Пояснительная записка 3
Общая характеристика учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» 3
Описание места учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» в учебном плане 4
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета «Основы мировых религиозных культур» 5
Содержание учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» 6
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности 7
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» 8
Календарно-тематический план 9
Приложение 1. Лист регистрации изменений 11
№ п/п | Разделы | Комментарии |
1 | Пояснительная записка |
1.1 | Цели обучения предмету | Модуль «Основы мировых религиозных культур» является одним из основных содержательных модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики». Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основные задачи комплексного учебного курса: Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. |
2 | Общая характеристика учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» | Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную и нерелигиозную). Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора школьника, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии; многоединство, поликультурность – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Образовательный процесс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством: ориентации содержания всех модулей на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей курса системы связей, устанавливаемых между модулями курса, а также между ними и другими учебными предметами («Окружающий мир», русский язык, литература и другие) ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков единых требований к результатам освоения содержания учебного курса |
3 | Описание места учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» в учебном плане | Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе. Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей: Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики. |
4 | Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» | Требования к личностным результатам: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения и выстраивании конструктивных отношений в обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. |
5 | Содержание учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» | Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками. Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» Россия – наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. |
6 | Тематическое планирование с определением основных видов деятельности |
6.1 | Календарно-тематический план | См. таблица 1 |
7 | Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности | Для изучения курса необходимы следующие средства материально-технического обеспечения: Книгопечатная продукция Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4 – 5 классы. – М.: Просвещение. – 2012. – 24 с. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 – 5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение. – 2012 Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4 – 5 классы. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.// Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой.// М.: Просвещение. 2010. – 239 с. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение. – 2010. – 27 с. Экранно-звуковые пособия Основы мировых религиозных культур. 4 – 5 классы. Электронное приложение к учебному пособию А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой, А.А. Ярлыкапова (1 CD). Технические средства обучения Классная доска Демонстрационное оборудование: компьютер / компьютеры, мультипроектор, экран Оборудование Ученические столы и стулья, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, настенные доски для иллюстративного материала |
8 | Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» | Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить: понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики; формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям; знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы культурных традиций многонационального народа России; укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей. |
№ п/п | Дата | Название темы (раздела), тема урока | Виды учебной деятельности | Примечания |
План | Факт |
1 | | | Россия – наша Родина | Знакомятся с историей возникновения и особенностями религиозных культур. Дают определение основных понятий религиозной культуры. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. | |
2 | | | Культура и религия. | |
3 | | | Культура и религия. | |
4 | | | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | |
5 | | | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | |
6 | | | Священные книги религий мира | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг | |
7 | | | Священные книги религий мира | |
8 | | | Хранители предания в религиях мира | |
9 | | | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. | |
10 | | | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния | |
11 | | | Человек в религиозных традициях мира | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих религиозных праздников, описанием священных сооружений, праздников и святынь | |
12 | | | Священные сооружения | |
13 | | | Священные сооружения | |
14 | | | Искусство в религиозной культуре | |
15 | | | Искусство в религиозной культуре | |
16 | | | Творческие работы учащихся | Излагают свое мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества | |
17 | | | Творческие работы учащихся | |
18 | | | История религий в России | Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России | |
19 | | | История религий в России | |
20 | | | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих религиозных обычаев и обрядов | |
21 | | | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | |
22 | | | Паломничества и святыни | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих религиозных праздников, описанием священных сооружений, праздников и святынь | |
23 | | | Праздники и календари | |
24 | | | Праздники и календари | |
25 | | | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций | |
26 | | | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | |
27 | | | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их | |
28 | | | Семья | |
29 | | | Долг, свобода, ответственность, труд | |
30 | | | Любовь и уважение к Отечеству | |
31 | | | Итоговая презентация проектов учащихся | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранным темам | |
32 | | | Итоговая презентация проектов учащихся | |
33 | | | Итоговая презентация проектов учащихся | |
34 | | | Итоговая презентация проектов учащихся | |