы), а впоследствии на младших   подростков   (5-6   классы)   и   старших   подростков (7-9 классы).

В  определении  содержания   программ  школа  руководствуется  педагогической  целесообразностью  и ориентируется   на   запросы    и    потребности   учащихся   и   их родителей.

Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы.

Структура программы курса внеурочной деятельности

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

Календарно-тематическое планирование.

Структурный компонент программы

Содержание структурных компонентов программы

 1

Титульный лист

 

Название образовательной организации, в которой разработана программа.

Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения.

Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.

Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана программа.

Срок реализации  программы (на сколько лет она рассчитана).

Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность).

Название города.

 Год создания программы.

 

Пояснительная записка

 

Цель и задачи программы. Цель — предполагаемый результат образова­тельного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.

Цель должна быть связана с названием программы,   отражать  ее  основную  направленность. Конкретизация   цели   осуществляется   через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Задачи бывают:

• обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;

• воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;

• развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Формулирование задач также не должно быть

абстрактным, они должны быть соотнесены с

прогнозируемыми результатами.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в календарно-тематическом плане. Описание темы включает:

•  ее название;

•  основные узловые моменты;

• формы организации учебных занятий (теоретические, практические).

  Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу.

 

Календарно-тематическое планирование

Раскрывается последовательность тем курса, с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся, указывается число часов на каждую тему, соотношение времени теоретических и практических занятий. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.

 

 В   программе   описывается   содержание  внеурочной деятельности   школьников,   суть   и   направленность   планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно  быть видно,  на достижение  какого  уровня результатов направлены эти дела и мероприятия.  Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то  в содержании должны быть разделы или модули,  представляющие тот или иной  вид деятельности.   При  необходимости  тот  или  иной  раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

Целью диагностики является выяснение, того - являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не для того, чтобы делать оргвыводы в отношении тех или иных педагогов той или иной школы. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

Что же именно должно стать предметом диагностики, что именно необходимо изучить для оценки эффективности вос­питания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратим­ся ещё раз к определению воспитания. Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и диагностика должна быть направлена на изучение личности уче­ника и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.

Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника.

В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?

Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблю­дение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д.

Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика.

Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других — развивать индивидуальность ученика, его творче­ский потенциал.

Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива (здесь мы предлагаем использовать хорошо зарекомен­довавшую себя диагностическую методику А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер взаимоотно­шений школьников в детском коллективе (для диагностики этих отношений целесообразно использовать методику социометрии).

Третий предмет диагностики — это профессиональная позиция педагога, как один из  важных факторов развития личности ученика. Позиция — это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей.

В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, т. е. попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют, и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно)? Не меньшее значение имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у воспитателя гуманистическая или авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение воспитанника или рассматривает его как tabula rasa для воплощения своих замыслов? Здесь  можно использовать методику диагностики профессиональной позиций педагога как воспитателя

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам:

•  разрабатывать  образовательные   программы   внеурочной   деятельности   с   чётким   и   внятным   представлением о результате;

•   подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;

•  выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

•  диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

•   оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.).

Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:

внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;

внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;

происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

 

Структура программы курса внеурочной деятельности:

Титульный лист;

Пояснительная записка – цель, задачи программы, личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

Календарно-тематическое планирование.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!