Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» _______________ / Гафурова Л.Н./ приказ от 31 августа 2015 г. № 67 |
Рабочая программа
учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
(базовый уровень)
для 4 класса
Составитель
Фёдорова Е.В., учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2015 год
ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по основам мировых религиозных культур и светской этике для 4 класса разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357);
Образовательная программа начального общего образования (I ступень) в соответствии с ФГОС второго поколения МОУ «СОШ № 9» на 2015-2016 учебный год;
Авторская программа Беглова А.Л., Саплиной Е.В., Токаревой Е.С., Ярлыкапова А.А. «Основы мировых религиозных культур» 4 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2015 г.;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253).
Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям. В связи с этим можно предположить, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будет способствовать формированию у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, приобретаемое в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Такие планируемые результаты освоения предмета ОРКСЭ обозначены и в ФГОС НОО.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умений выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.
Образовательный процесс в рамках выбранного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у школьников начальное представление о духовных традициях посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного предмета на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного предмета;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного предмета, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение и др.);
единых требований к планируемым результатам освоения содержания учебного предмета ОРКСЭ.
Цель изучения учебного курса
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи изучения учебного курса
1. Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
4. Восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
5. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из модулей «Основы буддийской культуры», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения учебным предметом наряду с такими предметами, как русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени, отводимого на предмет, составляет 34 часа в год.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот предмет предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Образовательная организация на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса определяет перечень модулей учебного предмета. Выбор модуля родителями (законными представителями) обучающихся является приоритетным для организации обучения ребёнка.
Место учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» в учебном плане
На изучение основы мировых религиозных культур в 4 классе отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного курса
Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
§ овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
§ формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
§ адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
§ умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
§ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
§ овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
§ готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
§ определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Содержание программы
Россия - наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции и вечные ценности. Семейные ценности.
Культура и религия. Взаимосвязь культуры и религии. Влияние религии на культуру.
Первые религии. Многобожие. Появление иудаизма как первой религии, основанной на вере в Единого Бога. Возникновение христианства. Основы учения Иисуса Христа.
Религии мира и их основатели. Возникновение ислама. Возникновение буддизма. Основные истины буддизма.
Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака. Что такое священные книги.
Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Священные книги как обязательная часть любой религии.
Хранители предания в религиях мира. Жрецы. Раввины в иудаизме. Христианские священнослужители. Мусульманская община. Буддийская община.
Добро и зло. Представление о происхождении добра и зла в разных религиях.
Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Сходство и различия представлений о добре и зле в разных религиях.
Человек в религиозных традициях мира. Христианские таинства. Соблюдение религиозных предписаний в иудаизме. Формы служения Богу, предписанные в Коране. Традиции буддизма.
Священные сооружения. Священные здания иудаизма. Христианские храмы.
Священные сооружения. Мечети. Буддийские священные сооружения
Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама.
Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.
Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом.
Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом.
Выбор веры князем Владимиром. Православное христианство в истории России. Другие христианские конфессии в России.
Ислам в России. Иудеи в истории России. Распространение буддизма в России.
Понятие ритуала. Возникновение обрядов. Виды религиозных обрядов. Основные обряды христианства. Основные обряды в исламе.
Основные обряды иудаизма. Основные обряды буддизма.
Что такое паломничество. Паломничество в христианстве. Паломничество в исламе. Па-ломничество в иудаизме. Паломничество в буддизме.
Праздники иудаизма. Праздники христианства.
Праздники ислама. Праздники буддизма.
Принцип ценности человеческой жизни как основополагающий принцип всех религий. Заповеди иудаизма и христианства.
Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.
Милосердие в различных религиях.
Роль семьи в жизни человека.
Понимание долга, свободы, ответственности, труда в разных религиях.
Этапы становления духовных традиций России. Любовь — основа человеческой жизни. Служение человека обществу, Родине.
Традиционные религии России. Понятие святыни в религиозной культуре. Святыни православия, иудаизма, ислама, буддизма: священные книги, культовые предметы и сооружения.
