Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район
«Средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ
Срок реализации программы 1 год
Всего 34 часа (1 час в неделю)
Возраст обучающихся 12 – 14 лет
Программа составлена Хозиной Е.С. на основании Сборника программ. Автор С.В. Третьякова Москва Просвещение 2014 год
Пояснительная записка
Развитие рынка труда, появление новых профессий, требующих различных комбинаций знаний, умений, компетентностей, перспектива частой смены сферы приложения труда требуют обновления целей не только профессионального, но и общего образования. Проекцией реальных изменений, которые происходят в экономике, в социальной сфере общества, является усложнение образовательного пространства школы. Школьный учитель, реализующий федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования или готовящийся к его реализации, в качестве приоритетного направления своей профессиональной деятельности должен рассматривать личностное, познавательное и коммуникативное развитие своих учеников. Одной из наиболее эффективных технологий, способствующих решению этой задачи, является технология проектной деятельности1
Психолого-педагогические особенности возраста учащихся 8 классов позволяют отрабатывать технологии и способы деятельности в отрыве от конкретного содержания. Учащиеся этого возраста осваивают определенные способы действия на основе собственного целеполагания. Существенной особенностью данного курса является организация исследовательской деятельности в рамках индивидуального исследовательского проекта. Предлагаемый курс является наиболее органичной деятельностью по отношению к психолого-педагогическим особенностям возраста учащихся основной школы.
С точки зрения содержания образовательные модули включают различные способы деятельности и технологии, освоение которых необходимо для проектной деятельности учащихся. Формируется самостоятельность в разрешении проблем, условием которой является превращение освоенного способа в средство разрешения проблем. Эти способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования ключевых компетентностей учащихся.
Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (далее - Программа) является средством реализации требований ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся на этой ступени образования в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся.
Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно - деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей дан обучающихся познавательный или прикладной интерес.
Цели, задачи и принципы организации
исследовательской и проектной деятельности
Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:
• формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;
актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремлённость, самосознание и готовность преодолевать трудности;
освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;
развитие компетентности общения;
• овладение обучающимися продуктивно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения:
основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;
методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования;
технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания;
• развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:
предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;
владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
• общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов :
за счёт потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Данная Программа преобразует предметно-ориентированную модель обучения, дополняя сё метапредмегными возможностями и средствами индивидуализации, дифференциации и мотивации личностно значимой деятельности. Логика Программы базируется на идее формирования и развития целостной мировоззренческой картины обучающегося через использование традиционных методов учебно-исследовательской и проектной деятельности: моделирования, интегрирования, конструирования, проектирования, исследования, сотрудничества. При этом само использование проектных и исследовательских подходов в обучении является показателем высокой квалификации учителя, его профессиональной компетенции в организации системно-деятельностного подхода с целью развития обучающихся.
Исходя из целей освоения Программы организационно-методическое обеспечение и педагогическое сопровождение программы направлены на создание условий для решения следующих задач:
• в отношении обучающихся:
обучение целеполаганию, планированию и контролю;
овладение приёмами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
обучение методам творческого решения проектных задач;
формирование умений представления отчётности в вариативных формах;
формирование конструктивного отношения к работе;
создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий;
• в отношении учителя:
применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение и самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов деятельности;
поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной направленности исследований и проектных разработок;
обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией; разработка банка заданий, проблем, тем и учебно-методических комплексов для обеспечения многообразия видов деятельности;
владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации, повышения индивидуальной эффективности деятельности отдельных учащихся и работы группы в целом;
• в отношении администрации образовательного учреждения:
создание организационных возможностей для данного вида деятельности (расписание, деятельность в системе дополнительного образования, часы школьного компонента,);
разработка локальных актов, поддерживающих усилия учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности, соглашений о сотрудничестве с учебными, научными и социальными организациями с целью привлечения экспертов, консультантов, научных руководителей и дополнительных ресурсов;
организация инфраструктуры: информационных ресурсов, мастерских, клубов, конкурсов, олимпиад, конференций, научных обществ, т. е. образовательного пространства, поддерживающего этот вид деятельности;
создание условий для поощрения и практического использования результатов проектной и исследовательской деятельности обучающихся в деятельности школы и других организаций;
создание условий для поиска инвестиций для инновационных разработок учащихся. Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся используются следующие принципы организации данного процесса:
