СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основы анатомии и здорового образа жизни»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Основы анатомии и здорового образа жизни» 

Просмотр содержимого документа
««Основы анатомии и здорового образа жизни»»

Государственное общеобразовательное учреждение РЮО

Балтинская средняя общеобразовательная школа Знаурского района















Открытый урок по биологии

«Основы анатомии и здорового образа жизни»

в 8 классе




Провела учитель биологии

Беппиева Мадина Владимировна



















2021 г.



Конспект обобщающего урока по биологии

«Основы анатомии и здорового образа жизни».

(для учащихся 8 класса)


Цель урока:


обобщить, систематизировать знания по теме « Организм человека и его строение»; дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни; объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека; развитии общества.

Задачи урока:

1.Повторить, закрепить и расширить знания учащихся.

2. Сформировать представление о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, о значении здорового образа жизни, о пагубных последствиях вредных привычек.

3. Закрепить навыки работы с дополнительной литературой. Воспитание бережного отношения к своему организму.

4.Способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся. Развивать умение согласованно работать в коллективе.

Оборудование и материалы:

Макеты внутренних органов, раздаточный материал, презентация «Здоровый образ жизни», плакаты учащихся по теме «Здоровый образ жизни».

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Просмотр презентации «Здоровый образ жизни».

  3. Проведение конкурсов.

  4. Подведение итогов.

  5. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте Ребята! Сегодня я проведу с вами увлекательный урок, который будет состоять из интересных конкурсов и заданий, мы с вами поговорим о здоровье и немного поиграем.

Ребята! На протяжении всего учебного года на уроках биологии вы изучали организм человека. Вы познакомились с особенностями строения органов и систем органов, изучили физиологию и гигиену своего организма. И на сегодняшнем уроке мы постараемся вспомнить, обобщить и закрепить все те знания, которые вы получили из курса – «Биология».





Здоровье – это ценность и богатство,

Здоровьем людям надо дорожить!

Есть правильно и спортом заниматься,

И закалятся, и с зарядкою дружить.

Чтобы любая хворь не подступила,

Чтоб билось ровно сердце, как мотор,

Не нужно ни курить, ни пить, ни злиться,

Улыбкой победить любой укор.

Здоровый образ жизни – это сила!

Ведь без здоровья в жизни никуда.

Давайте вместе будем сильны и красивы

Тогда года нам будут не беда!


Автор: Лена Одинцова

Учитель: - Я хочу вам рассказать интересные факты: «7 апреля 1948 года была основана Всемирная организация здравоохранения. Ежегодно этот день отмечается как Всемирный день здоровья. До 1940 года здоровьем подразумевалось отсутствие заболевания. Здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни. Здоровье - это непросто отсутствие болезни, это состояние физического, психологического и социального благополучия. Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья». Давайте запишем определение здорового образа жизни в тетради.

-Я предлагаю вам просмотреть презентацию, которая посвящена здоровому образу жизни, и выполнить тест, который поможет вам понять, здоровы ли вы.

( Просмотр презентации и выполнение теста)

Учитель: - Я думаю, вы поняли, что является составляющими вашего здоровья, а теперь давайте вспомним вопросы анатомии, которые мы с вами разбирали на уроках.

В пути вас ждет большое количество различных станций, на которых нужно будет выполнять задания.



1.Станция «Сообразительная»


Каждый правильный ответ оценивается в один балл.


    1. Органы- место расположения ЦНС (череп, позвоночник).

    2. Красный косный мозг- место образования….(эритроцитов)

    3. Позвоночник имеет……изгибов (4).

    4. Рефлекторная дуга состоит из…частей (5).

    5. Ответная реакция организма на раздражение (рефлекс)

    6. Переносчик кислорода в крови. (эритроцит)

    7. Основной орган дыхания (легкие).

    8. Следующий отдел трахеи (бронхи)

    9. Легкое, состоящее из 2 долей (левое).

    10. Головка трубчатой кости (эпифиз).

    11. Аппендикс- отросток (слепой кишки)

    12. Самый молодой зуб у человека (мудрости).

    13. Название витамина С (аскорбиновая кислота).

