СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы дифференцированного обучения в школе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сущность дифференцированного обучения и воспитания состоит в оказании психологической и методической помощи учащимся в том,чтобы они стали успешными в учебно - познавательной деятельности, то есть могли эффективно усвоить учебную информацию.

Просмотр содержимого документа
«Основы дифференцированного обучения в школе»

Основы дифференцированного обучения в школе Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. (Д.Г. Левитас) Автор: Исангильдина К.К.

Основы дифференцированного обучения в школе

Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. (Д.Г. Левитас)

Автор: Исангильдина К.К.

Что такое дифференциация обучения  и почему она необходима  в современной школе?   Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части.

Что такое дифференциация обучения и почему она необходима в современной школе?

  • Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части.
Основные аспекты дифференциации 1. Учёт индивидуальных особенностей учащихся. 2. Группирование учеников на основании этих особенностей. 3. Вариативность учебного процесса в группах.

Основные аспекты дифференциации

  • 1. Учёт индивидуальных особенностей учащихся.
  • 2. Группирование учеников на основании этих особенностей.
  • 3. Вариативность учебного процесса в группах.
Специфика дифференцированного обучения – учёт индивидуальных особенностей, присущих группам учеников, и организация вариативного учебного процесса в этих группах.

Специфика дифференцированного обучения –

  • учёт индивидуальных особенностей, присущих группам учеников, и организация вариативного учебного процесса в этих группах.
Дифференциация и индивидуализация Дифференциация – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности и т.д.), характеризующийся созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются. Индивидуализация –это предельный  вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учётом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.

Дифференциация и индивидуализация

  • Дифференциация – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности и т.д.), характеризующийся созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.
  • Индивидуализация –это предельный

вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учётом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.

Дифференциация и вариативность Если изменения содержания образования обусловлены индивидуально-типологическими особенностями учеников, правомерно говорить о дифференцированном обучении. Если изменения содержания образования связаны с предпочтениями учителя, методиста, их взглядами на учебный предмет, то речь идёт о вариативности в образовании.

Дифференциация и вариативность

  • Если изменения содержания образования обусловлены индивидуально-типологическими особенностями учеников, правомерно говорить о дифференцированном обучении.
  • Если изменения содержания образования связаны с предпочтениями учителя, методиста, их взглядами на учебный предмет, то речь идёт о вариативности в образовании.
Дифференциация и личностно-ориентированное обучение Дифференциация – одно из средств реализации личностно-ориентированного обучения.

Дифференциация и личностно-ориентированное обучение

  • Дифференциация – одно из средств реализации личностно-ориентированного обучения.
Личностно-ориентированное обучение предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий с учётом субъектного опыта индивида, его предпочтений и ценностей, актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения. В центр образовательного процесса ставится личность, в цели образования включается необходимость обеспечения самоопределения, самораскрытия, самореализации личности.

Личностно-ориентированное обучение

  • предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий с учётом субъектного опыта индивида, его предпочтений и ценностей, актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения. В центр образовательного процесса ставится личность, в цели образования включается необходимость обеспечения самоопределения, самораскрытия, самореализации личности.
 Классификация  форм дифференцированного обучения в современной практике Формы дифференцированного обучения Виды дифференцированного обучения Уровни дифференцированного обучения

Классификация форм дифференцированного обучения в современной практике

  • Формы дифференцированного обучения
  • Виды дифференцированного обучения
  • Уровни дифференцированного обучения
Уровни дифференциации обучения 1-й микроуровень – различный подход к отдельным группам детей внутри класса ; 2-й мезоуровень – дифференциация осуществляется внутри школы между отдельными классами, профилями, направлениями; 3-й макроуровень – дифференциация между школами , создание различных типов школ.

Уровни дифференциации обучения

  • 1-й микроуровень – различный подход к отдельным группам детей внутри класса ;
  • 2-й мезоуровень – дифференциация осуществляется внутри школы между отдельными классами, профилями, направлениями;
  • 3-й макроуровень – дифференциация между школами , создание различных типов школ.
Внутренняя дифференциация  по общим способностям и интересам задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя, групповая работа в рамках модели полного усвоения знаний; право и возможность ученика выбирать тот уровень изучения любого предмета (но не ниже базового), который он считает для себя необходимым и достаточным.

