СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Основы мировых религиозных культур"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Модуль «Основы мировых религиозных культур» является одним из основных содержательных модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики».

        Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Основы мировых религиозных культур"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

(Модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Класс: 4

Ступень обучения (начальное общее)

Уровень (базовый)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.Я.Данилюк





СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка 3

  2. Общая характеристика учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» 3

  3. Описание места учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» в учебном плане 4

  4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета «Основы мировых религиозных культур» 5

  5. Содержание учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» 6

  6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности 7

  7. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» 8

  8. Календарно-тематический план 9

  9. Приложение 1. Лист регистрации изменений 11











Таблица 1

Рабочая программа по предмету «основы мировых религиозных культур»


п/п

Разделы

Комментарии

1

Пояснительная записка

1.1

Цели обучения предмету

Модуль «Основы мировых религиозных культур» является одним из основных содержательных модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики

  • Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества

  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы

  • Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как

целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.


2

Общая характеристика учебного предмета «Основы мировых религиозных культур»

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную и нерелигиозную).

Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора школьника, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии; многоединство, поликультурность – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей курса

  • системы связей, устанавливаемых между модулями курса, а также между ними и другими учебными предметами («Окружающий мир», русский язык, литература и другие)

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса

3

Описание места учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» в учебном плане

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе.

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей:

  • Основы православной культуры

  • Основы исламской культуры

  • Основы буддийской культуры

  • Основы иудейской культуры

  • Основы мировых религиозных культур

  • Основы светской этики.

4

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Основы мировых религиозных культур»

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения и выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

5

Содержание учебного предмета «Основы мировых религиозных культур»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

6

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

6.1

Календарно-тематический план

См. таблица 1

7

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Для изучения курса необходимы следующие средства материально-технического обеспечения:


Книгопечатная продукция


  1. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4 – 5 классы. – М.: Просвещение. – 2012. – 24 с.

  2. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 – 5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение. – 2012

  3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4 – 5 классы. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.// Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой.// М.: Просвещение. 2010. – 239 с.

  4. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение. – 2010. – 27 с.


Экранно-звуковые пособия


Основы мировых религиозных культур. 4 – 5 классы. Электронное приложение к учебному пособию А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой, А.А. Ярлыкапова (1 CD).


Технические средства обучения


  • Классная доска

  • Демонстрационное оборудование: компьютер / компьютеры, мультипроектор, экран


Оборудование


Ученические столы и стулья, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, настенные доски для иллюстративного материала



8

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы мировых религиозных культур»

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.


























ТАБЛИЦА 1

Календарно – тематический план для 4 класса


п/п

Дата

Название темы (раздела),

тема урока

Виды учебной деятельности

Примечания

План

Факт

1



Россия – наша Родина

Знакомятся с историей возникновения и особенностями религиозных культур.

Дают определение основных понятий религиозной культуры.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.


2



Культура и религия.


3



Культура и религия.


4



Возникновение религий. Религии мира и их основатели


5



Возникновение религий. Религии мира и их основатели


6



Священные книги религий мира

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг


7



Священные книги религий мира


8



Хранители предания в религиях мира


9



Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.


10



Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния


11



Человек в религиозных традициях мира

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих религиозных праздников, описанием священных сооружений, праздников и святынь


12



Священные сооружения


13



Священные сооружения


14



Искусство в религиозной культуре


15



Искусство в религиозной культуре


16



Творческие работы учащихся

Излагают свое мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества


17



Творческие работы учащихся


18



История религий в России

Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России


19



История религий в России


20



Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих религиозных обычаев и обрядов


21



Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды


22



Паломничества и святыни

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих религиозных праздников, описанием священных сооружений, праздников и святынь


23



Праздники и календари


24



Праздники и календари


25



Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций


26



Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира


27



Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их


28



Семья


29



Долг, свобода, ответственность, труд


30



Любовь и уважение к Отечеству


31



Итоговая презентация проектов учащихся

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщения по выбранным темам


32



Итоговая презентация проектов учащихся


33



Итоговая презентация проектов учащихся


34



Итоговая презентация проектов учащихся






















Приложение 1

Лист регистрации изменений

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внёсшего изменения