Нравственность и мораль. Заповеди иудаизма, заповеди христианства, нравственное учение ислама, нравственное учение буддизма.
Семья как основа жизни человека. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе. Семья в буддийской культуре.
Труд в жизни человека и общества. Позитивное отношение к труду в религиозных культурах.
Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
В результате изучения одного из учебных модулей обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры народов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства. Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышления над морально-этическими нормами различных религий и будет способствовать:
их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести;
осознанию ими ценности человеческой жизни;
развитию их коммуникативных качеств.
В результате изучения одного из модулей у школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет формироваться потребность в систематическом чтении книг культурологического содержания как средстве познания и понимания культуры разных народов России.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать притчи как произведения морально-этического содержания, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать архитектурные сооружения как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства.
Содержание модуля, методические приёмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшего школьника нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
Планируемые результаты изучения учебного курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням:
первый уровень — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
третий уровень —• получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса
I. Книгопечатная продукция:
1. Программа:
- Данилюк А.Я., Емельянова Т.В., Марченко О.Н., Мацыяка Е.В., Обернихина Г.А., Савченко К.В. Основы мировых религиозных культур и светской этики. Рабочая программа. 4 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2014 г.
2. Учебник:
- Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А., Данилюк А.Я. Основы мировых религиозных культур. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.
3. Рабочие тетради:
- Мацыяка Е.В.. Основы мировых религиозных культур. Рабочая тетрадь. 4 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2014 г.
4. Методические пособия:
-Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. Книга для учителя. 4 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.
Перечень материально-технического обеспечения:
I. Компьютерные и информационно – коммуникативные средства:
1. Учебные видеоматериалы к урокам.
II.Технические средства обучения:
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3. Телевизор.
4. DVDплеер.
5. Аудиоцентр.
6. Мультимедийный проектор.
7. Экспозиционный экран.
8. Компьютер.
III. Оборудование класса:
1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Мажирина М.В. /
«25» августа 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол №1 от «27 » августа 2015 г.
Руководитель ШМО
_____________ /Щербакова С.А./
Календарно - тематический план
по основам мировых религиозных культур
(наименование учебного предмета)
на 2015 – 2016 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | Основные виды деятельности обучающихся |
1. | 1 | Россия - наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции и вечные ценности. Семейные ценности. | 04.09.15г. | | Пользоваться условными обозначениями учебника. Вести учебный, межкультурный диалог. Различать способы и средства познания духовных традиций. Оценивать результаты своей работы на уроке и во внеурочной деятельности. Понимать значение духовных традиций народов России в жизни человека, семьи, общества. Осознавать ценность дружеских отношений между людьми. |
2. | 2 | Культура и религия. Взаимосвязь культуры и религии. Влияние религии на культуру. | 11.09. | | Понимать значение понятий: религия, культура, ритуал, материальная культура и духовная культура. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать об основных религиях, распространённых на территории России; о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры, истории и религии, о предпосылках возникновения и нравственных основах мировых религий. Различать традиционные и нетрадиционные религии. Сопоставлять особенности мировых и национальных религий. Определять религиозные основы отдельных явлений культуры. Выявлять в них общность и различие, приводить примеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
3. | 3 | Первые религии. Многобожие. Появление иудаизма как первой религии, основанной на вере в Единого Бога. Возникновение христианства. Основы учения Иисуса Христа. | 18.09. | | Понимать значение понятий: пантеон, Завет, вера в Единого Бога, иудаизм, христианство, ислам, буддизм. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о первых религиях, об истории возникновения иудаизма, христианства, ислама и буддизма. Определять нравственные основы традиционных религий. Работать с картой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
4. | 4 | Религии мира и их основатели. Возникновение ислама. Возникновение буддизма. Основные истины буддизма. | 25.09. | |
5. | 5 | Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака. Что такое священные книги. | 02.10.15г. | | Понимать значение понятий: Трипитака, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие, Коран. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о священных книгах буддизма, иудаизма, христианства, ислама. Определять сходство этических постулатов священных книг религий мира. Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