    14. Верхний слой кожи (эпидермис).

    15. Гормон, регулирующий содержание сахара в крови (инсулин).

    16. Центр координации движения (мозжечок).

    17. Основная функция альвеол (газообмен).

    18. Гиповитаминоз витамина В ведет к болезни (бери-бери).

    19. Функция тромбоцитов (свертываемость крови).

    20. Место гибели эритроцитов (печень, селезенка)


2.Станция «Знаем ли мы свой организм».

В зависимости от того, какой орган достался ученику, орган описывает по следующему плану:

  1. Какой системе относится.

  2. Место расположения в организме человека.

  3. Особенности строения.

  4. Функции.

3.Станция «Анатомическая»


Учитель зачитывает описание органов, а ученик должен назвать этот орган, если орган назван с первого описания, то ставиться 15б, если со второго 10б, если с третьего то 5б.


1.А) Этот орган является связующим звеном между органами, в которых в одном слабощелочная среда, а в другом щелочная среда. Внутренняя поверхность этого органа составляет 500-800 см2. Туда открываются железы внутренней секреции. (15 б).

Б) Объем этого органа составляет 1 литр. Он имеет малую и большую кривизну, а также кардинальную и пилорическую части и дно. (10б)

В) Стенки этого органа содержат клетки, выделяющие пищеварительные ферменты и вырабатывающие соляную кислоту, составляющую 0,5% (5б)

(Желудок)

2.А) Этот орган состоит из 16-20 хрящевых полуколец. (15б)

Б) Задняя стенка этого органа мягкая из соединительной ткани, содержащиеся гладкие мышцы, служат для наилучшего прохождения пищи. (10б)

В) Этот орган на уровне 5 грудного позвонка делиться на два бронха, которые уходят в легкие. (5б).

(Трахея)

3. А) Это часть органа, состоящего из 5 отделов. Снаружи он покрыт белым веществом, а внутри серым и выполняет рефлекторную и проводниковую функции. (15б)

Б) Его называют «большой дорогой» или «коммутатором телефонных связей». (10б)

В) Он является центром дыхания, сердечной деятельности, безусловных пищевых, а также защитных рефлексов (5б) ( Спинной мозг)


Учитель: - Давайте немного отдохнем и сделаем следующее упражнение.

«Медвежьи покачивания».

В зоопарке мы видели, как животные покачиваются вперед-назад за решетками клеток. Это не появление раздражительности или желания убежать, это способ расслабится. Попытайтесь это сделать сами. Поставьте ноги удобно в стороны и начните покачиваться подобно медведю из стороны в сторону. Покачивайте ритмично все тело, голову, глаза и руки сначала в одну сторону, затем в другую, покачиваясь с одной ноги на другую, Смотрите не дальше своего носа. Это одно из наиболее полезных релаксационных упражнений. Оно расслабляет глаза, мозг, позвоночник, тело. Выполняем упражнение в течение 2-х минут.


4.Станция «Умники и умницы»


«Биологический диктант»

1 «Анатомия»

1.Орган, способный воспринимать сладкое, горькое, кислое, соленое или комбинацию этих видов вкусовых раздражителей. (Язык)

2.Полый мышечный орган, разделенный внутри на четыре камеры. (Сердце)

3.Центр приема и анализа информации. (Головной мозг)

4.Самый легкий орган человека. (Легкие)

5.Часть тела, количество которой не знает ни один владелец. (Волосы)

6.Что является зеркалом души? (Глаза)


2. «Физиология»

1.Какой орган организма человека является «химической лабораторией»? (Печень)

2.Самый совершенный фильтр, созданный природой в организме человека. (Почки)

3.Отдел нервной системы, координирующий движение. (Мозжечок)

4.Место «работы» бактерии кишечной палочки. (Аппендикс)

5.Что задерживает пыль, обеззараживает, согревает, увлажняет воздух? (Носовая полость)

6. «Бронежилет» для сердца и легких. (Грудина)


4. «Болезни»

1.Гиперфункция гипофиза в детском возрасте. (Гигантизм)

2.Уплощение свода стопы. (Плоскостопие)

3.Уменьшение числа эритроцитов в крови или понижение в них гемоглобина. (Малокровие - анемия)

