СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для 4 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Авторская программа Беглова А.Л., Саплиной Е.В., Токаревой Е.С., Ярлыкапова А.А. «Основы мировых религиозных культур» 4 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2015 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для 4 класса.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»




УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 9»

_______________ / Гафурова Л.Н./

приказ от 31 августа 2015 г. № 67










Рабочая программа

учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

(базовый уровень)

для 4 класса










Составитель

Фёдорова Е.В., учитель начальных классов

высшей квалификационной категории













г. Воскресенск

2015 год

ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по основам мировых религиозных культур и светской этике для 4 класса разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редак­ции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357);

  • Образовательная программа начального общего образования (I ступень) в соответствии с ФГОС второго поколения МОУ «СОШ № 9» на 2015-2016 учебный год;

  • Авторская программа Беглова А.Л., Саплиной Е.В., Токаревой Е.С., Ярлыкапова А.А. «Основы мировых религиозных культур» 4 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2015 г.;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253).

Сущность духовно-нравственного воспитания обучающих­ся рассматривается как формирование и развитие у них ува­жительного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культу­ре, духовным традициям. В связи с этим можно пред­положить, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будет способствовать формированию у школь­ников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, приобретаемое в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил по­ведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности вы­страивать позитивное взаимодействие с представителями раз­ных культур, национальностей, верований, социальных групп. Такие планируемые результаты освоения предмета ОРКСЭ обо­значены и в ФГОС НОО.

Культурологическая направленность предмета способству­ет развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций на­родов России, формированию ценностного отношения к со­циальной реальности, осознанию роли буддизма, правосла­вия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникатив­ной деятельности обучающихся, требующей от них умений выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информа­ции и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе ак­тивного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обме­на информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.

Образовательный процесс в рамках выбранного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у школьников начальное представление о духовных традициях посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного предмета на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценно­стей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного предмета;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учеб­ного предмета, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение и др.);

  • единых требований к планируемым результатам освоения содержания учебного предмета ОРКСЭ.

Цель изучения учебного курса

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному

поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций

многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи изучения учебного курса

1. Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное

4. Восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

5. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из модулей «Основы буддийской культуры», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Ос­новы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». В соответствии с при­казом Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является обязатель­ным для изучения учебным предметом наряду с такими пред­метами, как русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искус­ство, музыка, технология, физическая культура.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Основы религиозных культур и светской этики» из­учается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени, отводимого на предмет, составляет 34 часа в год.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной сту­пени общеобразовательной школы. И по месту в учебном пла­не, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспита­ния школьников. С одной стороны, учебный предмет ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружаю­щий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот предмет предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, озна­комление с нравственными идеалами и ценностями религиоз­ных и светских духовных традиций России происходит в кон­тексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Образовательная организация на основе определения об­разовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса определяет перечень модулей учебного предмета. Выбор модуля родителями (закон­ными представителями) обучающихся является приоритетным для организации обучения ребёнка.

Место учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» в учебном плане

На изучение основы мировых религиозных культур в 4 классе отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения учебного курса

Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

§ овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

§ формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

§ адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

§ умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

§ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

§ овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

§ готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

§ определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Содержание программы

  • Россия - наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции и вечные ценности. Семейные ценности.

  • Культура и религия. Взаимосвязь культуры и религии. Влияние религии на культуру.

  • Первые религии. Многобожие. Появление иудаизма как первой религии, основанной на вере в Единого Бога. Возникновение христианства. Основы учения Иисуса Христа.

  • Религии мира и их основатели. Возникновение ислама. Возникновение буддизма. Основные истины буддизма.

  • Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака. Что такое священные книги.

  • Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Священные книги как обязательная часть любой религии.

  • Хранители предания в религиях мира. Жрецы. Раввины в иудаизме. Христианские священнослужители. Мусульманская община. Буддийская община.

  • Добро и зло. Представление о происхождении добра и зла в разных религиях.

  • Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Сходство и различия представлений о добре и зле в разных религиях.

  • Человек в религиозных традициях мира. Христианские таинства. Соблюдение религиозных предписаний в иудаизме. Формы служения Богу, предписанные в Коране. Традиции буддизма.

  • Священные сооружения. Священные здания иудаизма. Христианские храмы.

  • Священные сооружения. Мечети. Буддийские священные сооружения

  • Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама.

  • Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.

  • Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом.

  • Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом.