6. | 6 | Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Священные книги как обязательная часть любой религии. | 16.10. | |
7. | 7 | Хранители предания в религиях мира. Жрецы. Раввины в иудаизме. Христианские священнослужители. Мусульманская община. Буддийская община. | 23.10. | | Понимать значение понятий: жрец, раввин, епископ, священник, имам, лама. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о том, когда появились хранители предания; кто такие жрецы; какую роль в иудаизме играют раввины; об иерархии христианской церкви; об организации мусульманской общины; о буддистской сангхе и ламах. Сопоставлять полученные знания с личным жизненным опытом, опытом других людей. Проверять себя и самостоятельно оценивать содержание прочитанного текста. |
8. | 8 | Добро и зло. Представление о происхождении добра и зла в разных религиях. | 30.10. | | Понимать значение понятий: добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние — в контексте религиозных традиций мира. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о причинах появления зла и возможностях его преодоления в контексте традиций буддизма, христианства, ислама и иудаизма. Соотносить понятия добра и зла с личным опытом, опытом других людей. Устанавливать связи полученных знаний со знаниями по литературному чтению и окружающему миру. Проверять себя и самостоятельно оценивать содержание прочитанного текста. |
9. | 9 | Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Сходство и различия представлений о добре и зле в разных религиях. | 06.11.15г. | |
10. | 10 | Человек в религиозных традициях мира. Христианские таинства. Соблюдение религиозных предписаний в иудаизме. Формы служения Богу, предписанные в Коране. Традиции буддизма. | 13.11. | | Понимать значение понятий: молитва, таинство, намаз, мантра. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать об основных действиях верующего человека в религиозных традициях мира, о том, что делает верующий человек для общения с Богом, что такое молитва, таинство, намаз, мантра. Приводить примеры религиозного поведения людей из личного опыта и опыта других людей, из литературных источников. Выражать позитивное ценностное отношение к поведению религиозных людей. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. |
11. | 11 | Священные сооружения. Священные здания иудаизма. Христианские храмы. | 27.11. | | Понимать значение понятий: синагога, церковь, мечеть, ступа, пагода. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о назначении и устройстве синагоги, христианской церкви, мечети, ступы и пагоды. Выявлять общность и различия в устройстве и назначении священных сооружений. Осознавать при нахождении в священных сооружениях необходимость соблюдения правил поведения, принятых в соответствующей религиозной общине. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. |
12. | 12 | Священные сооружения. Мечети. Буддийские священные сооружения | 04.12.15г. | |
13. | 13 | Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. | 11.12. | | Понимать роль искусства в религиозных культурах. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать об общих особенностях искусства в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме. Устанавливать взаимосвязь особенностей религиозного искусства с традициями веры. Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления взаимосвязи светского и религиозного искусства. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. |
14. | 14 | Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма. | 18.12. | |
15. | 15 | Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом. | 25.12. | | Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы мировых религиозных культур», о содержании учебного проекта и способах его реализации. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать самостоятельную работу. Работать в группе. Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою деятельность. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. |
16. | 16 | Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом. | 15.01.16г. | |
17. | 17 | Выбор веры князем Владимиром. Православное христианство в истории России. Другие христианские конфессии в России. | 22.01. | | Рассказывать об основных этапах возникновения и развития православия и других религий в России, о том, как и почему на Руси выбрали христианскую веру, какую роль сыгралоправославие в истории России, какую роль в истории России сыграли люди, исповедовавшие ислам, буддизм, иудаизм, католическую и протестантскую веру. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Работать в группе и представлять результаты коллективной работы. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. |
18. | 18 | Ислам в России. Иудеи в истории России. Распространение буддизма в России. | 29.01. | |
19. | 19 | Понятие ритуала. Возникновение обрядов. Виды религиозных обрядов. Основные обряды христианства. Основные обряды в исламе. | 05.02.16г. | | Понимать значение понятия «обряды». Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое обряды (ритуалы) и как они возникли; какими бывают обряды в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Осознавать важность толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур. Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. |
20. | 20 | Основные обряды иудаизма. Основные обряды буддизма. | 12.02. | |
