Тема уроеа: «Угроза военной безопасности России»
Предмет: ОБЖ.
Класс: 9.
Урок 9.
Дата проведения: 06.11. 2019 г.
Составитель: учитель ОБЖ Сулаев И.А.
Цель: познакомиться с основными типами угроз национальной безопасности России, рассмотреть роль Вооружённых сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности.
Ход урока
Повторение пройденного материала.
Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?
К каким последствиям могут привести аварии в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека?
Что является источниками возникновения техногенных опасностей?
Каковы основные причины возникновения аварий и катастроф в техносфере?
В чём заключается отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в техносфере?
Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: «Угроза военной безопасности России».
Цель урока: познакомиться с основными типами угроз национальной безопасности России, рассмотреть роль Вооружённых сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности.
Изложение программного материала.
В начале XXI в. Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного устройства, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности, что, в свою очередь, позволяет по-новому рассматривать место и роль России в мире.
В начале нового столетия обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира. В настоящее время сильные Российские Вооружённые Силы приобретают геополитическое значение.
В связи с этим особое значение имеет организация обороны государства – Российской Федерации.
Оборона государства – это система политических, экономических, социальных и правовых мер по подготовке к вооружённой защите и вооружённая защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории. Она организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и нормативными правовыми актами.
В целях обороны в стране устанавливается воинская обязанность граждан и создаются Вооружённые силы Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации определены правовые основы и наиболее значимые нормы по организации обороны государства и руководству Вооружёнными силами РФ. В статье 59 Конституции отмечено: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».
Меры, которые государство принимает по организации обороны, вытекают из существующих внешних и внутренних угроз национальной безопасности России.
В современной международной обстановке существуют три типа угроз национальной безопасности России, нейтрализация которых является в определённой степени функцией Вооружённых сил Российской Федерации: внешние; внутренние; трансграничные.
К основным внешним угрозам относятся:
развёртывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или её союзников;
территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
наращивание группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
вооружённые провокации, включая нападения на военные объекты РФ, расположенные на территориях зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе РФ или на границах её союзников;
действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.
К основным внутренним угрозам относятся:
попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушение территориальной целостности России;
планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооружённых формирований;
незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъектов Российской Федерации;
деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации.
К основным трансграничным угрозам относятся:
создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территориях других государств вооружённых формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности её граждан;
трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих национальной безопасности России, ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;
деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны;
угроза деятельности международных террористических организаций; в настоящее время произошло сращивание внутреннего и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения.
Исходя из всего сказанного, следует подчеркнуть, что в настоящее время обеспечение военной безопасности Российской Федерации стало важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть для России в XXI в., с учётом рациональных затрат на национальную оборону.
Запомните!
Вооружённые силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности государства.
Это должен знать каждый
Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:
применение всех имеющихся в её распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражение вооружённой агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
применение военной силы внутри страны в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами в случае возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.
В настоящее время обеспечение национальной безопасности России от военных угроз только за счёт политических возможностей (членства в международных организациях, партнёрских отношений, возможности влияния) становится малоэффективным.
Анализ существующих угроз национальной безопасности России с учётом изменений, произошедших в области военного и боевого противостояния, поставил на повестку дня вопрос о необходимости переоценки перспектив военного строительства в России с учётом роли и места нашей страны в современном мире. В этой связи в стране планово проводятся мероприятия по укреплению и оснащению современным вооружением Вооружённых сил Российской Федерации.
Итог урока.
Вопросы самоконтроля.
Какую роль играет оборона государства в обеспечении национальной безопасности России?
Какие существуют в настоящее время внешние угрозы национальной безопасности России?
Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России?
Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам национальной безопасности России?
Какую роль в настоящее время призваны играть Вооружённые силы Российской Федерации для обеспечения национальной безопасности?
Домашнее задание.
§ 2.4; стр. 48-52.
4