СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы мировых религиозных культур

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].  Обеспечена  УМК для 4-го класса (учебники, методические рекомендации для учителя). Авторы: А.Л. Беглов, Е.В. Саплина «Основы мировых религиозных культур» издательство «Просвещение» 2012г. Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений :основы мировых религиозных культур и светской этики, автор Данилюк А.В.

Просмотр содержимого документа
«Основы мировых религиозных культур»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий]. Обеспечена УМК для 4-го класса (учебники, методические рекомендации для учителя). Авторы: А.Л. Беглов, Е.В. Саплина «Основы мировых религиозных культур» издательство «Просвещение» 2012г. Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений :основы мировых религиозных культур и светской этики, автор Данилюк А.В.


Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Общая характеристика учебного предмета


Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Курс ОРКСЭ носит  культурологическую  направленность, его преподавание не предусматривает обучения религии, в рамках курса  «Основы религиозных культур и светской этики» речь идет о знакомстве школьников с нравственно-культурологическими основами традиционных для России религий. Это следует постоянно иметь в виду, как в процессе подготовки, так и в ходе проведения учебных занятий, избегая любых намеков на то, что может быть воспринято как признаки навязывания детям любой из религий.

Изучение комплексного курса «Основ религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей:

развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; · осознание ценности человеческой жизни;

воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.


Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с приказом Минобрнауки РФ №69 от 31.01.2012 предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательным учебным предметом. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени, отводимого на предмет, составляет 34 часа в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


В результате изучения одного из учебных модулей обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры народов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям науки и произведениям искусства. Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышления над морально-этическими нормами различных религий и будет способствовать:

- их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести;

- осознанию ими ценности человеческой жизни;

- развитию их коммуникативных качеств.

В результате изучения одного из модулей у школьников, освоивших основную образовательную программу, начального общего образования, будет формироваться потребность в систематическом чтении книг культурологического содержания как средстве познания и понимания культуры разных народов России.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать притчи как произведения морально-этического содержания, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать архитектурные сооружения как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства.

Содержание модуля, методические приёмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшего школьника нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням:

- первый уровень- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- второй уровень-получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

- третий уровень-получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социо-культурной идентичности в её национально-государственном, этическом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Личностные результаты:

— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить со­ответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неус­пеха учебной деятельности;

— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметные результаты:

— знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции — как основы культурной истории многонационального народа России

— готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

— знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

— понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

— формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

— первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

— становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

— осознание ценности человеческой жизни.

Содержание учебного предмета


Россия – наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Требования к уровню подготовки к окончанию 4 класса.

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:

знать/понимать:

- основные понятия религиозных культур;

- историю возникновения религиозных культур;

- историю развития различных религиозных культур в истории России;

- особенности и традиции религий;

- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

уметь:

- описывать различные явления религиозных традиций и культур;

- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

- готовить сообщения по выбранным темам.



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


п/п

План

Факт.

Тема урока

Основное содержание

Характеристика деятельности учащихся

1



Россия  - наша Родина.

Россия –многонациональное государство. Духовный мир человека. Культурные традиции и вечные ценности. Семейные ценности.

Пользоваться условными обозначениями учебника.

Вести учебный, межкультурный диалог.

Различать способы и средства познания духовных традиций.

Оценивать результаты своей работы на уроке и во внеурочной деятельности.

Понимать значение духовных традиций народов России в жизни человека, семьи, общества.

Осознавать ценности дружеских отношений между людьми.

2



Культура и религия.

Понятие религии. Первобытные верования. Древние религии. Национальные и мировые религии. Традиционные религии России. Понятие культура. Материальная и духовная культура. Взаимосвязь культуры и религии. Влияние религии на культуру.

Понимать значение понятий: религия, культура, ритуал, материальная культура и духовная культура.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, и осмысливать содержание прочитанного.

Рассказывать об основных религиях, распространенных на территории России; о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры, истории и религии, о предпосылках возникновения и нравственных основах мировых религий.

Различать традиционные и нетрадиционные религии.

Сопоставлять особенности мировых и национальных религий.

Определять религиозные основы отдельных явлений культуры.

Выявлять в них общность и различие, приводить примеры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

3



Культура и религия

4



Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Первые религии. Многобожие. Появление иудаизма как первой религии, основанной на вере в Единого Бога. Возникновение христианства. Основы учения Иисуса Христа. Возникновение ислама. Возникновение буддизма. Основные истины буддизма.

Понимать значение понятий: пантеон, Завет, вера в Единого Бога, иудаизм, христианство, ислам, буддизм.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, и осмысливать содержание прочитанного.

Рассказывать о первых религиях, об истории возникновения иудаизма, христианства, ислама и буддизма.

Определять нравственные основы традиционных религий.

Работать с картой.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

5



Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

6



Священные книги религий мира.

Что такое священные книги. Священная книга буддизма – Трипитака. Священные книги иудаизма и христианства. Священная книга ислама – Коран. Священные книги как обязательная часть любой религии.