• доступности - занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности. Но понятие «высокий уровень трудности имеет смысл тогда, когда этот уровень имеет непосредственное отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика достаточно сложно и непонятно, для другого просто и доступно;
• естественности - тема исследования, за которую берётся обучающийся, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок может сам «потрогать» проблему, ощутить возможности её решения, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учи-теля;
• наглядности, или экспериментальности, - в исследовательской деятельности человек познаёт свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов. Таким образом, принцип наглядности позволяет учащемуся выходить за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя;
• осмысленности - для того чтобы знании, полученные в ходе исследования (проекта), стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в коде работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы. Это возможно только в том случае, если цель, задачи, проблема, гипотеза исследования (проекта) не готовые выкладки, сформулированные взрослым, а плод раздумий, своеобразный инсайт ученика. Именно процесс осмысливания хода проектно-исследовательской работы даёт ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические умственные операции, способность переносить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию;
• культуросообразности - это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Этот принцип можно считать принципом творческой исследовательской деятельности, когда обучающийся привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своими мироощущением и мировосприятием;
• самодеятельности - ученик может овладеть ходом своей исследовательской (проектной) работы только в том случае, если она основана па его собственном опыте. Выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что и приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстника-ми и педагогами, он становится партнёром и сотрудником взрослого в решении той или иной проблемы, в котором они, взрослый и ученик, становятся равными. Принцип самодеятельности является самым главным из всех вышеперечисленных принципов, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебной проектно-исследовательской работы - основной показатель понимания обучающимся изучаемой им проблемы, становления его мировоззренческой позиции. Именно принцип самодеятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и экспериментальности, а не наоборот.
Организация исследовательской и
проектной деятельности
Программа отражает особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, а также деятельности обучающихся в реализации инженерных проектов.
При этом:
• под учебно-исследовательской деятельностью понимается учебная деятельность, направленная на реализацию основных этапов научного исследования, ориентированная на формирование у обучающихся культуры исследовательского поведения как способа освоения новых знаний, развитие способностей к познанию, но, в отличие от научного исследования, не предполагающая получение нового научного результата;
• под проектной деятельностью понимается любая социально значимая организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами;
• под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с решением обучающимися проблемы с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, и получение в результате объективно новых научных знаний;
• под инженерным проектом понимается создание или усовершенствование машин, конструкций и схем, предполагающее наличие традиционных для инженерного проекта этапов.
При организации проектной деятельности в образовательном учреждении лучше ориентироваться на уже используемую в широкой педагогической практике типологию проектов, например предложенную Е. С. Полат' по следующим критериям:
• преобладающему виду деятельности (информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
• содержанию (монопредметный, метапредмегный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.);
• количеству участников (индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете);
• длительности (продолжительности) проекта (от проект-урока до вертикального многолетнего проекта);
• дидактической цели (обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.).
При выполнении проекта (исследования) должны учитываться следующие требования к его реализации:
• проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;
• для выполнения проекта должны быть созданы необходимые условия - информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;
• обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;
необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);
• учащимся, впервые выполняющим проект, необходимо вести дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта;
• необходимо наличие простой и обоснованной критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследовании) каждого участника;
• результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещении в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.
С методической точки зрения от учителя требуется специальная предварительная подготовка, имеющая отношение не к предмету и содержанию, а в большей степени к поведенческой роли учителя, его владению набором средств и методов необходимых для организации такой работы.
С одной стороны, поддержка эффективности работы обучающегося - это индивидуальная деятельность учителя, направленная на достижение поставленных целей. В этом контексте учитель выступает в роли тренера, перед которым стоит задача не передать конкретный опыт или знания, а найти для обучающегося тот индивидуальный, присущий только ему стиль деятельности и поведения, который позволит ему добиваться поставленной в проекте или исследовании цели.
Основная задача учителя - создание мотивирующей и объединяющей линии поведения, не научить какому-то конкретному знанию, а инициировать самообучение, чтобы обучающийся смог сам находить и получать необходимые знания, осознавать значимость цели своей деятельности. С другой стороны, обеспечение качества сотрудничества и учебного взаимодействия обучающихся в группе осуществляется за счёт поддержки комфортной атмосферы внутри группы, оказания помощи ученикам в выполнении задач и достижении соглашения при обсуждении сложных проблем или спорных ситуаций. Работа учителя по созданию таких условий повышает вовлечённость и заинтересованность участников группы, раскрывает их потенциал, позволяет отработать основные приёмы проектной и исследовательской деятельности, помогает обучающимся освоить новые модели поведения, систематизировать знания, изменить отношение к различным аспектам своей деятельности.
