СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы философии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основы философии»


Министерство образования и науки Удмуртской Республики

автономное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики

«Ижевский политехнический колледж»

(АПОУ УР «Ижевский политехнический колледж»)





Контрольная РАбОТА



По дисциплине «Основы философии»








Выполнила студентка

1 курса, ПД-201з

Шифр 20-93

Кузнецова Д.К.


Проверил преподаватель:

Бусыгин В.В.

Дата__________________

Оценка________________

Подпись_______________







Ижевск

2021

Содержание

Вопрос 1 3

Вопрос 2 6

Вопрос 3 8

Список использованной литературы 10































Вариант 3

Вопрос 1. Принцип всеобщей связи. Категории диалектики.

Согласно принципу, связь явлений, под которой понимается такое отношение между двумя процессами, когда изменение в одном объекте сопровождается изменениями в другом, имеет универсальный, вселенский характер [1].

В научной диалектике существуют два основных неравноценных принципа: всеобщей связи и развития.

Всеобщая связь представляет собой связь каждого единичного с каждым другим единичным; в то же время связь каждого единичного, конечного, частного со всеобщим, бесконечным.

Существуют формы всеобщей связи:

-Непосредственные (прямые связи предметов без посредующих звеньев; их число ограниченно, т.к. сущ - ние каждой вещи конечно) и опосредованные (косвенные связи предметов через другие предметы; их бесконечное количество);

-Внутренние (связи между внутр. элементами предметов; между предметами одного класса) и внешние (связи между предметами разл. классов); для материи все связи внутренние, что показывает ее субстанциальность (причина самой себя);

-Существенные (относящиеся к сущности) и несущественные (относящиеся к явлениям);

-Прямые и обратные;

-Необходимые и случайные;

-Действительные и возможные;

-Причинно-следственные и т.д. [1.с.23].

Диалектика — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующие противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления [3].

 Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукты познавательной и практической деятельности человечества. К основным категориям диалектики относятся:

-единичное, особенное, всеобщее;
 -причина и следствие;
 -необходимость и случайность.
 -возможность и действительность;
 -сущность и явление;
 -структура, форма и содержание.

  • Категория «отдельное» фиксирует отдельно существующие объекты, предметы, явления.

  • Категория «единичное» фиксирует неповторимые свойства конкретного предмета, явления.

  • Категория «общее» фиксирует наличие во множестве отдельных предметов неких сходных, общих свойств.

  • Категория «особенное» выполняет различающую функцию по отношению к разным классам предметов: сравнивая разные классы объектов, человек замечает, что общее для одного класса не является таковым для другого класса.

  •  Категория «всеобщее» - это общее, присущее всем без исключения классам объектов.

  •   Категории «причина» и «следствие» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина - это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему. Важно различать причину и условия: хотя условия и влияют на следствие, но они в отличие от причины не порождают следствия. Следствие является причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно-следственные цепи. Одна и та же причина может привести к разным следствиям, и наоборот, одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (например, огонь может быть следствием удара молнии, трения спички, замыкания электропроводки).

  • Категория «необходимость» фиксирует, что необходимым называется то, что причину своего существования имеет в себе и обусловливается внутренней природой материального образования.

  •  Категория «случайность» отражает, что случайным является то, что причину своего существования имеет в другом явлении, в стечении внешних обстоятельств. Зарождающаяся необходимость может вначале выражаться в форме случайных проявлений, прокладывать себе дорогу через массу случайностей как закономерность, как тенденция, так как процессы в природе имеют вероятностный характер. Случайность является формой проявления и дополнения необходимости. Случайность со временем может стать необходимостью, и наоборот, необходимость в процессе развития может стать случайностью.

  •   Категории «возможность» и «действительность» характеризуют процесс развития. Возможность - это потенциально осуществимое, но еще не осуществленное (хотя во многом предвидимое человеком) бытие, которое реализуется при определенных условиях. Действительность - это реализованная возможность, реально существующее бытие.

  •  Категория «структура» фиксирует способ организации процессов и взаимодействий, относительно устойчивую систему взаимосвязей компонентов какого-либо объекта, явления.

  •   Категория «сущность» фиксирует совокупность внутренних и необходимых сторон и связей вещи, устойчивых, сохраняющихся законов ее функционирования.

  •  Категория «явление» означает внешнее проявление сущности объекта в определенных внешних обстоятельствах, во взаимосвязях с окружающими условиями. Поэтому явление богаче сущности. Но сущность глубже явления. Явление и сущность взаимосвязаны, но не совпадают. Поэтому познание человека движется от явления к познанию сущности [6].

Вопрос 2. Культура и цивилизация.

Культура-это совокупность ценностей, созданных человеком [4.с.17].

Специфика культуры — в ее роли опосредования мира бесчеловечной

объективности природы и мира спонтанной человеческой субъективности, в результате чего возникает третий мир объективированных, вписанных в природу человеческих импульсов и очеловеченной природы [5].

Классификация культур:

-Материальная культура – это все, что создано для удовлетворения материальных потребностей.