21. | 21 | Что такое паломничество. Паломничество в христианстве. Паломничество в исламе. Паломничество в иудаизме. Паломничество в буддизме. | 19.02. | | Понимать значение понятий: паломничество, реликвии, мощи. Рассказывать о паломничестве в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Осознавать этический смысл паломничеств и святынь в религиозных традициях. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. |
22. | 22 | Праздники иудаизма. Праздники христианства. | 04.03.16г. | | Понимать культурно-исторический и этический смысл праздников традиционных религий России. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о главных праздниках иудеев, христиан, мусульман, буддистов. Осознавать важность толерантного отношения к праздникам и обычаям различных религиозных культур. Работать в группе и представлять результаты коллективной работы. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. |
23. | 23 | Праздники ислама. Праздники буддизма. | 11.03. | |
24. | 24 | Принцип ценности человеческой жизни как основополагающий принцип всех религий. Заповеди иудаизма и христианства. | 18.03. | | Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и христианства, о нравственном учении ислама, о буддийском учении о поведении человека. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять, что общее в учениях традиционных религий. Развивать ценностное отношение к собственным поступкам. Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления нравственного содержания религий. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. |
25. | 25 | Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме. | 25.03. | |
26. | 26 | Милосердие в различных религиях. | 01.04.16г. | | Объяснять нравственный смысл милостыни. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о традициях милосердия в иудаизме, христианстве, исламе и буддизме, о том, как разные религии учат состраданию, милосердию и помощи людям. Понимать необходимость проявления милосердия в собственном поведении. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. |
27. | 27 | Роль семьи в жизни человека. | 08.04. | | Рассказывать о том, как традиционные религии России относятся к семье. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Понимать необходимость ответственного отношения к семейным ценностям. Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности семьи в светской и религиозной традиции. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. |
28. | 28 | Понимание долга, свободы, ответственности, труда в разных религиях. | 22.04. | | Понимать значение понятий: долг, свобода, ответственность, труд — в контексте традиционных религий. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Использовать личный опыт, опыт других людей, знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности долга, ответственности, труда в светской и религиозных традициях. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. |
29. | 29 | Этапы становления духовных традиций России. Любовь — основа человеческой жизни. Служение человека обществу, Родине. | 29.04. | | Рассказывать об исторических этапах становления духовных традиций в России. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять значение духовных традиций народов России, важность их изучения и сохранения. Сопоставлять понятия «духовная традиция», «патриотизм», «Отечество», «служение». Размышлять о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. |
30. | 30 | Традиционные религии России. Понятие святыни в религиозной культуре. Святыни православия, иудаизма, ислама, буддизма: священные книги, культовые предметы и сооружения. | 06.05.16г. | | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших понятиях курса ОРКСЭ. Отвечать на вопросы по содержанию других модулей. Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Писать сочинение. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
31. | 31 | Нравственность и мораль. Заповеди иудаизма, заповеди христианства, нравственное учение ислама, нравственное учение буддизма. | 13.05. | | Прогнозировать результаты работы на уроке. Осмыслять важнейшие нравственные понятия курса ОРКСЭ. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии в моральных законах разных народов России. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
32. | 32 | Семья как основа жизни человека. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе. Семья в буддийской культуре. | 20.05. | | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших семейных ценностях народов России. Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
33. | 33 | Труд в жизни человека и общества. Позитивное отношение к труду в религиозных культурах. | 27.05. | | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать об отношении к труду и природе в различных религиях и светской этике. Систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении курса ОРКСЭ. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
34. | 34 | Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом. | 27.05. | | Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы мировых религиозных культур», о содержании учебного проекта и способах его реализации. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать самостоятельную работу. Работать в группе. Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою деятельность. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. |
Итого | часов | В том числе: |
уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи |
по программе | 34 | 0 | 0 | 0 | 0 |
выполнено | | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Мажирина М.В. /
«25» августа 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол №1 от «27 » августа 2015 г.
Руководитель ШМО
_____________ /Щербакова С.А./