  • Выбор веры князем Владимиром. Православное христианство в истории России. Другие христианские конфессии в России.

  • Ислам в России. Иудеи в истории России. Распространение буддизма в России.

  • Понятие ритуала. Возникновение обрядов. Виды религиозных обрядов. Основные обряды христианства. Основные обряды в исламе.

  • Основные обряды иудаизма. Основные обряды буддизма.

  • Что такое паломничество. Паломничество в христианстве. Паломничество в исламе. Па-ломничество в иудаизме. Паломничество в буддизме.

  • Праздники иудаизма. Праздники христианства.

  • Праздники ислама. Праздники буддизма.

  • Принцип ценности человеческой жизни как основополагающий принцип всех религий. Заповеди иудаизма и христианства.

  • Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

  • Милосердие в различных религиях.

  • Роль семьи в жизни человека.

  • Понимание долга, свободы, ответственности, труда в разных религиях.

  • Этапы становления духовных традиций России. Любовь — основа человеческой жизни. Служение человека обществу, Родине.

  • Традиционные религии России. Понятие святыни в религиозной культуре. Святыни православия, иудаизма, ислама, буддизма: священные книги, культовые предметы и сооружения.

  • Нравственность и мораль. Заповеди иудаизма, заповеди христианства, нравственное учение ислама, нравственное учение буддизма.

  • Семья как основа жизни человека. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе. Семья в буддийской культуре.

  • Труд в жизни человека и общества. Позитивное отношение к труду в религиозных культурах.

  • Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

В результате изучения одного из учебных модулей обуча­ющиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры наро­дов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства. Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышления над морально-этическими нормами различных религий и будет способствовать:

  • их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • пониманию ими значения нравственности, веры и рели­гии в жизни человека и общества;

  • становлению их внутренней установки поступать соглас­но своей совести;

  • осознанию ими ценности человеческой жизни;

  • развитию их коммуникативных качеств.

В результате изучения одного из модулей у школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет формироваться потребность в си­стематическом чтении книг культурологического содержания как средстве познания и понимания культуры разных народов России.

Младшие школьники будут учиться полноценно восприни­мать притчи как произведения морально-этического содержа­ния, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они полу­чат возможность воспринимать архитектурные сооружения как особый вид искусства, соотносить его с другими видами ис­кусства.

Содержание модуля, методические приёмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшего школьника нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Планируемые результаты изучения учебного курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граж­данина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обуча­ющимися комплекса личностных, метапредметных и предмет­ных результатов.

Воспитательные результаты деятельности школьников рас­пределяются по трём уровням:

  • первый уровень — приобретение школьником социаль­ных знаний (об общественных нормах, об устройстве обще­ства, о социально одобряемых и не одобряемых формах пове­дения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

  • второй уровень — получение школьником опыта пережи­вания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культу­ра), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • третий уровень —• получение школьником опыта само­стоятельного общественного действия.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов спо­собствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социо­культурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.

Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

        Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.

        Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

        Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

        Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

        Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

        Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.

        Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

        Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

        Предметными результатами изучения курса.

        К 1-й линии развития относятся следующие из них:

Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.

Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.

Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.

        Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса

I. Книгопечатная продукция:

1. Программа:

- Данилюк А.Я., Емельянова Т.В., Марченко О.Н., Мацыяка Е.В., Обернихина Г.А., Савченко К.В. Основы мировых религиозных культур и светской этики. Рабочая программа. 4 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2014 г.

2. Учебник:

-  Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А., Данилюк А.Я. Основы мировых религиозных культур. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.

3. Рабочие тетради:

- Мацыяка Е.В.. Основы мировых религиозных культур. Рабочая тетрадь. 4 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2014 г.

4. Методические пособия:

-Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. Книга для учителя. 4 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.

Перечень материально-технического обеспечения:

I. Компьютерные и информационно – коммуникативные средства:

1. Учебные видеоматериалы к урокам.

II.Технические средства обучения:

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

3. Телевизор.

4. DVDплеер.

5. Аудиоцентр.

6. Мультимедийный проектор.

7. Экспозиционный экран.

8. Компьютер.

III. Оборудование класса:

1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.




СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/Мажирина М.В. /

«25» августа 2015 г.



СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол №1 от «27 » августа 2015 г.

Руководитель ШМО

_____________ /Щербакова С.А./











Календарно - тематический план

по основам мировых религиозных культур

(наименование учебного предмета)

на 2015 – 2016 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме


Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Основные виды деятельности обучающихся

1.