Типы ситуаций сотрудничества
1. Ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функций. Способность сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, недостающую для успешного действия, является важным показателем учебной инициативности обучающегося, перехода от позиции обучаемого к позиции учащегося самостоятельно с помощью других людей получить необходимые знания.
2. Ситуация сотрудничества со взрослым с распределением функций. Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что партнёром обучающегося выступает не сверстник, а взрослый. Здесь требуется способность обучающегося проявлять инициативу в ситуации неопределённой задачи: с помощью вопросов получать недостающую информацию.
3. Ситуация взаимодействия со сверстниками без чёткого разделении функций.
4. Ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками. Последние две ситуации позволяют выделить индивидуальные стили сотрудничества, свойственные детям: склонность к лидерству, подчинению, агрессивность, индивидуалистические тенденции и пр. Установлено, что у обучающихся, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше. Кроме того, с помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность.
Основные направления исследовательской и проектной деятельности обучающихся
При формировании основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках Программы необходимо учитывать несколько факторов:
• для достижения образовательного эффекта учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся должны друг друга дополнить. При этом особенностью учебно-исследовательской деятельности является её связь с проектной деятельностью обучающихся. Так, одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех черт проектной деятельности одним из её компонентов выступает исследование;
• организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников должна обеспечивать сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности;
• важно взаимопроникновение этих видов деятельности в учебную деятельность. В данной Программе должны быть отражены все её точки соприкосновения с учебными про-граммами по предмету;
• многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной школе;
• содержание и организация работы по формированию основ учебно-исследовательской и проектной деятельности могут рассматриваться в рамках дополнительного образования и взаимодействия с организациями-партнёрами (ресурсные центры, научные организации и -г. п.).
Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему или задачу в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить». Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.
Анализ педагогической практики по внедрению проектной деятельности в образовательных, учреждениях показывает, что наиболее востребованными считаются следующие типы проектов:
Информационные проекты
Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении для обучения участников проекта целенаправленному сбору информации, её структурированию, анализу и обобщению. Исходи из этого информационный проект является наиболее оптимальным вариантом для обучения азам проектной деятельности.
Примерят проектов:
«Булгаковские улицы» в городах.
• Способы расчёта площадей фигур.
• Великие астрономы Европы и Азии.
• Знаменитые спортсмены России.
• Хищные птицы средней полосы России.
Проектные работы могут быть представлены в виде дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, электронных страниц на сайте образовательного учреждения, каталогов с приложением карт, схем, фотографий.
Игровые проекты
Под игровыми проектами понимается деятельность обучающихся, результатом которой является создание, конструирование или модернизация игр (настольных, подвижных, спортивных, компьютерных) на основе предметного содержания. В ходе создания игр развиваются умения моделирования существующих жизненных процессов и отношений, изучаются основные принципы переноса реальных обстоятельств в пространство игры, особенности её построения, организации и правил, назначение элементов, различных видов игр и их возможности для развития и обучения человека.
Примеры проектов:
• Математический «морской бой».
• Буквенное лото.
• Развитие жизни на Земле (настольная игра).
• Вооружение древних воином (конструктор).
• Весы цифр (физико-математический аттракцион).
Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, объектов, программного обеспечения, в формате электронной игры.
Ролевые проекты
Под ролевыми проектами понимается реконструкция или проживание определённых ситуаций, имитирующих социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. В ролевых проектах структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты этих проектов намечаются в начале выполнения, но окончательно вырисовываются лишь на заключительном этапе защиты результатов работы.
Примеры проектов:
• Пишем учебник по истории края.
• Школьный парламент.
• Школьная газета («Школьный вестник», «Большая перемена», «Школьный меридиан», «Школьные времена» и т. п.).
• В афинских школах и гимназиях.
• Прогулка пи универмагу «Малакология».
Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, презентаций фото- и видеоматериалов.
Прикладные проекты
Прикладные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала конечный продукт деятельности его участников, имеющий конкретного потребителя, назначение и область применения. В случае социального прикладного проекта требуется анализ потребностей социального окружения или определённого сегмента человеческой деятельности и рынка для придания конечному продукту необходимых свойств и качеств.