4.Тяжелая инфекционная болезнь слизистой оболочки горла, гортани с тяжелым отравлением организма. (Дифтерия)

5.Капельно-пылевая инфекция, поражающая чаще всего легкие организма. (Туберкулез)

6.Разрушение печени под воздействием алкоголя и канцерогенных веществ. (Цирроз)


Учитель: - Это был наш последний конкурс

- Ребята! Давайте еще раз вспомним основные слагающие здорового образа жизни:

- отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголь, наркотики);

- рациональное питание;

- оптимальный двигательный режим;

- закаливание организма;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Понравился вам урок?



Выставление оценок за урок. Урок наш завершается, но мы его длжны закончит в хорошем настроении и поэтому давайте сделаем последнее упражнение, которое нам поможет настроится на позитив.

«Подари тепло другу».

Ученики соревнующихся команд поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик открывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель горит: «Ребята, посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели…Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше…»

Учитель:

- Домашнее задание: подготовить сообщения по теме «Вредные привычки – это опасно!»




























































Биологическая викторина: Человек и его здоровье






Биологическая викторина для 8 класса по курсу "Человек и его здоровье". В игре присутствует 9 разнообразных конкурсов. Викторина по биологии с ответами.

1 конкурс «Анатомия»
1.Орган, способный воспринимать сладкое, горькое, кислое, соленое или комбинацию этих видов вкусовых раздражителей. (Язык)
2.Полый мышечный орган, разделенный внутри на четыре камеры. (Сердце)
3.Центр приема и анализа информации. (Головной мозг)
4.Самый легкий орган человека. (Легкие)
5.Часть тела, количество которой не знает ни один владелец. (Волосы)
6.Что является зеркалом души? (Глаза)

2 конкурс «Физиология»
1.Какой орган организма человека является «химической лабораторией»? (Печень)
2.Самый совершенный фильтр, созданный природой в организме человека. (Почки)
3.Отдел нервной системы, координирующий движение. (Мозжечок)
4.Место «работы» бактерии кишечной палочки. (Аппендикс)
5.Что задерживает пыль, обеззараживает, согревает, увлажняет воздух? (Носовая полость)
6. «Бронежилет» для сердца и легких. (Грудина)

3 конкурс «Гигиена»
1.Как называется способ закаливания холодной водой, купания в проруби, хождения по снегу босиком? (Моржевание)
2.Как называется прием солнечных ванн? (Гелиотерапия)
3.Говорят, что зубы нужно чистить два раза в день: для красоты и для гигиены. В каком случае это делается для гигиены? (Вечером, перед сном)
4.Почему горячую пищу нельзя запивать холодной водой? (Трескается эмаль из-за перепада температур)
5.Если подросток носит тесную обувь, особенно на каблуках, то у него развивается… (плоскостопие)
6.Пищу нужно тщательно пережевывать для ее лучшего … (переваривания)

4 конкурс «Болезни»
1.Гиперфункция гипофиза в детском возрасте. (Гигантизм)
2.Уплощение свода стопы. (Плоскостопие)
3.Уменьшение числа эритроцитов в крови или понижение в них гемоглобина. (Малокровие - анемия)
4.Тяжелая инфекционная болезнь слизистой оболочки горла, гортани с тяжелым отравлением организма. (Дифтерия)
5.Капельно-пылевая инфекция, поражающая чаще всего легкие организма. (Туберкулез)
6.Разрушение печени под воздействием алкоголя и канцерогенных веществ. (Цирроз)

5 конкурс «Косметология»
1.Какими продуктами можно заменить мыло и шампунь? (Ржаным хлебом, яйцом, простоквашей, свекольной водой)
2.Из молока какого животного принимала ванны царица Клеопатра? (Из молока козы)
3.Отвар коры каких растений даст краситель для темных волос? (Дуба, ольхи)
4.Жир из семян какого растения американские индейцы использовали для косметических целей? (Подсолнечника)
5.Дерево, дающее сырье для парфюмерной промышленности, изделия которой мы используем ежедневно. (Мыльное дерево)
6.Скорлупой какого растения можно окрасить волосы в каштановый цвет? (Грецкого ореха)