1

Россия - наша Родина. Духовный мир че­ловека. Культурные традиции и вечные ценности. Семейные ценности.

04.09.15г.


Пользоваться условными обозначениями учеб­ника. Вести учебный, межкультурный диалог. Различать способы и средства познания духовных традиций. Оценивать результаты своей работы на уроке и во внеурочной деятельности. Понимать значение духовных традиций народов России в жизни человека, семьи, общества. Осознавать ценность дружеских отношений между людьми.

2.

2

Культура и религия. Взаимосвязь культуры и религии. Влияние религии на культуру.


11.09.


Понимать значение понятий: религия, культура, ритуал, материальная культура и духовная культура. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысли­вать содержание прочитанного текста. Рассказывать об основных религиях, распростра­нённых на территории России; о взаимосвязи и вза­имовлиянии культуры, истории и религии, о предпосылках возникновения и нравственных основах мировых религий. Различать традиционные и нетрадиционные ре­лигии.

Сопоставлять особенности мировых и националь­ных религий. Определять религиозные основы отдельных явле­ний культуры. Выявлять в них общность и различие, приводить примеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

3.

3

Первые религии. Многобо­жие. Появление иудаизма как первой религии, основанной на вере в Единого Бога. Возник­новение христианства. Основы учения Иисуса Христа.

18.09.


Понимать значение понятий: пантеон, Завет, вера в Единого Бога, иудаизм, христианство, ислам, буд­дизм. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысли­вать содержание прочитанного текста.

Рассказывать о первых религиях, об истории воз­никновения иудаизма, христианства, ислама и буд­дизма. Определять нравственные основы традиционных религий. Работать с картой.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

4.

4

Религии мира и их основатели. Воз­никновение ислама. Возникно­вение буддизма. Основные ис­тины буддизма.

25.09.


5.

5

Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака. Что такое священные кни­ги.

02.10.15г.


Понимать значение понятий: Трипитака, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие, Коран. Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысли­вать содержание прочитанного текста.

Рассказывать о священных книгах буддизма, иуда­изма, христианства, ислама. Определять сходство этических постулатов свя­щенных книг религий мира. Совершенствовать умения в области коммуника­ции, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

6.

6

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Священные книги как обяза­тельная часть любой религии.

16.10.


7.

7

Хранители предания в религиях мира. Жрецы. Раввины в иудаизме. Христианские священнослужи­тели. Мусульманская община. Буддийская община.

23.10.


Понимать значение понятий: жрец, раввин, епи­скоп, священник, имам, лама. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысли­вать содержание прочитанного текста. Рассказывать о том, когда появились хранители предания; кто такие жрецы; какую роль в иудаизме играют раввины; об иерархии христианской церкви; об организации мусульманской общины; о буддистской сангхе и ламах. Сопоставлять полученные знания с личным жиз­ненным опытом, опытом других людей. Проверять себя и самостоятельно оценивать со­держание прочитанного текста.

8.

8

Добро и зло. Представление о происхож­дении добра и зла в разных религиях.

30.10.


Понимать значение понятий: добро, зло, грех, рас­каяние, воздаяние — в контексте религиозных тра­диций мира. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысли­вать содержание прочитанного текста. Рассказывать о причинах появления зла и воз­можностях его преодоления в контексте традиций буддизма, христианства, ислама и иудаизма. Соотносить понятия добра и зла с личным опы­том, опытом других людей.

Устанавливать связи полученных знаний со знаниями по литературному чтению и окружающему миру. Проверять себя и самостоятельно оценивать со­держание прочитанного текста.

9.

9

Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Сходство и различия представ­лений о добре и зле в разных религиях.

06.11.15г.


10.

10

Человек в религиозных традициях мира. Хри­стианские таинства. Соблюде­ние религиозных предписаний в иудаизме. Формы служения Богу, предписанные в Коране. Традиции буддизма.

13.11.


Понимать значение понятий: молитва, таинство, намаз, мантра. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысли­вать содержание прочитанного текста. Рассказывать об основных действиях верующего человека в религиозных традициях мира, о том, что делает верующий человек для общения с Богом, что такое молитва, таинство, намаз, мантра.

Приводить примеры религиозного поведения лю­дей из личного опыта и опыта других людей, из ли­тературных источников. Выражать позитивное ценностное отношение к по­ведению религиозных людей. Проверять себя и самостоятельно оценивать ре­зультаты учебной работы.

11.

11

Священные сооружения. Священные здания иу­даизма. Христианские храмы.

27.11.