Примеры проектов:
• Экологический манифест, созданный на основе полученных результатов исследования протечек воды в жилых домах района.
• Программа действий, направленных на повышение компьютерной грамотности пенсионеров края.
• Словарь культурно-исторических терминов романа «Евгений Онегин».
• Учебное пособие «Виды кристаллов в природе».
• Проект школьной метеостанции.
Прикладной проект удобно использовать для повышении мотивации учащихся к проектной деятельности, обучении основам исследовательской и инженерной деятельности.
Социальные проекты
Социальные проекты представляют собой целенаправленную социальную (общественную) практику, позволяющую учащимся выбирать линию поведения в отношении социальных проблем и явлений. Участие в социальных проектах способствует формированию социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту, помогает осваивать правила общественного поведения. Образном для такого вида деятельности может служить ставшее общеизвестным движение «Подари жизнь» (//www.podaгi-zhizn.гu).
Примеры проектов:
• Школьное мероприятие «Нет наркотикам!».
• Сбор книг для пополнения библиотеки в посёлке Консервного завода.
• Организация волонтёрской помощи ветеранам войны.
• Движение по спасению памятных зданий нашей станицы.
• Улучшение качества питания в школе.
Учебно-исследовательские проекты
Основным видом деятельности данного типа проектов должна стать исследовательская деятельность. При этом изучение (поиск, наблюдение, систематизации) или решение обучающимися проблемы с заранее неизвестным решением предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а именно: выбор области исследования, определение проблемы, составление плана и графика работы, изучение информационных источников по проблеме, разработка гипотез, их оценка, постановка экспериментальных задач, разработка и проведение экспериментов, сопоставление гипотезы с результатами экспериментов, оценка решений, основанная ка экспериментальных данных, выводы и постановка новых проблем или задач.
Учебно-исследовательские проекты могут быть предметными и межпредметными. Последние имеют большое значение, так как решают проблему формирования метапредметных результатов и представлений.
Примеры проектов:
• Роль природы в кубанском фольклоре.
• Волшебные предметы как атрибуты сказочного пространства.
• «Строительство пирамид» на языке операторов.
• Исследование магнитных свойств вещества.
• Нужны ли катализаторы при электролизе воды?
Примеры межпредметных проектов:
• Связь мифов Евразии, Востока и Америки с физическими представлениями о происхождении мира.
• «Гармонию померяем алгеброй» - число в астрономии, живописи, музыке, архитектуре, биологии, геометрии.
• Математическая модель любви, описанной в эпоху трубадуров, труверов, миннезингеров.
• Исследование физических и химических свойств снежного покрова края.
• Эволюция военной стратегии и тактики в соответствии с изменением технических и технологических возможностей государств Древнего Востока.
Инженерные проекты
Под инженерным проектом как особым видом проекта понимается создание или усовершенствование принципов действия, схем, моделей, образцов технических конструкций, устройств, машин. Эти проекты предполагают наличие традиционных для инженерного проекта этапов: определение функциональной необходимости изобретения (улучшения), определение критериев результативности, планирование работы, предварительные исследования и поиск информации, создание и оценка реального прототипа первоначальной идеи, корректировка, доделка, демонстрация результатов.
Примеры направлений разработки проектов:
• Ветроэлектростанция для дачного посёлка.
• Утилизации и восстановление энергосберегающих ламп.
• Автомобиль на солнечных батареях (LEGO-моделирование).
• Реконструкции метательных машин Леонардо да Винчи.
• Картонное конструирование (утилитарные конструкции из картона).
Примерные формы организации деятельности
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
• исследовательская практика обучающихся;
• образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе исследовательского характера;
• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
• ученическое научно-исследовательское общество - форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с учебными научно-исследовательскими обществам и (УНИО) других школ;
• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах, которое предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Организация учебно-исследовательской и проектной работы обучающихся может строиться на основе взаимосвязи предметного содержания и с учётом деятельности на уроках и внеурочных занятиях.
Содержание курса «Технология исследовательской и проектной деятельности»
Аудиторный курс по программе рассчитан на 1 год преподавания (34 ч) в 8 классе.
Цель курса - теоретическая и практическая подготовка учащихся к выполнению конкретных видов проектной работы. При этом программа занятий предполагает минимум теории и максимум деятельности обучающихся по проектам.
