СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы медицинской грамотности рабочая программа

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основы медицинской грамотности рабочая программа . срок реализации -1 год

Просмотр содержимого документа
«Основы медицинской грамотности рабочая программа»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Межшкольный учебный комбинат г.Азова













Дополнительная общеобразовательная программа

««Основы медицинской грамотности»













Направленность программы: естественнонаучная дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на детей 12-14 лет;

срок реализации дополнительной общеобразовательной программы 1 год





Программу разработала Лемешева Вера Борисовна

педагог дополнительного образования









г. Азов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа дополнительного образования «Основы медицинской грамотности» разработана на основе авторской программы дополнительного образования «Юный медик» А.Е. Мальцевой, Программы общеобразовательных учреждений. «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А.Т.Смирнова.– М.: Просвещение, 2009.

Программа разработана в соответствии Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями 2015-2016 года;

Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р);

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;

Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

Указом «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204;

Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 9 ноября 2018г. №196;

Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (2012 г.);

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4. 1251 – 03 от 20.06.03);

Уставом и положениями МБУ ДО МУК г.Азова.

Рабочая программа дополнительного образования «Основы медицинской грамотности» имеет естественнонаучную направленность.

Программа является модифицированной, уровень программы – ознакомительный.

Отличительные особенности программы:

- учет возрастных и индивидуальных способностей учащихся;

- сохранение авторства идей и предложений учащихся;

- доброжелательный психологический климат на занятиях;

-личностно-деятельный подход к организации учебной деятельности и организации учебно-воспитательного процесса;

- оптимальное сочетание форм занятий – теоретическое и практическое;

Так же отличительной особенностью данной программы является – при проведении занятий подключение профессионалов, которые могут более полно и доступно объяснить учащимся изучаемые темы, провести практические занятия.

Актуальность программы обозначена возросшими требованиями современного общества к личности. Необходимость в широко образованных, высоконравственных гражданах, обладающих качественными знаниями, умениями и навыками не только по основным дисциплинам, изучаемым в рамках общеобразовательной школы, но и по отдельным специальным основам различных наук, становится все больше значимыми и требуют дополнительного образования. Зачастую человек, лишенный элементарных медицинских знаний и умений, не знает как помочь нуждающемуся в сложившейся необычной ситуации. А ведь жизнь и здоровье человека - самое ценное, что есть у него и как легко потерять это или качественно изменить в ходе несчастного случая, внезапного заболевания, травмы. Изучение курса «Основы медицинской грамотности» способствует выбору профиля дальнейшего обучения и будущей профессии ученика.

При составлении программы учитывались интересы учащихся данной возрастной группы, их образовательные склонности и предпочтения к определенному роду деятельности в будущем, а также пожелания родителей.

В программе интегрируются все основные стороны воспитания: идейное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор школьников.

Посредством данной деятельности происходит более эффективное воздействие на развитие и формирование личности учащегося. Специфичность программы заключается в непосредственном погружении учащихся в окружающую их жизнь, применение полученных знаний по основам медицинской науки, а также умений и навыков по сохранению здоровья себе, своим близким, а также всем нуждающимся.

Необходимость понимания, что здоровье - самое ценное, что есть у человека, позволяет привлечь в эту сферу детей, их родителей, осознающих важность изучения основ медицины, чтобы в будущем помочь учащимся определиться с профессиональном выбором. Наиболее благоприятные условия и потенциал в решении данной проблемы имеется в системе дополнительного образования. Практико-ориентированная деятельность, траектория образовательного маршрута, неформальный характер общения в разновозрастных группах предоставляют школьникам свободу выбора.

Цель программы: обеспечение устойчивой мотивации в изучении основ медицинской науки на базе сформированных теоретических знаний и умений у обучающихся, формирование здорового образа мышления; потребности в получении медицинских знаний и интереса к изучению медицинских дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

Изложение сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности;

• Освоение элементарных знаний по основам гигиены, микробиологии, уходу за больным, др.

• Овладение учащимися общетрудовыми и специальными навыками и умениями по основам медицины.

• Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, умения организовать работу.