6 конкурс «Фармакология»
1.Лекарственное растение, в названии которого спрятаны названия напитка и атмосферного осадка. (Вино-град)
2.В горах северо-восточной Турции для лечения многих болезней используют биоэнергетический потенциал неядовитых змей путем прикладывания на больное место. Назовите змею. (Уж)
3.Древнеегипетская царица Клеопатра для улучшения сна спала на подушках, набитых лепестками растения. Какого? (Розы)
4.Лекарственное растение, называемое американскими индейцами «следом белого человека». (Подорожник)
5.Это растение в народе называют «дикий подсолнечник». Еще его одно название говорит о числе излечиваемых болезней. (Девясил – девятисил)
6.В отваре этого растения обязательно купают младенцев. Его называют: золотушная трава, козьи рожки, стрелка, а каково научное название растения? (Череда)

7 конкурс «Кулинария»
1.Главное ритуальное блюдо на Руси. (Кутья)
2.Лапша из какой крупяной культуры является у японцев национальным блюдом? (Гречихи)
3.Поджаренные корни какого растения из семейства астровых (сложноцветных) могут в походе заменить кофе? (Одуванчика)
4.Ягоды какого колючего кустарника из семейства розоцветных можно использовать для приготовления пастилы? (Шиповника)
5.Название этого растения подскажет туристам, что из его листьев можно приготовить любимые россиянами зеленые щи или борщ. (Борщевик)
6.Листья какой самой горькой травы в некоторых странах служат приправой к жирным блюдам, жареному гусю? (Полыни горькой)

8 конкурс «Сам себе мастер»
1.Из коры какого дерева на Руси делали рогожные мешки, плели лапти, делали мочалки? (Липы)
2.Масло какого растения древние греки использовали для освещения? (Оливкового дерева)
3.Из стеблей какого водного растения можно сплести корзинку? (Из камыша)
4.Скелеты каких кишечнополостных животных используются для получения извести? (Кораллов)
5.Какого брюхоногого моллюска, вредителя винограда, можно употреблять в пищу? (Виноградную улитку)
6.Самый дешевый, экологически чистый строительный материал, дающий зимой тепло, а летом – прохладу. (Саман)

9 конкурс «Пословицы и поговорки»: продолжи фразу по смыслу…
1.Лечи легкую болезнь, чтобы не пришлось … лечить тяжелую
2.Здоровье дороже … богатства
3.Захворать – один день, а поправляться - … семь недель
4.Лакомств тысячи, а здоровье … одно
5.Не в меру еда – болезнь и … беда
6.Чем лучше пищу разжуешь, тем … дольше проживешь

Вопросы I тура

1. Почему человеку можно вводить в кровь физиологический раствор, но нельзя вливать воду?
(Концентрация солей в клетках крови и в плазме одинаковая. Вода снижает концентрацию солей в плазме. Вода, в следствие диффузии, будет проникать в эритроциты и лейкоциты, снижая концентрацию солей в них. Клетки крови будут набухать и лопаться.)
2. Отчего в плохо вентилируемом помещении, где собралось много людей, человек дышит чаще и глубже, чем обычно?
(Когда в крови повышается концентрация двуокиси углерода (CO2), возбудимость дыхательного центра повышается.)
3. Какое значение имеет привлекательное оформление пищи и красивая сервировка стола для хорошего переваривания пищи в желудке?
(Усиливается рефлекторное отделение желудочного сока.)
4. Почему в местностях с влажным климатом жара переносится тяжелее, чем в сухом климате?
(Чем меньше в воздухе водяных паров, тем быстрее пот испаряется с поверхности кожи.)
5. Почему в тесной обуви зимой ноги мёрзнут, а летом перегреваются?
(Тесная обувь затрудняет испарение влаги летом и увеличивает теплоотдачу зимой.)
6. Почему в сумерках мы не различаем окраску предметов?
( Колбочки раздражаются только ярким светом, а именно они отвечают за цветовосприятие.)
7. Почему во время взрыва нужно открыть рот?
(Чтобы звуковая волна воздействовала на барабанную перепонку с одинаковой силой из наружного слухового прохода и евстахиевой трубы.)
8. С помощью какого органа человек ориентируется в пространстве, находясь в невесомости и почему?
(С помощью зрения, т.к. сила тяжести не действует на рецепторы мешочков полукружных каналов и сигналы не поступают в кору больших полушарий.)
9. Содержание какого гормона в крови повышено, если человек ощущает учащённое сердцебиение, давление крови у него повышено, зрачки расширены?
(Адреналина.)