Тематические модули программы курса «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Тема 1. Введение в проектную деятельность. Что такое метод проектов; история развития проектного метода; возможности и смыслы проектной деятельности. Классификация проектов (3 ч).
Тема 2. Работа над проектом. Что такое проектный продукт; требования к целям и содержанию проекта; структура проекта; требования к оформлению проекта; работа над содержанием проекта; календарный план работы над проектом. Выбор темы (тренировочных, информационного, игрового, прикладного, социального проектов), определение результата, составление плана работы, подготовка черновика и защита проекта (3 ч).
Тема 3. Исследовательский проект Основы научного знания и теоретической науки; особенности научного исследования; особенности учебного исследования. Основополагающие принципы естественно-научного исследования. Гуманитарное исследование. Постановка проблемы; формирование и способы проверки гипотез; поиск решений, анализ и выводы в научном исследовании. Выбор темы тренировочного учебного исследования, определение результата, составление плана работы; подготовка черновика работы; защита результатов (16 ч).
Тема 4. Инженерный проект Особенности инженерных проектов. Теория решения изобретательских задач (ТРИ З). Технологии творческого решения инженерных задач: морфологический ящик и метод фокальных объектов. Выбор темы тренировочного инженерного проекта, определение продукта или результата, составление плана работы; подготовка черновика исследования; защита проекта (12 ч).
В зависимости от уровня подготовки обучающихся учитель может предложить выбор тем из списка или на основе реальных ситуаций. К рассмотрению и дальнейшей работе не должны приниматься темы проектов и учебных исследований, противоречащие Конституции и законам Российской Федерации, направленные на разжигание ненависти по разным основаниям и унижение достоинств личности, имеющие агрессивную направленность против человека или группы людей, пропагандирующие насилие и противоправные действия, использующие ненормативную лексику и антиобщественные образы.
Технология организации учителем работы над проектом (исследованием) может быть представлена в виде следующего алгоритма:
1) создание каталога тем учебно-исследовательских и проектных заданий;
2) предложение выбора учащимся с учётом результатов выполнения предыдущих заданий и определением для каждого ученика уровня сложности, ниже которого он не может выбирать;
3) определение порядка и времени консультаций и собеседований в соответствии с этапами работы;
4) защита работы. Защита проекта может быть организована перед преподавателем (режим зачёта), группой учителей (режим собеседования), конференцией класса (школы) или на проектной школьной олимпиаде (ученики и учителя); в сети (используя для этого телекоммуникационные средства); на открытой (межшкольной) конференции (с приглашением родителей, учеников и учителей других классов и школ); с рецензентом или их группой во всех вышеуказанных вариантах.
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование модулей, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
аудиторные | внеаудиторные |
| Тема 1. Введение в проектную деятельность. | 3 | | | |
-
| Что такое метод проектов; история развития проектного метода. | 1 | 1 | | Определение области и предмета интересов. Знакомство газетными и журнальными публикациями. Выбор различных тем в области интересов. |
-
| Возможности и смыслы проектной деятельности. | 1 | 1 | | Работа в группе по планированию действий (шагов) в соответствии с задачами. |
-
| Классификация проектов | 1 | 1 | | Работа в группе по определению необходимых ресурсов. |
| Тема 2. Работа над проектом. . | 3 | | | |
-
| Что такое проектный продукт; требования к целям и содержанию проекта; структура проекта; календарный план работы над проектом. | 1 | | | Работа в группе по планированию действий (шагов) в соответствии с задачами. |
-
| Требования к оформлению проекта. Работа над содержанием проекта. | 1 | | | Индивидуальная работа по поиску информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации. |
-
| Выбор темы (тренировочных, информационного, игрового, прикладного, социального проектов). Определение результата. Составление плана работы, подготовка черновика и защита проекта. | 1 | | | Работа в группе по определению актуальности выполнения проекта (с позиции практических ожидаемых результатов). Обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки тем |
| Тема 3. Исследовательский проект. | 16 | | | |
-
| Основы научного знания и теоретической науки. | 1 | | | Работа в группе по определению необходимых ресурсов. |
-
| Особенности научного исследования. | 2 | | | Работа в группе по планированию действий (шагов) в соответствии с задачами. |
-
|
-
| Основополагающие принципы естественно-научного исследования. | 1 | | | Работа в группе по определению необходимых ресурсов. |
-
| Гуманитарное исследование. | 1 | | | Индивидуальная работа по поиску информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации. |
-
| Постановка проблемы. | 1 | | | Обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки проблем. |
-
| Формирование и способы проверки гипотез. | 2 | | | Работа в группе по описанию возможных сфер применения опросов; работа в парах на создание мотивации к участию в опросе у респондентов. |