• Воспитание ответственности, аккуратности, целеустремленности при выполнении различных родов деятельности.

• Получение опыта применения знаний и умений в повседневной жизни.

• Использование приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности.

• Подведение учащихся к обоснованному выбору будущей профессии и возможности построить профессиональную карьеру.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы медицинской грамотности» рассчитана на детей 12-14 лет, пол – мужской и женский. Круг интересов обучаемых – проявляют интерес к медицинской деятельности, устойчивая мотивация к изучению основ медицинской науки, стремление овладеть теоретическими знаниями и умениями, вести здоровый образ жизни; выбор будущей профессии может быть связан с медицинскими специальностями. Уровень подготовки – владение базовыми понятиями из школьного курса биологии.

Объём программы - срок реализации программы 1 год; 72 часа.

Формой организации образовательного процесса является групповая. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, выполнение самостоятельной работы, деловые и ролевые игры. Образовательный процесс включает в себя:

- совместную деятельность учащегося и взрослого, где выделяются  непосредственно образовательная деятельность с основными формами организации: игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа)  и  решение образовательных задач в процессе режимных моментов и прочие;

- самостоятельную деятельность детей.

Режим занятий (периодичность и продолжительность): 1 раз в неделю, 2 часа по 40 минут.

Ожидаемые результаты: В результате обучения по программе «Основы медицинской грамотности» учащийся должен знать и понимать:

- профессиограмму медицинского работника среднего и высшего звена, возможность построить профессиональный план, профессиональную карьеру

-выдающихся деятелей медицины различных эпох, их заслуги

- основные понятия – медицина, медицинская этика и деонтология, уход за больным, пролежни, лихорадка, пульс, компресс, гигиеническая и лечебная ванна, стерилизация, шина, профилактика, кровотечение, асептика, антисептика, обморок, рана, повязка, перелом, перевязка, ожог, обморожение, реанимация, инъекция и др.

- назначение и устройство предметов ухода за больными

- порядок процедур по уходу за больным, показания и противопоказания для их проведения

- причины возникновения раневых и постинъекционных осложнений,

- преимущества и недостатки разных способов введения препаратов в организм

- правила иммобилизации при переломе

- виды лекарственных форм, применение лекарств в соответствии со способом применения.

- последовательность оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях

- методику оживления пострадавшему, находящемуся в состоянии клинической смерти

- применение различных физиотерапевтических процедур.


Учащийся должен уметь:

- ухаживать за кожей больного в удовлетворительном и тяжелом состоянии, полостью рта, носом, ушами, глазами тяжелобольного

- изготавливать перевязочный материал

- накладывать повязки при ранении головы, грудной клетки, конечностей

- кормить тяжелобольного, сменить нательное и постельное белье различными способами

- измерить температуру тела и графически записать ее в температурный лист, подсчитать пульс, дыхание у больного

- произвести обтирание тела тяжелобольного и гигиеническую ванну для больного в удовлетворительном состоянии

- поставить согревающий компресс, горчичники, банки, грелку, пузырь со льдом

- применять лекарственные препараты по назначению врача

- произвести забор лекарства из ампулы в шприц однократного применения, подкожную и внутримышечную инъекцию, давать советы по профилактике потинъекционных осложнений

- закапать капли больному в нос, глаза, ухо, сделать марлевую повязку, применять растирки, гели, мази наружно

- обработать рану, сделать обыкновенную повязку при этом

- остановить кровотечение давящей повязкой, кровоостанавливающим жгутом, подручными средствами

- применять антисептические средства в соответствие с назначением

- наложить шину на поврежденную переломом конечность

- использовать подручные средства при переломе конечностей

- определить признаки жизни, клинической и биологической смерти у пострадавшего

- произвести простейшие приемы реанимации: непрямой массаж сердца и искусственной вентиляции легких способом «изо рта в рот» и «изо рта в нос»

- оказать помощь при утоплении, электротравме, обмороке, термическом ожоге, обморожении, солнечном (тепловом) ударе, укусе ядовитыми змеями и насекомыми

-определить размеры ожоговой поверхности и отличать различные степени поражения тканей при ожоге и обморожении.