Понимать значение понятий: Трипитака, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие, Коран.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, и осмысливать содержание прочитанного.

Рассказывать о священных книгах буддизма, иудаизма, христианства, ислама.

Определять сходство этических постулатов священных книг религий мира.

Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

7



Священные книги религий мира.

8



Хранители предания в религиях мира.

Необходимость хранителя предания для любой религии. Жрецы. Раввины в иудаизме. Христианские священнослужители. Мусульманская община. Буддийская община.

Понимать значение понятий: жрец, раввин, епископ, священник, имам, лама.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, и осмысливать содержание прочитанного.

Рассказывать о том, когда появились хранители предания; кто такие жрецы; какую роль в иудаизме играют раввины; об иерархии христианской церкви; об организации мусульманской общины; о буддистской сангхе и ламах.

Сопоставлять полученные знания с личным жизненным опытом, опытом других людей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

9



Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Представление о происхождении добра и зла в разных религиях. Понятия греха и раскаяния в разных религиях. Сходство и различия представлений о добре и зле в разных религиях.

Понимать значение понятий: добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние – в контексте религиозных традиций мира.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, и осмысливать содержание прочитанного.

Рассказывать о причинах появления зла и возможностях его преодоления в контексте традиций буддизма, христианства, ислама и иудаизма.

Соотносить понятия добра и зла с личным опытом, опытом других людей.

Устанавливать связи полученных знаний со знаниями по литературному чтению и окружающему миру.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

10



Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

11



Человек в религиозных традициях мира.

Действия верующего человека для общения с Богом. Христианские таинства. Соблюдение религиозных предписаний в иудаизме. Формы служения Богу, предписанные в Коране. Традиции буддизма. Молитва в разных религиозных традициях.

Понимать значение понятий: молитва, таинство, намаз, мантра.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, и осмысливать содержание прочитанного.

Рассказывать об основных действиях верующего человека в религиозных традициях мира, о том, что делает верующий человек для общения с Богом, что такое молитва, таинство, намаз, мантра.

Приводить примеры религиозного поведения людей из личного опыта и опыта других людей, из литературных источников.

Выражать позитивное ценностное отношение к поведению религиозных людей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

12



Священные сооружения.

Предназначение священных сооружений. Необходимость священных сооружений для любой религии. Священные здания иудаизма. Христианские храмы. Мечети. Буддийские священные сооружения.

Понимать значение понятий: синагога, церковь, мечеть, ступа, пагода.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, и осмысливать содержание прочитанного.

Рассказывать о назначении и устройстве синагоги, христианской церкви, мечети, ступы и пагоды.

Выявлять общность и различия в устройстве и назначении священных сооружений.

Осознавать при нахождении в священных сооружениях необходимость соблюдения правил поведения, принятых в соответствующей религиозной общине.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

13



Священные сооружения.

14



Искусство в религиозной культуре.

Связь искусства и религии. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма. Взаимосвязь особенностей религиозного искусства с традициями веры.

Понимать роль искусства в религиозных культурах.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, и осмысливать содержание прочитанного.

Рассказывать об общих особенностях искусства в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме.

Устанавливать взаимосвязь особенностей религиозного искусства с традициями веры.

Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления взаимосвязи светского и религиозного искусства.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

15



Искусство в религиозной культуре.

16



Творческие работы учащихся.

Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами, форматом итогового мероприятия.

Подготовка к выполнению праздничного проекта. Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом. Презентации результатов работы и их обсуждение.

Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы мировых религиозных культур», о содержании учебного проекта и способах его реализации.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, и осмысливать содержание прочитанного.

Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать самостоятельную работу.

Работать в группе.

Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою деятельность.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

17



Творческие работы учащихся.

18



История религий в  России.

Выбор веры князем Владимиром. Православное христианство в истории России. Другие христианские конфессии в России. Ислам в России. Иудеи в истории России. Распространение буддизма в России.

Рассказывать об основных этапах возникновения и развития православия и других религий в России, о том, как и почему на Руси выбрали христианскую веру, какую роль сыграло православие в истории Росси, какую роль в истории России сыграли люди, исповедовавшие ислам, буддизм, иудаизм, католическую и протестантскую веру.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, и осмысливать содержание прочитанного.

Работать в группе и представлять результаты коллективной работы.

Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.

Аргументировать свою точку зрения.

Составлять небольшой текст – рассуждение на заданную тему.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

19



История религий в  России.


20



Религиозные ритуалы.

Обычаи и обряды.

Понятие ритуала. Возникновение обрядов. Виды религиозных обрядов. Основные обряды христианства. Основные обряды в исламе. Основные обряды иудаизма. Основные обряды буддизма.

Понимать значение понятия «обряды».

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, и осмысливать содержание прочитанного.

Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое обряды (ритуалы) и как они возникли; какими бывают обряды в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме.

Осознавать важность толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур.

Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

21



Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

22



Паломничества и святыни.

Что такое паломничество. Паломничество в христианстве. Паломничество в исламе. Паломничество в иудаизме. Паломничество в буддизме.

Понимать значение понятий: паломничество, реликвии, мощи.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, и осмысливать содержание прочитанного.

Рассказывать о паломничестве в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме.

Осознавать этический смысл паломничеств и святынь в религиозных традициях.

Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

23



Праздники и календари.

Религиозные праздники. Праздники иудаизма. Праздники христианства. Праздники ислама. Праздники буддизма.

Понимать культурно-исторический и этический смысл праздников традиционных религий России.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, и осмысливать содержание прочитанного.

Рассказывать о главных праздниках иудеев, христиан, мусульман, буддистов.

Осознавать важность толерантного отношения к праздникам и обычаям различных религиозных культур.

Работать в группе и представлять результаты коллективной работы.

Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

24



Праздники и календари.

25



Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Принцип ценности человеческой жизни как основополагающий принцип всех религий. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и христианства, о нравственном учении ислама, о буддийском учении о поведении человека.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, и осмысливать содержание прочитанного.

Объяснять, что общее в учениях традиционных религий.

Развивать ценностное отношение к собственным поступкам.

Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления нравственного содержания религий.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

26



Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

27



Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Милосердие в различных религиях. Учение Христа о милосердии. Благотворительная деятельность христианской церкви. Формы выражения милосердия в исламе. Сострадание к живым существам как основа буддизма.

Объяснять нравственный смысл милостыни.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, и осмысливать содержание прочитанного.

Рассказывать о традициях милосердия в иудаизме, христианстве, исламе и буддизме, о том, как разные религии учат состраданию, милосердию и помощи людям.

Понимать необходимость проявления милосердия в собственном поведении.

Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

28



Семья.

Роль семьи в жизни человека. Семья как школа любви в христианстве. Брак как обязанность человека в исламе. Назначение семьи в буддизме. Уважительное отношение к родителям – часть любого религиозного вероучения.

Рассказывать о том, как традиционные религии России относятся к семье.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, и осмысливать содержание прочитанного.

Понимать необходимость ответственного отношения к семейным ценностям.

Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности семьи в светской и религиозной традиции.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

29



Долг, свобода, ответственность, труд.

Понимание долга, свободы, ответственности, труда в разных религиях.

Понимать значение понятий: долг, свобода, ответственность, труд – в контексте традиционных религий.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, и осмысливать содержание прочитанного.

Использовать личный опыт, опыт других людей, знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности долга, ответственности, труда в светской и религиозных традициях.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

30



Любовь и уважение к Отечеству.

Этапы становления духовных традиций России. Любовь-основа человеческой жизни. Служение человека обществу, Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Консультация учителя, как готовиться к урокам 33,34. Творческие работы на тему «диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

Рассказывать об исторических этапах становления духовных традиций в России.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, и осмысливать содержание прочитанного.

Объяснять значение духовных традиций народов России, важность их изучения и сохранения.

Сопоставлять понятия «духовная традиция», «патриотизм», «Отечество», «служение».

Размышлять о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

31



Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма

Традиционные религии России. Понятие святыни в религиозной культуре. Святыни православия, иудаизма, ислама, буддизма: священные книги, культовые предметы и сооружения. Культурные и духовные ценности. Общечеловеческое значение культурных и духовных ценностей традиционных религий.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Объяснять значение слов ( терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных).

Рассказывать о важнейших понятиях курса ОРКСЭ. Отвечать на вопросы по содержанию других модулей. Систематизировать и обобщать знания.

Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии.

Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Писать сочинение.

Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

32



Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики

Нравственность и мораль. Заповеди иудаизма, заповеди христианства, нравственное учение буддизма. Этика о нравственных правилах жизни. Золотое правило нравственности как общечеловеческий моральный закон.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Осмыслять важнейшие нравственные понятия курса ОРКСЭ.

Объяснять значение слов ( терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных).

Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках.

Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии в моральных законах разных народов России.

Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом.

Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

33



Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи.

Семья как основа жизни человека. Род и семья – истоки нравственных отношений. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе. Семья в буддийской культуре. Семейные традиции. Родовое древо.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Объяснять значение слов ( терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных).

Рассказывать о важнейших семейных ценностях народов мира.

Систематизировать и обобщать знания.

Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии.

Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

34



Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике.

Труд в жизни человека и общества. Позитивное отношение к труду в религиозных культурах и светской этике. Бережное отношение к природе и ответственность человека за окружающий мир.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Объяснять значение слов ( терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных).

Рассказывать об отношении к труду и природе в различных религиях и светской этике. Систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении курса ОРКСЭ.

Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии.

Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом.

Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.90э.жз


Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса


Основные средства обучения:

Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.


Методические материалы для учителя:

«Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4 класс. 2014

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.

Энциклопедическая и справочная литература.


Электронные образовательные ресурсы:

Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5.

Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!