Основы организации урока в условиях новой образовательной политики в Республике.
Сегодня Донецкая Народная Республика проходит этап становления. Этап становления проходит и образование, так как именно образование ответственно за воспитание нового подрастающего поколения республики.
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее качественную и успешную учебную и внеучебную деятельность, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться, т. е. овладением универсальными учебными умениями. Главной целью образования сегодня становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика
В период перехода школе необходимо определить понятие «качество образования» для его сохранения, своевременной коррекции образовательных процессов для сохранения показателей и появления положительных тенденций.
Вопрос повышения качества образования в настоящее время стал многоаспектным – политическим, экономическим, социальным, педагогическим, психологическим, этическим, научным и организационно-технологическим. Повышение качества образования не может быть достигнуто только за счет совершенствования контрольно-оценочного процесса; хотя без него это просто невозможно, но важно изменение в русле современных требований всех составляющих системы образования.
В нормативных документах Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики говорится о том, что Государственные образовательные стандарты ДНР должны быть положены в основу деятельности различных категорий работников образования, в том числе – сотрудников учреждений основного и дополнительного профессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования.
Новые Государственные образовательные стандарты – это залог нового качества образования, что в свою очередь влечет за собой новое качество жизни граждан Донецкой Народной Республики.
Концептуальные аспекты обеспечения качества в образовании в первую очередь связаны с созданием условий обучения:
• направленной на повышение качества политикой в области образования;
• ясно и однозначно установленными критериями, нормативами, стандартами качества образовательных продуктов;
• качественным уровнем учителей и школьников, качеством учебных программ и дидактических материалов, качественным уровнем материально-технической, социально-бытовой и информационной инфраструктуры образовательных учреждений;
• эффективными средствами воздействия на субъектов образовательного процесса, в том числе конкретными технологиями организации учебного и воспитательного процессов, методами оценки качества обучения;
• использованием современных средств и технологий объективного контроля качества образования;
• информатизацией образования (профессиональные базы данных, электронные учебники и библиотеки, повседневное использование телекоммуникаций в аудиторной и самостоятельной учебной работе);
• механизмами и инструментами управления и самоуправления образовательной деятельностью с позиций качества.
Важным результатом работы над Концепцией стандарта являются выводы о роли стандарта общего образования в реализации стратегических целей государства, определившие дальнейшие направления разработки:
1. Стандарт общего образования – инструмент построения гражданского общества, системообразующий ресурс социокультурной модернизации России, реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны.
2. Стандарт выступает средством: реализации целей образования в интересах личности, семьи, общества и государства;
обеспечения социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации;
реализации государственной политики в сфере образования (реализующей потребности семьи, общества и государства).
Не у всех вызывает симпатию словосочетание «государственная политика», некоторые предпочитают говорить о гражданской ответственности. Но это государственная политика, если рассматривать наше общество как гражданское и государство как инструмент защиты и исполнения интересов личности, семьи и общества.
Безусловно, инновационность стандарта отчетливо проявляется в тех функциях, которые в него заложены. Прежде всего, стандарт рассматривается как инструмент обеспечения баланса целей личности и государства в образовании. Это важнейший элемент гражданского общества, инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации.
К числу основных функций стандарта следует отнести:
обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в реализации посредством стандарта для каждого гражданина равных возможностей получения качественного образования, т.е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;
обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования и требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны сыграть стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных типов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового образования. Учебные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет обеспечить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно опереться при организации последующего обучения. Стандарт явится важнейшим фактором решения демографических и социальных проблем в условиях роста миграционной подвижности населения, основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т.п.;
обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
критерийно-оценочная функция проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты стандарта несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;
повышение объективности оценивания, реализация которой связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества образовательных результатов на основе критерийно ориентированного подхода к оцениванию и использованию системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.
Вместе с тем следует подчеркнуть важность определения в свете современных глобальных тенденций нового содержания общего образования и принципов его формирования. В данной связи перед разработчиками стоит масштабная задача – обеспечить повышение качества образования, его конкурентоспособность, доступность для всех граждан страны и более комфортные условия для всех участников образовательного процесса – учащихся, учителей, управленцев всех уровней. По сути, это то, что мы могли бы назвать укладом школьной жизни, новой культурой, образовательной средой школы. Основой построения содержательной составляющей стандарта явилось формирование «компетентности к обновлению компетенций» и стимулирование мотивации к обучению на разных этапах развития личности обучающихся.
Следует отметить следующие типичные недостатки оценивания деятельности учащихся на уроке при традиционном подходе:
во-первых, ориентация на оценку результата, а не на процесс его достижения. Процесс имеет важное значение: при оценке процесса можно проанализировать самостоятельную деятельность учащихся, их активность и другие показатели, играющие немаловажную роль в процессе обучения. То есть проведение оценки по принципу «правильно – неправильно».
во-вторых, ориентация на ЕГЭ и ГИА. Всё достаточно очевидно: уроки не должны быть посвящены только лишь решению тестовых заданий.
в-третьих, оценивание только предметных результатов (без оценки метапредметных и личностных).
Современный урок должен быть заранее спроектирован. Не стоит забывать, что главным субъектом урока являются учащиеся. Цель проектирования – спланировать содержание урока, определить цели, задачи, формы организации учебно-образовательного процесса, а также содержание педагогического взаимодействия. При планировании целей урока рекомендуется исходить из основных требований к результатам освоения основной образовательной программы, а также производить учёт планируемых результатов.
Любой урок (современный или традиционный) строится в соответствии с определенной структурой.