  Вопросы II тура

1. Масса этого органа составляет только 2% массы человеческого тела, но для работы ему требуется 15-20% насыщенной кислородом крови, которую сердце выталкивает при каждом сокращении. Если снабжение этого органа кровью прекращается хотя бы на 10 секунд, мы теряем сознание. (Мозг.)
2. Они названы в честь лежащих над ними костей; разделены бороздами и образованы двумя типами ткани.
(Доли полушарий мозга.)
3. Их много, они очень тонкие. Они помогают нам кушать, разговаривать, видеть или не видеть окружающий мир и демонстрировать отношение к нему.
(Мимические мышцы лица.)
4. Они начинают формироваться у 6-недельного эмбриона; в 6-8 месяцев начинают рост, а через
5-7 лет выпадают.
(Молочные зубы.)
5. На этом относительно небольшом участке тела находятся кожа, мышцы, спинной мозг, позвоночник, трахея, пищевод, кровеносные сосуды.
(Шея.)
6. Их 7 и у жирафа, и у шимпанзе. Первый – атлант, второй – эпистрофей, а седьмой – самый  заметный.
(Шейные позвонки.)
7. Они на двоих образуют 4 сустава. Их соседи: грудина, лопатка, рёбра.
(Ключицы.)
8. Ее сокращение не подконтрольно сознанию, а регулируется автономной нервной системой. Она встречается в стенках кишечника, кровеносных сосудов, мочевого пузыря, в кожном покрове и глазном яблоке.
(Гладкая мускулатура.)
9. Это парные органы, основания которых достигают верхней поверхности диафрагмы. Они разделены на доли: правое на 3, левое на два.
(Лёгкие.)

  Вопросы III тура

1. У человека четырёхкамерное сердце.
2. Гипофиз – это железа внутренней секреции.
3. Грудных позвонков у человека 12.
4. У человека 31 пара спинномозговых нервов.
5. 32 зуба – это норма.
6. Движение глаз контролируют 5 мышц. (нет, 6)
7. Переносица образована двумя носовыми костями.
8. Язык – это мышечный орган.
9. Барабанная перепонка разграничивает среднее и внутреннее ухо. (нет, наружное и среднее)
10. Улитка – это костный спиральный канал, внутри которого расположен орган равновесия. (нет, слуха)
11. Основным источником энергии в организме являются белки. (нет, углеводы)
12. Ферменты сока поджелудочной железы действуют только в кислой среде. (нет, в щелочной)
13. Вся кровь, оттекающая от кишечника, проходит через печень.
14. В желудке человека среда кислая.
15. Толстый кишечник – самая длинная часть пищеварительного канала. (нет, тонкий)
16. Печень – самая крупная железа организма.
17. Спинной мозг является кроветворным органом. (нет, красный костный)
18. Гемоглобин придаёт крови зелёный цвет. (нет, красный)
19. Жевательные мышцы двигают верхнюю челюсть. (нет, нижнюю)
20. Позвоночник взрослого человека образует четыре плавных изгиба, что связано с прямохождением.
21. Чем быстрее ритм сокращения мышц, тем скорее в них развивается утомление.
22. Хрящевая ткань полностью заменяется костной в скелете взрослого человека к 40 годам.
(нет, к 25 max.)
23. Грудная клетка состоит из 12 пар рёбер. (нет, ещё + грудина и позвонки)
24. Артериальная часть кровеносной системы несёт кровь от сердца к тканям тела.
25. Каждый палец стопы имеет 3 фаланги. (нет, большой – 2)
26. Крестец образован 6-ю сросшимися крестцовыми позвонками. (нет, 5-ю)
27. Зрительные нервы перекрещиваются на нижней поверхности мозга.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!