Просмотр содержимого документа
«Основные требования к использованию метода проектов»

В основе метода проектов лежит развитие
познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,
развитие критического и творческого мышления,
умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Типы и этапы проектной работы.
Проект – это “самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности”. Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый ряд достоинств. Работа над проектами способствует:
повышению значимости языка как средства общения; развитию умения работать в коллективе;
расширению кругозора учащихся;
повышению мотивации учащихся;
поощрению творчества;
воспитание самостоятельности;
интеграция всех четырех видов речевой деятельности;
развитию обще учебных умений.
Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
2. По признаку предметно – содержательной области:
моно проекты,
межпредметные проекты.
3. По характеру контактов:
4. По количеству участников проекта:
личностные,
парные,
групповые.
5. По продолжительности проекта:
Основные требования к использованию метода проектов:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Требования к содержанию и организации проведения учебного проекта
параметры | ХОРОШО | ОТЛИЧНО |
Связь с учебной программой и учебным планом | Проект связан с программой и учебным планом по предмету, но для его проведения придется использовать резерв времени. | Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса. |
Содержание проекта | Материал изложен логично, между его частями сделаны плавные переходы. Самостоятельные исследования учащихся частично иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте заставляет учащихся анализировать и использовать информацию, решать проблемы и делать выводы. Намеченные цели и темы обучения изложены и частично поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы. Некоторые цели обучения соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект минимально поддерживает разноуровневое обучение. | Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в рамках учебного проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Цели и темы обучения ясно изложены, хорошо определены и поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы. Цели обучения соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект поддерживает разноуровневое обучение. |
Оригинальность | Проект разработан на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации. | Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников. |
Мультимедийные средства | В материалах проекта элементы мультимедиа представлены очень широко, и их использование всегда педагогически оправдано. | Материалы проекта богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть проекта и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов |
Использование педагогических технологий | В проекте широко используются новые педагогические технологии, преобладает групповая деятельность учащихся, большой акцент делается на самостоятельное исследование и поиск информации. | Проект полностью сориентирован на личностно- ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве. |
Основополагающие, проблемные и частные вопросы.

Основополагающий вопрос = Наиболее общий вопрос = Самая общая идея.
Основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа
Основополагающий вопрос служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего предмета в целом.
Признаки основополагающих вопросов. Хорошие вопросы таковы:
Побуждают школьников:
Проблемный вопрос = Большой вопрос = Большая идея
Проблемный вопрос также не имеет определенного ответа, но направлен на изучение отдельной стороны вопроса
Он помогает в исследовании и поиске ответов на основополагающий вопрос
Пример:
Основополагающий вопрос:
Проблемный вопрос:
Учебный (частный) вопрос - самый мелкий вопрос
Частные вопросы напрямую соответствуют стандартам образования и минимуму знаний ученика

Примеры основополагающих и проблемных вопросов.
Основополагающие вопросы | Проблемные вопросы |
Что нужно для того, чтобы изменить мир? | Как повлияли исследователи раннего периода на развитие Америки и их родных стран? Как исследователи раннего периода изменили мир? |
Что такое экосистема и почему это должно меня заботить? Зачем охранять окружающую среду? Как можем мы все ужиться друг с другом? | Стоит ли спасать тропические леса? Как люди и животные живут в тропических лесах и как они могут лучше всего сосуществовать? |
Откуда берется энергия? | Как можно использовать природные ресурсы для получения энергии? |
Почему важна вода? | Здоровы ли мировые озера? Что представляет собой здоровое озеро? |
Из чего складывается жизнь? Что делает что-то "живым"? | Чем замечательна ячейка? Что могут рассказать нам ячейки об организации других систем? |
Почему прошлое влияет на будущее? | Каким образом Древний Египет с нами и по сей день? |
Как окружающая среда влияет на поведение? | Насколько другим был бы ты, если бы жил в другом месте? |
Кто определяет, что есть мусор, а что - сокровище? | Что является причиной тенденций? |
Как появляется местное сообщество? | Как история местного сообщества влияет на его сегодняшние ценности? |
Чему может научить нас музыка? | Что говорит о нас сегодняшняя музыка? Как жизнь композитора влияет на его/ее произведения? Что говорит музыка 60-х о времени и культуре того периода? |
Являюсь ли я наставником своего брата? | Что мы может сделать, чтобы помочь нуждающимся в помощи? Можно ли предотвратить голод? |
Как я могу получить то, что хочу? | Какой самый лучший автомобиль? Как действует ссуда? |
Может ли один человек что-либо изменить? Что делает кого-то важным? | Как конкретные индивидуумы повлияли на историю? Который из американских президентов самый великий? |
Как можем мы обуздать силы природы? | Что такое электричество? Где еще мы можем получить электричество? |
Кто принимает решения за нас? Действительно ли у нас есть выбор? | Что формирует общественное мнение? Каким образом статистика ошибается? |
Откуда берутся истории? | Насколько велико влияние истории на литературу? |
Как можем мы предсказать будущее? Что могут сказать нам числа? | Учитывая текущую статистику, каким будет будущее? |
Как искусство имитирует жизнь? | Стоит ли картина тысячи слов? Какие истории рассказывают фотографии? Чью историю рассказывает фотография? |
Почему меняются законы? Когда можно не соблюдать законы? | Уместны ли сегодня законы двухсотлетней давности? Какие законы, государственные или местные, могут быть поставлены под сомнение в недалеком будущем? |
Как искусство отражает или влияет на культуру? | Как искусство импрессионистов отражает жизнь конца 18 века? Как искусство импрессионистов изменило общество конца 18 века? Как ваше собственное творчество отражает вашу жизнь? |
Как может история предсказать наше будущее? | Как начинаются войны и можно ли их предотвратить? Кому выгодна война? |
В чем разница между гениальностью и безумием? | Что делает музыку, искусство или поэзию "хорошей"? |
Существует ли личная свобода? Действительно ли демократия "работает"? | Действительно ли Конституция защищает наши права? |
Почему ты такой, какой ты есть? | Окружающая среда и ДНК, что влияет на нашу индивидуальность? |
Влияет ли политика на науку? | Что на самом деле происходит с окружающей средой? |
В чем преимущества и ограничения математического подхода к оценке ситуаций? | Можно ли математически описать все циклические процессы? |