Просмотр содержимого документа
«Основы дифференцированного обучения в школе»
Основы дифференцированного обучения в школе
Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. (Д.Г. Левитас)
Автор: Исангильдина К.К.
Что такое дифференциация обучения и почему она необходима в современной школе?
- Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части.
Основные аспекты дифференциации
- 1. Учёт индивидуальных особенностей учащихся.
- 2. Группирование учеников на основании этих особенностей.
- 3. Вариативность учебного процесса в группах.
Специфика дифференцированного обучения –
- учёт индивидуальных особенностей, присущих группам учеников, и организация вариативного учебного процесса в этих группах.
Дифференциация и индивидуализация
- Дифференциация – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности и т.д.), характеризующийся созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.
- Индивидуализация –это предельный
вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учётом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.
Дифференциация и вариативность
- Если изменения содержания образования обусловлены индивидуально-типологическими особенностями учеников, правомерно говорить о дифференцированном обучении.
- Если изменения содержания образования связаны с предпочтениями учителя, методиста, их взглядами на учебный предмет, то речь идёт о вариативности в образовании.
Дифференциация и личностно-ориентированное обучение
- Дифференциация – одно из средств реализации личностно-ориентированного обучения.
Личностно-ориентированное обучение
- предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий с учётом субъектного опыта индивида, его предпочтений и ценностей, актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения. В центр образовательного процесса ставится личность, в цели образования включается необходимость обеспечения самоопределения, самораскрытия, самореализации личности.
Классификация форм дифференцированного обучения в современной практике
- Формы дифференцированного обучения
- Виды дифференцированного обучения
- Уровни дифференцированного обучения
Уровни дифференциации обучения
- 1-й микроуровень – различный подход к отдельным группам детей внутри класса ;
- 2-й мезоуровень – дифференциация осуществляется внутри школы между отдельными классами, профилями, направлениями;
- 3-й макроуровень – дифференциация между школами , создание различных типов школ.
Внутренняя дифференциация по общим способностям и интересам
- задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя, групповая работа в рамках модели полного усвоения знаний;
- право и возможность ученика выбирать тот уровень изучения любого предмета (но не ниже базового), который он считает для себя необходимым и достаточным.
Работа учащихся по модели полного усвоения знаний
- После изучения темы на уровне базового содержания материала и сдачи зачёта, выявляются две группы учеников: усвоившие содержание – с ними организуется работа по расширению изученного материала, и не усвоившие – с ними проводится работа по устранению появившихся пробелов в знаниях.
Дифференциация по интересам и проектируемой профессии на микроуровне
- выполнение учениками на уроках и во внеурочной деятельности творческих исследовательских заданий, связанных с интересами, проектируемой профессией учеников. Групповая работа над исследовательскими проектами, изготовление моделей, макетов, постановка опытов, экспериментов.
Дифференциация по частным способностям
- различия учащихся по способностям к тем или иным предметам
- При формировании дифференцированных классов по интересам учеников учитываются не только интересы и желания учащихся, но и их способности к изучению данных дисциплин .
Внутриклассная дифференциация учащихся
- задания различного уровня сложности (усложнение за счёт привлечения пройденного материала, усложнение видов работы, усиление уровня творческой деятельности)
Способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс
- учитель может дать задание каждому ученику;
- ученики могут сами выбрать задание
1) учитель рассказывает о сложности каждого задания, советует ученику, какое задание выбрать;
2) учитель рассказывает о сложности каждого задания, но выбирают сами ученики, учитель корректирует их выбор;
3) ученики сами распределяют сложность заданий и сами осуществляют выбор.
Внутриклассная дифференциация учащихся
- дозирование помощи учителя
• временное облегчение заданий (разбивка текста или фрагментирование на самостоятельные части – порции),
• задания с письменной инструкцией (указание последовательности действий),
• работа с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение – этап выполнения основного),
• работа с наглядным подкреплением рисунком, чертежом)
Уровневая дифференциация (В.В. Фирсов, В.А. Орлов, В.М. Монахов)
- ориентация на минимум содержания образования
- определение содержания образования, которое необходимо усвоить ученику и на повышенных уровнях
- право и возможность ученика самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал
- учитель объясняет материал на уровне, более высоком, чем минимальный, знакомит учеников с результатами, которых они должны достичь на каждом уровне
Вывод:
- При работу с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.
- Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель.
- Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.