-Духовная культура – ценности, связанные с удовлетворением духовных потребностей.

Культуры различают «по уровням» - корневая (народная) и высокая (профессиональная) культуры. 

Первые попытки осмысления элитарности культуры предпринял Платон. Человеческое познание он разделил на знание и умение [5].

Цивилизация - это определенный тип социальной организации общества, направленный на воспроизводство, приумножение общественного богатства и регламентацию гражданской жизни [4.с17]. Цивилизации принято делить на традиционные и техногенные.

Традиционными обычно называют те цивилизации, где жизненный уклад ориентирован на воспроизведение своего образа жизни для такой цивилизации именно он является основной ценностью. Традиции, обычаи, привычки, взаимоотношения между людьми  в таких обществах очень устойчивы, а личность подчинена общему порядку и ориентирована на его сохранение.

Техногенные цивилизации. Сегодня определяющими технологиями эры глобализации являются коммуникационные системы, которые «сжимают» время и расстояния [5].

Подобная трактовка культуры и цивилизации в антропологическом плане, предполагает мысль о несовпадении понятий культурного и цивилизованного человека. Культурным человека делает «внутренняя культу­ра» - превращение достижений человеческой культуры в коренные установки опыта, мышления и деятельности личности. Цивилизованный же человек - тот, кто обладает лишь «внешней культурой», состоя­щей в соблюдении принятых в цивилизованном обществе норм и пра­вил приличия.

Различие между цивилизацией и культурой в современную эпоху приобретает качественный характер. Так, под цивилизацией можно понимать созда­ние материально-технического базиса, способного обеспечить развитие общества и его культуры, повышение общей комфортности бытия человека. Такое понимание цивилизации вызвано тем, что здесь отдается приоритет научно-техническому прогрессу, но не нравственному развитию, технике и технологии, но не духовному совершен­ствованию [4.с17].

Таким образом, проблема соотношения цивилизации и культуры имеет как теоретические, так и практические следствия. Первая направлена в основном на удов­летворение материальных потребностей, в то время как вторая, так или иначе, выражает обеспечивающее эмансипацию личностного начала человека стремление к сверхутилитарным ценностным приоритетам истины, добра, красоты, на которых зиждется здание человеческой культуры. Реализация этих ценностей и потребности в них может принимать исторически меняющиеся формы, обусловленные представлениями о красоте, благе или о трактовке истины, но осознание их как главных метаценностей остается неизменным.

Каждый народ творит свою собственную самобытную культуру, с учетом того факта, что каждая культура имеет устойчивую, консервативную сторону в виде традиций и новаторскую - в форме творчества.

Вопрос 3. Дайте характеристику приведенным ниже явлениям с точки зрения категорий единичного, особенного и всеобщего.

1. Материя. 2. Вселенная. 3. Марс. 4. Тополь. 5. Бородинское сражение. 6. Тополь, посаженный Юрием Гагариным. 7. Выдающаяся личность. 8. Кольцо Сатурна. 9. Культ личности. 10. Южный полюс.

Единичное — это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность. Отражаясь в нашем сознании в виде чувственного образа или понятия, единичное обозначается именем собственным (Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Москва, Солнце, Земля и т.п.), или указательным местоимением (этот, тот и др.), или другим конкретизирующим средством языка.

Всеобщее — это единое во многом. Единство может выступать в форме сходства или общности свойств, отношений предметов, объединяемых в определенный класс, множество. Общие свойства и отношения вещей познаются на основе обобщения в виде понятий и обозначаются нарицательными именами: «человек», «растение», «закон», «причина» и т.д.

В каждом единичном заключается общее как его сущность. Предметы могут обладать различной степенью общности. Единичное и общее существуют в единстве. Их конкретное единство есть особенное. При этом общее может выступать в двояком отношении: по отношению к единичному оно выступает как общее, а по отношению к большей степени общности — как особенное. Например, понятие «русский» выступает как единичное по отношению к понятию «славянин»; последнее выступает как общее по отношению к понятию «русский» и как особенное к понятию «человек». Итак, единичное, особенное и общее — это соотносительные категории, выражающие взаимо переходы отражаемых предметов и процессов. Тот или другой предмет приобретает конкретную форму своего существования в зависимости от того процесса, в движение которого он оказывается вовлеченным [7.с.25].

Ответ:

- Материя – всеобщее

- Вселенная – всеобщее

- Марс – единичное

- Тополь- особенное

-Бородинское сражение – единичное

-Тополь, посаженный Юрием Гагариным – единичное

- Выдающаяся личность – особенное

- Кольцо Сатурна –единичное

-культ личности –всеобщее

- Южный полюс – особенное

















Список использованной литературы

1https://studfile.net/preview/2674639/page:23/

2https://www.kazedu.kz/referat/60289/19

3https://ru.wikipedia.org/wiki/Диалектика

4https://studfile.net/preview/5438091/page:17/

5https://proza.ru/2013/12/02/1027

6 https://www.sites.google.com/site/philosophytips/home/9

7https://studopedia.su/13_111493_kategorii-edinichnogo-osobennogo-vseobshchego.html