Понимать значение понятий: синагога, церковь, мечеть, ступа, пагода. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысли­вать содержание прочитанного текста. Рассказывать о назначении и устройстве синагоги, христианской церкви, мечети, ступы и пагоды.

Выявлять общность и различия в устройстве и на­значении священных сооружений. Осознавать при нахождении в священных со­оружениях необходимость соблюдения правил по­ведения, принятых в соответствующей религиозной общине. Проверять себя и самостоятельно оценивать ре­зультаты учебной работы.

12.

12

Священные сооружения. Мечети. Буддийские священные сооружения

04.12.15г.


13.

13

Искусство в религиозной куль­туре христианства. Искусство в религиозной культуре исла­ма.

11.12.


Понимать роль искусства в религиозных культурах. Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысли­вать содержание прочитанного текста.

Рассказывать об общих особенностях искусства в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме. Устанавливать взаимосвязь особенностей религи­озного искусства с традициями веры. Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления взаимосвязи светского и религиозного искусства. Проверять себя и самостоятельно оценивать ре­зультаты учебной работы.

14.

14

Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддиз­ма.

18.12.


15.

15

Выполнение одного из зада­ний в рамках работы над празд­ничным проектом.

25.12.


Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы мировых религиозных куль­тур», о содержании учебного проекта и способах его реализации. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысли­вать содержание прочитанного текста. Обобщать и систематизировать знания; планиро­вать и корректировать самостоятельную работу.

Работать в группе. Представлять результаты коллективной или инди­видуальной работы; оценивать свою деятельность. Проверять себя и самостоятельно оценивать ре­зультаты учебной работы.

16.

16

Выполнение одного из зада­ний в рамках работы над празд­ничным проектом.

15.01.16г.


17.

17

Выбор веры князем Владими­ром. Православное христиан­ство в истории России. Другие христианские конфессии в Рос­сии.

22.01.


Рассказывать об основных этапах возникновения и развития православия и других религий в России, о том, как и почему на Руси выбрали христианскую веру, какую роль сыгралоправославие в истории Рос­сии, какую роль в истории России сыграли люди, ис­поведовавшие ислам, буддизм, иудаизм, католическую и протестантскую веру. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысли­вать содержание прочитанного текста. Работать в группе и представлять результаты кол­лективной работы. Комментировать иллюстративный ряд, соотно­сить текст с иллюстрациями. Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на за­данную тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать ре­зультаты учебной работы.

18.

18

Ислам в России. Иудеи в истории России. Распростране­ние буддизма в России.

29.01.


19.

19

Понятие ритуала. Возникнове­ние обрядов. Виды религиозных обрядов. Основные обряды хри­стианства. Основные обряды в исламе.

05.02.16г.


Понимать значение понятия «обряды». Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое обряды (ритуалы) и как они возникли; какими бывают обряды в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме. Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысли­вать содержание прочитанного текста.

Осознавать важность толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур. Совершенствовать умения в области коммуника­ции, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания. Проверять себя и самостоятельно оценивать ре­зультаты учебной работы.

20.

20

Основные обряды иуда­изма. Основные обряды буддизма.

12.02.


21.

21

Что такое паломничество. Па­ломничество в христианстве. Паломничество в исламе. Па­ломничество в иудаизме. Па­ломничество в буддизме.

19.02.


Понимать значение понятий: паломничество, ре­ликвии, мощи. Рассказывать о паломничестве в христианстве, ис­ламе, иудаизме, буддизме. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысли­вать содержание прочитанного текста. Осознавать этический смысл паломничеств и свя­тынь в религиозных традициях. Комментировать иллюстративный ряд, соотно­сить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать ре­зультаты учебной работы.

22.

22

Празд­ники иудаизма. Праздники хри­стианства.

04.03.16г.


Понимать культурно-исторический и этический смысл праздников традиционных религий России. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысли­вать содержание прочитанного текста.

Рассказывать о главных праздниках иудеев, хри­стиан, мусульман, буддистов. Осознавать важность толерантного отношения к праздникам и обычаям различных религиозных культур.

Работать в группе и представлять результаты кол­лективной работы. Комментировать иллюстративный ряд, соотно­сить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать ре­зультаты учебной работы.

23.

23

Праздники ислама. Праздники буддизма.

11.03.


24.

24

Принцип ценности человече­ской жизни как основополага­ющий принцип всех религий. Заповеди иудаизма и христи­анства.

18.03.


Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и христианства, о нравственном учении ислама, о буддийском учении о поведении человека. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысли­вать содержание прочитанного текста. Объяснять, что общее в учениях традиционных религий. Развивать ценностное отношение к собственным поступкам. Использовать знания, полученные на уро­ках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления нравственного содержания религий.

Проверять себя и самостоятельно оценивать ре­зультаты учебной работы.

25.

25

Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

25.03.


26.

26

Милосердие в различных ре­лигиях.


01.04.16г.


Объяснять нравственный смысл милостыни.

Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысли­вать содержание прочитанного текста. Рассказывать о традициях милосердия в иудаиз­ме, христианстве, исламе и буддизме, о том, как разные религии учат состраданию, милосердию и помощи людям. Понимать необходимость проявления милосердия в собственном поведении. Комментировать иллюстративный ряд, соотно­сить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать ре­зультаты учебной работы.

27.

27

Роль семьи в жизни челове­ка.

08.04.


Рассказывать о том, как традиционные религии России относятся к семье. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысли­вать содержание прочитанного текста. Понимать необходимость ответственного отноше­ния к семейным ценностям. Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности семьи в светской и религи­озной традиции.

Проверять себя и самостоятельно оценивать ре­зультаты учебной работы.

28.

28

Понимание долга, свободы, ответственности, труда в раз­ных религиях.

22.04.


Понимать значение понятий: долг, свобода, от­ветственность, труд — в контексте традиционных религий. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысли­вать содержание прочитанного текста. Использовать личный опыт, опыт других людей, знания, полученные на уроках по литературно­му чтению и окружающему миру, для осмысления ценности долга, ответственности, труда в светской и религиозных традициях. Проверять себя и самостоятельно оценивать ре­зультаты учебной работы.

29.

29

Этапы становления духовных традиций России. Любовь — ос­нова человеческой жизни. Служе­ние человека обществу, Родине.

29.04.


Рассказывать об исторических этапах становле­ния духовных традиций в России.

Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысли­вать содержание прочитанного текста. Объяснять значение духовных традиций народов России, важность их изучения и сохранения. Сопоставлять понятия «духовная традиция», «па­триотизм», «Отечество», «служение». Размышлять о духовном мире человека, о куль­турных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества. Проверять себя и самостоятельно оценивать ре­зультаты учебной работы.

30.

30

Традиционные религии Рос­сии. Понятие святыни в ре­лигиозной культуре. Святыни православия, иудаизма, ислама, буддизма: священные книги, культовые предметы и соору­жения.

06.05.16г.


Прогнозировать результаты работы на уроке.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использо­вать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших понятиях курса ОРКСЭ. Отвечать на вопросы по содержанию других моду­лей. Систематизировать и обобщать знания.

Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Писать сочинение. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

31.

31

Нравственность и мораль. За­поведи иудаизма, заповеди хри­стианства, нравственное учение ислама, нравственное учение буддизма.

13.05.


Прогнозировать результаты работы на уроке.

Осмыслять важнейшие нравственные понятия курса ОРКСЭ. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использо­вать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Систематизировать и обобщать знания, получен­ные на предыдущих уроках.

Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии в моральных законах разных народов России. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

32.

32

Семья как основа жизни че­ловека. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христи­анская семья. Семья в исламе. Семья в буддийской культуре.

20.05.


Прогнозировать результаты работы на уроке.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использо­вать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших семейных ценностях народов России. Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

33.

33

Труд в жизни человека и об­щества. Позитивное отношение к труду в религиозных культу­рах.

27.05.


Прогнозировать результаты работы на уроке.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использо­вать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать об отношении к труду и природе в различных религиях и светской этике. Системати­зировать и обобщать знания, полученные при из­учении курса ОРКСЭ. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

34.

34

Выполнение одного из зада­ний в рамках работы над празд­ничным проектом.

27.05.


Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы мировых религиозных куль­тур», о содержании учебного проекта и способах его реализации. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысли­вать содержание прочитанного текста. Обобщать и систематизировать знания; планиро­вать и корректировать самостоятельную работу.

Работать в группе. Представлять результаты коллективной или инди­видуальной работы; оценивать свою деятельность. Проверять себя и самостоятельно оценивать ре­зультаты учебной работы.



Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

34

0

0

0

0

выполнено






СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/Мажирина М.В. /

«25» августа 2015 г.



СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол №1 от «27 » августа 2015 г.

Руководитель ШМО

_____________ /Щербакова С.А./