Депортамент образования и науки Брянской области
ГБПОУ «Трубчевский политехнический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ГИДРАВЛИКИ,ТЕПЛОТЕХНИКИ И АЭРОДИНАМИКИ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
г. Трубчевск 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
| 13 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 14 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы гидравлики,теплотехники и аэродинамики.
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности СПО 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения».
В результате освоения дисциплины необходимо сформировать следующие общие и профессиональные компетенции:
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
11. Организовывать и выполнять подготовку систем и объектов к строительству и монтажу.
12. Организовывать и выполнять работы по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления.
13. Организовывать и выполнять производственный контроль качества строительно-монтажных работ.
14. Осуществлять руководство другими работниками в рамках подразделения при выполнении работ по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл ОП.06.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять параметры при гидравлическом расчете трубопроводов, воздуховодов;
- строить характеристики насосов и вентиляторов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-режимы движения жидкости;
-гидравлический расчет простых трубопроводов;
- способы теплопередачи и теплообмена.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 99 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 66 часов;
самостоятельная работа обучающегося 33 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 99 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 66 |
в том числе: | |
практические занятия | 34 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 33 |
в том числе: выполнение домашних заданий по разделам 1,2,3. | |
Подготовка сообщений, презентаций, докладов | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы гидравлики и теплотехники»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Историческая справка о развитии гидравлики. Роль гидравлики и теплотехники в развитии науки и техники. Основное назначение и применение, связь с другими предметами. Значение дисциплины при подготовке специалистов газового хозяйства. | 1 | 1 |
|
Раздел 1.Основы гидравлики | | 18 | |
Тема 1.Физические свойства жидкости. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Определение понятия жидкости и газа. Основные свойства жидкости: удельный объем, плотность, удельный вес, сжимаемость, вязкость. Коэффициенты вязкости. Приборы для определения коэффициентов вязкости. | |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа для обучающихся | 2 |
Тема 1.2.Гидравлическое давление. Измерение давления | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Определение сил действующих на жидкость. Понятие о гидростатическом давлении. Основное уравнение гидростатики, его сущность. Виды давления: атмосферное, абсолютное, избыточное, вакуум. Единицы измерения давления, их перевод. Приборы для измерения давления: пьезометры, манометры, вакуумметры.. | |
Лабораторные работы | - |
Практическое занятие№1 | 2 |
Вычисление гидростатического давления, усилий, действующих в гидропрессе на основе закона Паскаля. Закон Архимеда. |
Практическое занятие №2. | 2 |
Измерение давления. Пересчет давлений |
Контрольные работы | | - |
Самостоятельная работа для обучающихся | | 2 |
Тема 1.3.Гдростатические машины и устройства. Гидростатическое давление на плоскую и вертикальную стенки. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Назначение, устройство и принцип работы гидравлического пресса. Расчет усилий, развиваемых прессом. Гидроаккумуляторы. Гидроцилиндры. Давление жидкости на вертикальную и горизонтальную плоские стенки. Давление жидкости на цилиндрическую стенку. Гидростатический парадокс. Расчет толщин стенок труб. Плавание тел. | |
Лабораторные работы | | - |
Практическое занятие №3 | | 2 |
Расчет давлений, действующих на плоские горизонтальные и вертикальные стенки. |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа для обучающихся | | 2 |
Тема1.4.. Основные понятия о гидродинамике. Режимы движения жидкости. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Понятие о линии тока, траектории, элементарной струйке и потоке жидкости. Площадь живого сечения, смоченный периметр, гидравлический радиус. Уравнение неразрывности потока. Понятие о ламинарном и турбулентном режимах движении. Зависимость режимов движения от скорости, диаметра труб и вязкости жидкости. Эпюры скоростей при различных режимах движения. . | |
Лабораторные работы | - |
Практическое занятие №4 | 2 |
. Определение режимов движения. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа для обучающихся | 2 |
Тема 1.5.Уравнение Бернулли. Определение скорости и расхода.. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Энергия элементарной струйки и потока. Уравнение Бернулли для идеальной и реальной жидкости. Энергетический и геометрический смысл уравнения. Измерение скорости с помощью трубки Пито и Пито- Прандтля. Определение расхода , Расходомер Вентури. Сужающие устройства.. |
Лабораторные работы | - |
|
Практическое занятие №5 | 2 |
Построение напорных линий |
Практическое занятие №6 | 2 |
Расчет режимов движения жидкости и газа. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа | 2 |
Тама1.6. Движение жидкости по трубам. Определение коэффициентов гидравлических сопротивлений. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1.Потери напора в трубах. Шероховатость стенок труб. Потери напора в трубах по длине и на преодоление местных сопротивлений. Определение коэффициентов трения для ламинарного и турбулентного движений. Понятие об эквивалентной шероховатости. Использование номограмм для определения коэффициентов трения. Определение коэффициентов местных сопротивлений. | |
Лабораторные работы | - | | |
Практическое занятие №7 | 2 | | |
Расчет коэффициентов сопротивлений по длине и местных потерь. | |
Контрольные работы | | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | | 2 | |