-
|
-
| Поиск решений, анализ и выводы в научном исследовании. | 2 | | | Работа в группе: проведение пробных интервью по вопросам, предложенным учителем. |
-
|
-
| Выбор темы тренировочного учебного исследования. | 1 | | | Обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки тем проекта. |
-
| Определение результата, составление плана работы. | 2 | | | Работа в группе по планированию действий (шагов) в соответствии с задачами. |
-
|
-
| Подготовка черновика работы. | 1 | | | Разработка критериев оценки |
-
| Защита результатов | 2 | | | Задание на работу с текстом в МS Word: включение в текст таблиц, схем, диаграмм, фотоматериалов. Подготовка буклета в МS Рublesher \ постера \ веб-страницы \ объявления и т.п. Задание на выделение содержания выступления из текста отчета. Подготовка аргументации проведенного анализа результатов и сделанных выводов. Подготовка текста отчета. Подготовка презентации в РР. Подготовка и проведение устной презентации. |
-
|
| Тема 4. Инженерный проект. | 12 | | | Знакомятся с понятием об инженерном проекте |
-
| Особенности инженерных проектов. | 1 | | | Работа в группе по планированию действий (шагов) в соответствии с задачами. |
-
| Теория решения изобретательских задач (ТРИ З). | 3 | | | Работа в группе по планированию действий (шагов) в соответствии с задачами. |
-
|
-
|
-
| Технологии творческого решения инженерных задач: морфологический ящик и метод фокальных объектов. | 3 | | | Вырабатывают конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулируют задачи. Работа в группе по планированию действий (шагов) в соответствии с задачами. Разработка критериев оценки |
-
|
-
|
-
| Выбор темы тренировочного инженерного проекта, определение продукта или результата. | 1 | | | Формулировка предварительной темы проекта. |
-
| Составление плана работы над инженерным проектом; подготовка черновика исследования. | 2 | | | Вырабатывают конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулируют задачи. Работа в группе по планированию действий (шагов) в соответствии с задачами. Разработка критериев оценки |
-
|
-
| Защита инженерного проекта. | 2 | | | Задание на работу с текстом в МS Word: включение в текст таблиц, схем, диаграмм, фотоматериалов. Подготовка буклета в МS Рublesher \ постера \ веб-страницы \ объявления и т.п. Задание на выделение содержания выступления из текста отчета. Подготовка аргументации проведенного анализа результатов и сделанных выводов. Подготовка текста отчета. Подготовка презентации в РР. Подготовка и проведение устной презентации. |
-
|
| Всего | 34 | | | |
Планируемые результаты программы
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятель-ности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекаю-щие из исследования выводы;
• применять такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установ-ление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постанов-ка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проекты;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познании мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полуденных знаний, за качество выполненного проекта.
Планируемые результаты исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основном соответствуют результатам освоения коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, но имеют и ряд специфических отличий за счёт создания учениками личной продукции и индивидуальных интеллектуальных открытий в конкретной области.
Планируемыми специфическими результатами учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся являются:
• самоопределение в области познавательных интересов;
• умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек;
• умение на практике применить уже имеющиеся знании и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта или учебного исследования;
• умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы;
• умение определять продукты и результаты деятельности;
• владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создании итогового проектного или исследовательского продукта;
• умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на конкретный результат;
• умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Результатами освоения познавательных универсальных учебных действий являются:
повышение предметной компетенции подростков;
расширение кругозора в различных научных областях;
умение оперировать качественными и количественными моделями явлений;
формирование умений организации системы доказательств и её критики.
Результатам и освоения коммуникативных универсальных учебных действий являются различные умения, способности и приёмы работы в группе:
способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
владение нормами и техникой общения;
учёт особенностей коммуникации партнера.
В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решении интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.
В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования и учебного проекта в ходе освоения системы научных понятий, у выпускников будут заложены:
потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;
• основы критического отношении к знанию, жизненному опыту;
• основы ценностных суждений и оценок;
• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных дня разных социокультурных сред и эпох.
1