При изучении регионального компонента, учащийся должен знать:

- основные направления развития медицины Дона;

- виды учреждений профессионального образования Ростовской области;

-информацию о различных медицинских профессиях и путях профессионального образования.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Механизм оценки результатов деятельности достаточно гибкий: деловые игры, тесты, тренинг задания, коллективные обсуждения, написание рефератов, конкурсы творческих работ, разработка проектов и исследовательских работ, их презентация.

Проведение всех этих форм занятий является и воспитательной работой. В результате занятий у обучающихся должны развиться такие личностные качества, как трудолюбие, сила воли, доброжелательность, умение слушать других, коммуникабельность, концентрировать внимание на порученном деле.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:

- текущий контроль (проверка домашних заданий в теоретическом и практическом плане),

- самостоятельная работа обучающихся и осуществление оперативного контроля за ходом их выполнения,

- тематический контроль (по мере изучения каждой темы, учащиеся сдают зачет в устной форме и отчитываются о разработке проектов),

- итоговый контроль (презентация проектов).












































Учебно-тематический план первого года обучения


Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теоретический блок

Практические работы


Введение


2

1

1

1

Введение в профессию

10

5

5

2

Уход за больными на дому


16

8

8

3

Простейшие физиотерапевтические процедуры


8

4

4

4

Способы введения лекарственных средств в организм


18

8

10

5

Помощь при травмах


14

87

7

6

Вредные привычки и их влияние на здоровье


2

1

1



Повторение и обобщение изученного материала 


2

2

-



Итого часов:

72

36

36















Содержание изучаемого материала

1-й год обучения

1. Введение

Введение в программу. Знакомство с содержанием программы. Инструктаж по технике безопасности.

1. Введение в профессию

2. Медицина как наука. История медицины

Доисторическая медицина. Медицина Древнего Египта , Древней Греции и Древнего Китая. Выдающиеся ученые древности. Медицина Средневековья. Медицина в средневековой Европе. Медицина эпохи Возрождения. Гиппократ, Авиценна, Парацельс, Клавдий Гален, А. Везалий. Их вклад в развитие медицины. Медицина нового времени. Эмблемы медицины.


3. История медицины в России

Допетровская эпоха. Европеизация медицинского дела. Доктора и лекари. Знаменитые русские врачи: Н.И.Пирогов, И.П.Павлов, И.М.Сеченов.

Оформление и защита творческих проектов.


4. Медицинские профессии и специальности

Виды медицинских профессий. Врачебные профессии и специальности.

Медицинские профессии среднего звена. Медицинские учебные заведения, порядок обучения в них. Медицинские профессии, которым обучаются заочно.

Профессиограмма медицинского работника.


5. Медицинская этика и деонтология

Принципы медицинской деонтологии. Вопросы соблюдения врачебной тайны.

Клятва Гиппократа. Ответственность за жизнь и здоровье больных.

Взаимоотношения в медицинском сообществе. Взаимоотношения с больными и их родственниками. Качества, присущие медицинскому работнику. Внешний вид и личная гигиена медицинского работника.


6. Типы лечебно-профилактических учреждений

Классификация лечебно-профилактических учреждений . Три основных типа ЛПУ: амбулаторный, стационарный и комбинированный. Их характеристика.


2. Уход за больными на дому

7. Значение ухода за больным

Понятие ухода за больным. Виды ухода: общий и специальный.

Создание условий по уходу за больным. Требования к комнате больного. Постель больного. Смена нательного и постельного белья. Профилактика пролежней.


8. Положение больного в постели

Режим двигательной активности пациента. Положение больного в постели: активное, пассивное, вынужденное. Действия ухаживающего при перемещении больного в постели.


9. Гигиенический уход за больным

Значение гигиенического ухода за больным.

Гигиена полости рта, полости носа, ушей, глаз, волосистой части головы больного. Гигиеническая ванна. Обтирание тела тяжелобольного.


10. Наблюдение за дыханием, пульсом

Пульс и его характеристика. Подсчет пульса. Измерение артериального давления. Подсчет частоты дыхательных движений. Регистрация полученных данных.