Внутренняя дифференциация по общим способностям и интересам

  • задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя, групповая работа в рамках модели полного усвоения знаний;
  • право и возможность ученика выбирать тот уровень изучения любого предмета (но не ниже базового), который он считает для себя необходимым и достаточным.
Работа учащихся по модели  полного усвоения знаний После изучения темы на уровне базового содержания материала и сдачи зачёта, выявляются две группы учеников: усвоившие содержание  – с ними организуется работа по расширению изученного материала, и не усвоившие – с ними проводится работа по устранению появившихся пробелов в знаниях.

Работа учащихся по модели полного усвоения знаний

  • После изучения темы на уровне базового содержания материала и сдачи зачёта, выявляются две группы учеников: усвоившие содержание – с ними организуется работа по расширению изученного материала, и не усвоившие – с ними проводится работа по устранению появившихся пробелов в знаниях.
Дифференциация по интересам и проектируемой профессии на микроуровне выполнение учениками на уроках и во внеурочной деятельности творческих исследовательских заданий, связанных с интересами, проектируемой профессией учеников. Групповая работа над исследовательскими проектами, изготовление моделей, макетов, постановка опытов, экспериментов.

Дифференциация по интересам и проектируемой профессии на микроуровне

  • выполнение учениками на уроках и во внеурочной деятельности творческих исследовательских заданий, связанных с интересами, проектируемой профессией учеников. Групповая работа над исследовательскими проектами, изготовление моделей, макетов, постановка опытов, экспериментов.
Дифференциация  по частным способностям различия учащихся по способностям к тем или иным предметам  При формировании дифференцированных классов по интересам учеников учитываются не только интересы и желания учащихся, но и их способности к изучению данных дисциплин .

Дифференциация по частным способностям

  • различия учащихся по способностям к тем или иным предметам
  • При формировании дифференцированных классов по интересам учеников учитываются не только интересы и желания учащихся, но и их способности к изучению данных дисциплин .
Внутриклассная дифференциация учащихся задания различного уровня сложности (усложнение за счёт привлечения пройденного материала, усложнение видов работы, усиление уровня творческой деятельности)

Внутриклассная дифференциация учащихся

  • задания различного уровня сложности (усложнение за счёт привлечения пройденного материала, усложнение видов работы, усиление уровня творческой деятельности)
Способы включения дифференцированных заданий  в учебный процесс учитель может дать задание каждому ученику; ученики могут сами выбрать задание  1) учитель рассказывает о сложности каждого задания, советует ученику, какое задание выбрать;  2) учитель рассказывает о сложности каждого задания, но выбирают сами ученики, учитель корректирует их выбор;  3) ученики сами распределяют сложность заданий и сами осуществляют выбор.

Способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс

  • учитель может дать задание каждому ученику;
  • ученики могут сами выбрать задание

1) учитель рассказывает о сложности каждого задания, советует ученику, какое задание выбрать;

2) учитель рассказывает о сложности каждого задания, но выбирают сами ученики, учитель корректирует их выбор;

3) ученики сами распределяют сложность заданий и сами осуществляют выбор.

Внутриклассная дифференциация учащихся дозирование помощи учителя • временное облегчение заданий (разбивка текста или фрагментирование на самостоятельные части – порции), • задания с письменной инструкцией (указание последовательности действий), • работа с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение – этап выполнения основного), • работа с наглядным подкреплением рисунком, чертежом)

Внутриклассная дифференциация учащихся

  • дозирование помощи учителя

временное облегчение заданий (разбивка текста или фрагментирование на самостоятельные части – порции),

задания с письменной инструкцией (указание последовательности действий),

работа с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение – этап выполнения основного),

работа с наглядным подкреплением рисунком, чертежом)

Уровневая дифференциация  (В.В. Фирсов, В.А. Орлов, В.М. Монахов) ориентация на минимум содержания образования определение содержания образования, которое необходимо усвоить ученику и на повышенных уровнях право и возможность ученика самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал учитель объясняет материал на уровне, более высоком, чем минимальный, знакомит учеников с результатами, которых они должны достичь на каждом уровне

Уровневая дифференциация (В.В. Фирсов, В.А. Орлов, В.М. Монахов)

  • ориентация на минимум содержания образования
  • определение содержания образования, которое необходимо усвоить ученику и на повышенных уровнях
  • право и возможность ученика самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал
  • учитель объясняет материал на уровне, более высоком, чем минимальный, знакомит учеников с результатами, которых они должны достичь на каждом уровне
Вывод: При работу с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.   Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель. Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то  он обязательно будет осуществлять индивидуальный  и дифференцированный подход в обучении.

Вывод:

  • При работу с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.
  •   Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель.
  • Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то  он обязательно будет осуществлять индивидуальный  и дифференцированный подход в обучении.