Тема 1.7.Гидравлический расчет простого трубопровода.. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1.Классификация трубопроводов. Основное расчетное уравнение простого трубопровода. Последовательное и параллельное соединение трубопроводов. Расчет газопровода..Гидравлический удар. | |
Лабораторные работы | - | | |
Практическое занятие №8 | 2 | |
Определение потерь напора в трубах подлине и на местные сопротивления. | |
Контрольные работы | - | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Тема 1.8.Истечение жидкости из отверстий и насадков. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | | |
1..Истечение жидкости из незатопленного отверстия. Определение коэффициентов сжатия, скорости и расхода. Истечение жидкости из затопленного отверстия и при переменном сечении. Назначение и виды насадков. Расчет расхода через насадки.. | |
Лабораторные работы | - | | |
Практическое занятие №9 | 2 | |
Расчет насадков при различных способах истечения. | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Тема 1.9.Классификация и назначение насосов.. | Содержание учебного материала | 2 | |
1.Назначение,классификация насосов и их параметры: производительность, напор, высота всасывания, мощность. К.П.Д. насосов. Расчет проектируемой и действующей насосных установок. Центробежные насосы, их параметры, характеристики. Поршневые насосы, виды, Устройство. Расчет параметров. | |
Лабораторные работы | - | |
Практическое занятие №10 | 2 | |
Расчет основных характеристик насосов. Подбор насосов.. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Раздел 2.Основы теплотехники. | | 8 | | |
Тема 21.Элементы технической термодинамики... | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |
1.Рабочее тело, основные параметры его состояния. Уравнение состояния идеального газа. Газовые смеси. Первый закон термодинамики. Понятие об энтальпии и энтропии газа. Внутренняя энергия газа, теплота, работа. Второй закон термодинамики. Понятие о круговом процессе, цикл Карно. Термодинамические процессы изменения состояния идеального газа. Графическое изображение процессов в координатах P-Vи T-S. | |
Лабораторные работы | - | |
Практическое занятие №11 | 2 | | | |
Определение рабочих параметров газов: теплоты ,работы, внутренней энергии в термодинамическом процессе. | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Тема 2.2.Водяной пар. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1.Параметры пара. Получение водяного пара. Пар насыщенный, влажный, сухой, перегретый. Процесс парообразования, его графическое изображение в P-Vи T-S координатах. Таблицы водяного пара, диаграммыI-S(h-S) водяного пара. Понятие об истечении пар. | |
Лабораторные работы | - | | 2 |
Практическое занятие №12. | 2 | |
Определение параметров водяного пара. | |
Контрольные работы | - | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | |
Тема 2.3.Основные виды теплопередачи.. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1.Основные виды теплопередачи. Теплопроводность через плоскую и цилиндрическую стенки. Теплопроводность через многослойную стенку. Конвективный теплообмен. Лучистый теплообмен. Понятие о сложном теплообмене. | |
Лабораторные работы | - | | | |
Практическое занятие №13 | 2 | |
Расчет количества теплоты передаваемой различными способами. | |
Практическое занятие №14 | 2 | |
Расчет количества теплоты через стенки. | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Тема 2.4.Теплообменные аппараты и их виды.. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1.Назначение и виды теплообменных аппаратов: прямоточные, противоточные, смешанные. Расчет поверхности нагрева. Теплообменники газовых теплообменных аппаратов. | | |
Лабораторные работы | - | | 2 |
Практическое занятие №15. | 2 | |
Расчет поверхности теплообмена. Определение количества теплоты, передаваемого от нагревателя к потребителю .Определение площади нагрева. | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Раздел 3.Основы аэродинамики. | | 4 | | |
Тема 3.1.Назначение и виды вентиляторов.. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | | |
1.Назначение и классификация вентиляторов. Схема, устройство и принцип действия центробежных и осевых вентиляторов. Параметры и характеристики вентиляторов.. | | |
Лабораторные работы | - | | | | |
Практическое занятие №16 | | 2 | | |
Подбор вентилятора с электродвигателем по характеристикам вентиляционной сети. | | |
Контрольные работы | - | | | |
Самостоятельная работа обучающихся. | | 2 | | |
Тема 3.2.Назначение и типы компрессоров. | Содержание учебного материала. | | 2 | 2 | | |
1.Назначение и классификация компрессоров. Принцип работы поршневых компрессоров. Работа сжатия и производительность компрессора. Турбокомпрессоры и турбовоздуходувки. | | |
Лабораторные работы | | - | | | |
Практическое занятие №17 | 2 | | | |
Расчет основных характеристик компрессора. Подбор электродвигателя для привода компрессора. | | |
Контрольные работы. | | - | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | | |
| Всего | 99 | | | | |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Гидравлика и теплотехника».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-стенды;
-приборы для измерения давления;
-приборы для измерения расхода;
-диски телефильмов;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
-видиоплеер;
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Брюханов О.Н., Мелик –Аракелян А.Т. ,Коробко В.И. Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики.-М. ИНФРАМ,2005.
2.Брюханов О.Н., Мелик-Аракелян А.Т., Коробко В.И. Основы гидравлики и теплотехники. М.АКАДЕМИЯ 2004.
3.Капейкин В.С., Михайлец С.Н. Гидравлика и теплотехника.ОмГТУ.2007.
4.Ерохин В.Г., Мханько Н.Г. Сборник задач по основам гидравлики и теплотехники. М. Энергия.2000.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
Определять параметры при гидравлическом расчете трубопроводов | домашняя работа |
Определять параметры при гидравлическом расчете трубопроводов, воздуховодов. | практические работы |
Строить характеристики насосов и вентиляторов. | практические занятия |
Знания: | |
Режимов движения жидкости, расхода и скорости. | домашняя работа |
Единицы измерения давления, перевод единиц. | контрольная работа, лабораторная работа |
Приборы измерения давления | контрольная работа |
7