11. Отработка приёмов ухода за больными на дому

Приготовление постели. Смена нательного и постельного белья.

Помощь ухаживающего при перемещении больного в постели. Уход за полостью рта, полостью носа, ушами, глазами, волосистой частью головы больного. Проведение гигиенической ванны. Обтирание тела тяжелобольного. Подсчет пульса. Измерение артериального давления. Подсчет частоты дыхательных движений.


12. Уход за лихорадящими больными

Термометрия. Понятие о лихорадке. Периоды развития лихорадки.

Уход за лихорадящим больным.


13. Питание больного

Понятие о лечебном питании. Понятие о диетических столах. Разгрузочные дни.


14. Кормление больного

Кормление тяжелых, ослабленных больных, больных пожилого и старческого возраста. Понятие об искусственном питании больных при помощи зонда и парентерально. Гигиена полости рта после кормления.



3. Простейшие физиотерапевтические процедуры

15. Простейшие физиотерапевтические процедуры

Воздействие физических факторов (холода, тепла, механического раздражения) на кожные покровы. «Температурные» методы физиолечения: компрессы (холодный, горячий, согревающий), грелка, пузырь со льдом. Механизм действия, техника выполнения процедур.

Наблюдение за больными во время процедур.


16. Применение горчичников и банок

Механизм действия, подготовка больного и техника постановки банок. Применение горчицы. Применение пиявок. Особенности выполнения простейших физиотерапевтических процедур больным пожилого и старческого возраста. Наблюдение за больными во время процедур и оказание первой доврачебной помощи при развитии осложнений.


17. Оксигенотерапия

Применение увлажненного кислорода для ингаляций (оксигенотерапия).

Способы подачи увлажнённого кислорода. Показания. Техника процедуры.


18. Отработка приёмов проведения простейших физиопроцедур

Техника наложения холодного, горячего, согревающего компрессов. Техника применения грелки, пузыря со льдом. Простановка банок, горчичников.


4. Способы введения лекарственных средств в организм

19. Виды лекарственных форм

Фармакология – наука о лекарственных средствах. Виды лекарственных форм: твердые (таблетки, порошки, капсулы, драже, гранулы, карамель, лекарственный карандаш, глоссеты), мягкие (мази, кремы, пасты, гели, ТТС, суппозитории), жидкие (растворы, настойки, суспензии, эмульсии, капли, сиропы, микстуры), газообразные (аэрозоли), формы для инъекций.


20. Домашняя аптечка

Правила хранение лекарственных средств в домашних условиях.

Состав домашней аптечки.


21. Пути введения лекарственных средств в организм

пути введения лекарственных средств в организм (энтеральный, парентеральный. Наружный, ингаляционный, электрофорез). Преимущества и недостатки способов введения препаратов.


22. Энтеральный путь введения лекарственных препаратов

Энтеральные пути введения лекарственных средств: введение препарата внутрь через рот (per os); под язык (sub lingua), в прямую кишку (per rectum). Преимущества и недостатки способов введения. Техника энтерального введения препаратов.


23. Наружный путь введения лекарственных препаратов

Наружный путь введения лекарственных препаратов: нанесение на кожу, раневую поверхность; закапывание капель в глаза, нос, ухо.


24. Ингаляционный путь введения лекарственных препаратов

Ингаляционный путь введения лекарственных препаратов. Преимущества и недостатки ингаляционного способа введения препаратов. Виды ингаляций. Правила пользования ингалятором.

25. Парентеральный путь введения лекарственных препаратов

Парентеральный путь введения лекарственных препаратов: в ткани ( внутрикожно, подкожно, внутримышечно, внутрикостно);

в сосуды (внутривенно внутриартериально);

в полости (в плевральную полость, в брюшную полость;, внутрисердечно,

в суставную полость).


