Пояснительная записка
Класс 2 – 3
Расчасовка по четвертям
| Количество учебных недель | Количество часов в неделю | Количество часов по плану |
1 четверть | 9 | 1 | 9 |
2 четверть | 7 | 1 | 7 |
3четверть | 10 | 1 | 10 |
4 четверть | 8 | 1 | 8 |
за год | 34 | 1 | 34 |
Планируемые результаты
Планируемые результаты |
Для детей, не имеющих отклонений в развитии | Для детей с ОВЗ |
Личностные |
|
Обучающийся научится: осознавать себя как члена семьи, общества и государства; овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развивать самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. |
|
Метапредметные |
|
Регулятивные УУД: Обучающийся научится: составлять простые планы с помощью учителя; понимать цели своих действий; проявлять познавательную и творческую инициативу; оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей;
Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: составлять тексты в устной и письменной формах; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные УУД: Обучающийся научится: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями; | |
Предметные |
|
понимать правильное использование экономических терминов; представлять роль денег в семье и обществе; характеризовать виды и функции денег; располагать информацией источников доходов и направлений расходов семьи; рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения; проводить элементарные финансовые расчёты. | |
Формы занятий:
Содержание курса внеурочной деятельности на 2 - 3 класс (34 часа, 1 час в неделю).
Раздел. Что такое деньги и откуда они взялись. (4ч)
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Раздел. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. (5ч)
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Раздел. Какие деньги были раньше в России. (3ч)
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Раздел. Современные деньги России и других стран. (6ч)
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Раздел. Откуда в семье деньги. (5ч)
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Раздел. На что тратятся деньги. (3ч)
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Раздел. Как умно управлять своими деньгами. (4ч)
Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Раздел. Как делать сбережения. (4ч)
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Тематическое планирование
Раздел / (количество часов) |
№ п/п | Тема |
Что такое деньги и откуда они взялись. (4ч) |
1 | Что такое деньги и откуда они взялись. |
2 | Игра «Обмен товарами». |
3 | Решение задач с денежными расчетами |
4 | Тест « Что такое деньги и откуда они взялись» |
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. (5ч) |
5 | Коллекция нумизмата. |
6 | Постер «Виды товарных денег» |
7 | Игра - путешествие «Сказочная страна финансов» |
8 | Защита от подделок. |
9 | Тест «Рассмотрим деньги поближе» |
Какие деньги были раньше в России. (3ч) |
10 | Деньга, копейка, рубль. |
11 | Первые бумажные деньги. |
12 | Пословицы и поговорки про деньги. Дизайн купюры сказочной страны. |
Современные деньги России и других стран. (6ч) |
13 | Современные монеты и купюры России. |
14 | Банки. Безналичные и электронные деньги. |
15 | Пластиковые карты. |
16 | Постер «Оборот денег» |
17 | Доллар и евро. |
18 | Тест «Современные деньги России и других стран» |
19 | Откуда в семье деньги. Клады, лотерея, наследство. |
Откуда в семье деньги. (4 ч) |
20 | Заработная плата. Инсценировка сказки «Заработанный рубль» |
21 | Пенсии, пособия, стипендии. Мини-исследование «Основные доходы в семье» |
22 | Аренда и проценты в банке, кредиты. Постер «Доходы бывают разные» |
23 | Тест «Откуда в семье деньги» |
На что тратятся деньги. (3ч) |
24 | Необходимые расходы. |
25 | Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин» |
26 | Хобби. Вредные привычки. Составление примерной сметы расходов в семье. |
Как умно управлять своими деньгами. (4ч) |
27 | Расходы и доходы. Считаем деньги. |
28 | Что такое экономия? Кого называют банкротом? |
29 | Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами. |
30 | Игра «Распредели семейный бюджет» |
Как делать сбережения. (4ч) |
31 | Куда и как откладывать деньги? |
32 | «Путешествие в страну Капиталия» |
33 | Игра «Я – предприниматель» |
34 | Итоговый урок. Тест «Как делать сбережения» |