Урок № 2
Класс: 7
5.09.2016
Тема: Основные систематические группы животных:
Царство, Подцарство, Тип, Класс, Отряд, Семейство, Род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Цель
Образовательные: способствовать формированию представлений о науке систематика, бинарной номенклатуре;
- способствовать формированию понятий – вид, род, отряд, семейство, класс, тип.
Развивающие: способствовать развитию общеучебных умений и навыков, а также интеллектуальных способностей учащихся;
- способствовать развитию интереса к биологическим знаниям;
- способствовать формированию умения применять знания в решении учебных и
жизненных задач.
Воспитательные: способствовать формированию естественнонаучного мировоззрения и понимания необходимости бережного отношения к природе, на примере значения животных;
- способствовать созданию комфортной образовательной среды по сохранению здоровья
учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.
Ход урока:
Орг момент
Проверка д-з
Вариант I: выполнить все задания (кроме задания 7) тематической карты урока
Вариант II: разгадать кроссворд «Охрана животных.
Тихий опрос (беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, вто время, как класс занят другим делом). Беседа осуществляется по вопросу 7 тематической карты. Лучший ответ можно прослушать всем классом.
Актуализация опорных знаний
О Узнать по описанию, что за слово написано на доске (слово закрыто листом). Можно использовать как соревновательный момент — кто первый?
• это наука;
• это очень древняя наука, наука кипящая, рождающая споры и многочисленные гипотезы;
• наука, которая всю свою историю находится в непрерывном становлении;
• это своеобразная наука, принципы которой до сих пор подвергаются сомнениям;
• объект ее исследования знаком ученым далеко не полностью;
• с ней связаны этикетки с труднопроизносимыми латинскими названиями;
• результат ее поиска — это сложнейшие таблицы классификации и многотомные определители;
• предмет исследования — разнообразие живых организмов;
• она ищет систему, в которую бы уложилось все живое в окружающем мире.
мотивационный этап.
- в чем значение животных для человека?
- в чем значение животных для человека? Работа в парах
2. операционный этап.
-как различить животных от растений? Рассмотрите признаки растений и животных, заполните таблицу с помощью учебника.
Основные различия между растениями и животными:
Признак | Растение | Животное |
Способ питания | Автотрофы, сами создают орг. В-ва в ходе фотосинтеза | Гетеротрофы, питаются готовыми орг. в-ми. |
Способность к росту | На протяжении всей жизни | У большинства в молодом возрасте. |
Способность к передивжению | Не перемещаются (таксис) | Активное передвижение |
Активность в поисках пищи | Не активны | Активны |
Сходство между растениями и животными:
Система органов | Вегетативная сфера: корень, побег. Репродуктивные – цветок, семя. Генеративная сфера – цветок, семя, плод. | Соматическая – кровеносная, дыхательная. Репродуктивная - половая |
Клеточная стенка | Есть | Нет |
Ткани | Состоят из клеток | Состоят из клеток |
Органические вещества | Белки, жиры, углеводы | Белки, жиры, углеводы |
- а как отличать животных от других животных?
Давайте повторим материал о классификации цветковых растений. (гербарий). Дайте определение вида. К одному виду относятся сходные по признакам организмы – особи.
О
пределите систематическое положение растения - РОМАШКА САДОВАЯ. Сравните с классификацией животных.
Царство царство отдел тип класс класс семейство семейство род род вид вид
Вид – наименьшая систематическая единица.
Например, воробей домовый. Выделите критерии, по которым все воробьи относятся к одному виду:
А. сходство в строении
Б. способность к скрещиванию
С. Один ареал обитания
Дайте определение, что такое ВИД?
Рефлексия.
Из предложенного списка выберите видовые названия животных: хищные, грызуны, обыкновенная белка, воробей полевой, птицы, розовые чайки, орел степной, белка кавказская.
Элементарная систематическая единица – это род, вид, отряд.
Вид – это а) группа особей, занимающая одну территорию и поэтому имеющая сходное строение. Б) это группа сходных по строению особей, ведущая одинаковый образ жизни. В) группа сходных по образу жизни и строению особей, способных скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство.
д/з.
1. параграф 2. Ответить на вопросы.
2. подготовить презентацию по теме
3. разработать на выбор
• частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам;
• чайнворды, кроссворды и т.п.
• тематические сборники интересных фактов, примеров и задач;
• сборники аннотаций на статьи по выбранной теме;
• учебные комиксы, плакаты — опорные сигналы, стихи и др.