26. Инъекции, виды. Подкожные и внутримышечные инъекции

Подкожные инъекции. Места введения. Техника подкожной инъекции. внутримышечные инъекции. Внутримышечные инъекции. Места введения. Техника внутримышечной инъекции


27. Постинъекционные осложнения

Постинъекционные осложнения. Причины, Виды. Профилактика. Виды осложнений: инфильтрат, абсцесс, поломка иглы во время инъекции. медикаментозная эмболия, воздушная эмболия, повреждение нервных стволов, тромбофлебит, некроз тканей, гематома, аллергические реакции,

Отдаленные осложнения: вирусный гепатит В, Д, С, ВИЧ-инфекция.


5. Помощь при травмах

28. Травма. Классификация травм

Травмы механические, термические, химические, баротравмы, электротравмы. Травмы бытовые, производственные, спортивные,

боевые. Травмы открытые и закрытые.


29. Виды ран. Оказание первой помощи

Раны. Признаки ран. Характеристика ран. Способы заживления ран. Осложнения ран. Последовательность оказания первой помощи.

30. Десмургия. Асептика и антисептика

Десмургия. Повязка, Перевязка. Виды повязок.

Понятие «асептика», «антисептика». Правила бинтования. Наложение повязки на голову, грудную клетку, конечности.


31. Наложение повязок

Отработка техники наложения повязок на голову, грудную клетку, конечности.


32. Кровотечения. Виды. Помощь при кровотечениях

Наложение кровоостанавливающего жгута, закрутки, давящей повязки.


33. Переломы. Признаки. Помощь при переломах

Виды переломов. Симптомы переломов. Правила иммобилизации при переломах костей верхней и нижней конечности.


34. Практикум: «Оказание первой помощи при травмах»

Оказание помощи при: закрытом переломе правого предплечья; при ранении мягких тканей правого бедра; при закрытом переломе костей правой голени; при ушибе и ссадинах правой половины лица, при ожоге 2 степени левой голени и стопы.


6. Вредные привычки и их влияние на здоровье


35. Вредные привычки и их влияние на здоровье

Вредные привычки. Виды вредных привычек. Их влияние на здоровье человека. Преодоление и профилактика вредных привычек.


36. Повторение и обобщение изученного материала





























Учебно-методическое

и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Объекты и средства материально-технического обеспечения курса

Персональный компьютер - рабочее место учителя

Мультимедиапроектор

Интерактивная доска

Устройства вывода звуковой информации ( колонки)

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экран¬ными объектами (клавиатура и мышь)

Комплекты презентационных слайдов. Печатные пособия


Использемая литература:

Литература для учащихся

1. Е.А.Воробьева. «Анатомия и физиология человека». Москва. «Медицина». 2015г.

2. И.Б.Садикова. «Справочник медицинской сестры». Минск. «Современный литератор». 2012г.

3. А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Москва «Просвещение» 2014г.

4. В.Г.Бубнов, Н.В.Бубнов. «Основы медицинских знаний». Москва «Астрель» 2014г.

5. Детская энциклопедия. Т. 18. Человек. «Аванта +» Москва, 2002 год.

6. Залесский М. Занимательная анатомия. – М.: Росмен, 1998

 Литература  для учителя:

1. Н.Р.Палеев. «Справочник медицинской сестры по уходу». Москва. Издательство АСТ. 2015 г.

2. Г.Б.Голуб, А.В.Великанова. «Предпрофильная подготовка учащихся». Самара «Учебная литература».2014г.

3. Т.П.Обуховец, Т.А.Склярова, О.В.Чернова. «Основы сестринского дела». Ростов-на-Дону «Феникс». 2014г.

4. С.И.Чистякова, Т.И.Шалавина, «Твоя профессиональная карьера», 2011г.

5. .Л.И.Баранова, «Карьера», 2013г.

6. Е.А.Воробьева, А.В.Губарь, «Анатомия и физиология человека», 2012г.

7. Н.Б.Садикова, «Современный справочник медицинской сестры», 2015г.

8. Я.Кабанова, «Первая помощь», 2002г.

9. Диск под редакцией д.м.н. Ю.Ю.Елисеева «Справочник медицинской сестры». Москва «Научная книга». 2014г.

10. Диск. Компания ООО «Медиа-сервис-2015». «Энциклопедия - искусство выживания».