Содержание учебного процесса на уроке зависит от типа урока и методов.
Типы современных уроков в зависимости от цели:
1) уроки изучения нового материала.
2) уроки совершенствования знаний, умений и навыков.
3) уроки обобщения и систематизации изученного материала.
4) уроки контроля и оценки знаний, умений и навыков.
5) комбинированные уроки.
На уроке должны быть не только чётко определены цели учителя и учащихся, но и представленные цели должны быть согласованы между собой и с содержанием урока. Решение поставленных задач также должно быть согласовано с целями и направлено на их достижение. Цели должны быть конкретными, понятными и достижимыми. Современный урок отличается вариативностью приёмов сообщения цели. Например, сообщение цели в виде проблемного задания, постановка целей через показ конечных результатов урока, «ассоциативный ряд» и др. Первый этап современного урока характеризуется активным целеполаганием учащихся, учащимся должна быть понятна практическая значимость изучаемого материала, что повышает мотивацию к изучению. Стоит отметить, что добиться эффективности на данном этапе возможно при систематической организации целеполагания на уроке.
Обратим внимание на структурные элементы любого урока. В педагогической практике, как правило, выделяют следующие элементы:
организационный момент (направлен на подготовку учащихся к работе на уроке).
проверка выполнения домашнего задания (здесь следует проверять не только объём и правильность выполнения заданий, но и уровень осознанности).
подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний.
усвоение новых знаний и способов действий.
проверка понимания учащимися нового материала.
закрепление нового материала (важно, чтобы учащиеся умели воспроизводить основные идеи нового материала).
контроль, самопроверка, рефлексия.
подведение итогов урока.
информирование о домашнем задании, рекомендации по его выполнению.
Перечисленные структурные элементы являются примерными и могут быть изменены учителем в зависимости от цели урока, выбранных форм и методов.
Достижение поставленных целей и задач невозможно без перехода от предметоцентрированной модели образования:
к модели вариативного, личностно центрированного образования;
к партнерским отношениям между разными институтами социализации личности;
к открытой, развивающейся образовательной среде.
Для обеспечения качественного обновления образования необходимо четко определить существо и основные составляющие современных результатов образования. Отметим, прежде всего, что в настоящее время во многом изменился смысл самого понятия «образовательные результаты». Сегодня под образовательными результатами понимаются "приращения" в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Личностные ресурсы можно разделить на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, интересы, которые конкретизируются в мотивах деятельности), инструментальные, или операциональные (освоенные универсальные способы деятельности), когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки).
Интегральным (обобщенным) образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты образовательного процесса: личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся, метапредметные – инструментальных, предметные – в основном когнитивных.
Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты выражаются в освоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.
Таким образом, качество образования – это, прежде всего качество составных частей всей образовательной системы и ее субъектов, в том числе и системы управления. Столь важная категория, как качество образования, обязывает осмыслить феномен новой культуры управления в образовании, которую должны усвоить и руководители, и преподаватели, и обучающиеся. Проблема достижения качества связана с пониманием целевой функции образования и системным подходом к образованию на каждом уровне, рассматривается как деятельность по реализации целей организации и координации действий всех составляющих образовательной системы, образовательного процесса, субъектов и условий его осуществления, она непосредственно связана с качеством самой системы управления, являющейся многоаспектной и многофункциональной.
Существенно важно, чтобы создание и развитие систем управления качеством в учебных заведениях осуществлялось в тесной связи с совершенствованием преподавания и изучением вопросов управления качеством продукции и услуг, способствуя достижению синергетического эффекта в этой, по сути, единой работе.
На уроке, построенном в соответствии с ГОС НОО, педагог обучает учащихся осуществлять рефлексивные действия, необходимые для формирования умения понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности, корректировать процесс своего обучения, формулировать получаемые результаты. Для данного этапа урока эффективными являются рефлексивные вопросы, построенные по принципу незаконченного предложения. Можно отметить, что рефлексия может быть применена не только в конце урока, но и в начале.
При проектировании урока нельзя забывать о принципе здоровьесбережения. Помещение, оборудование должны соответствовать требованиям СанПин, должен быть соблюден воздушно-тепловой режим и др. Кроме того, важным является включение в урок физкультминуток и гимнастики для глаз с целью профилактики переутомления и нарушения осанки.
Разработку урока удобно представлять в виде такой формы планирования как технологическая карта, которая позволяет эффективно организовать учебный процесс, определить УУД, реализовать планируемые результаты.
Наиболее целесообразным является составление технологической карты в виде таблицы с учетом следующих разделов:
этапы урока (на каждом этапе рекомендуется определить цель и прогнозируемый результат);
планируемые результаты (предметные, личностные и метапредметные);
Деятельность учителя (например, создание эмоционального настроя, формулировка задания, организация самопроверки, оценивание и др.);
деятельность учащихся (например, ответы на вопросы, работа с карточками, проведение анализа, самопроверка и др.).
Технологическая карта позволяет описать алгоритм учебного процесса и технологию изучения темы, учесть необходимые условия. Кроме того, технологическая карта позволяет спланировать не только деятельность учителя на уроке, но и деятельность учеников. Проектирование современного урока с помощью технологической карты способствует осуществлению формирования результатов обучения осознанно.
Важным критерием современного урока является его результативность. Сюда можно отнести объём и прочность полученных на уроке знаний и умений, развитие познавательной активности учащихся.
Современный урок должен гармонично сочетать в себе учебную и творческую деятельность учащихся, урок должен быть направлен на самореализацию потенциала каждого ученика. Современный урок обязательно предполагает коммуникацию, это может быть работа в парах или группах, диалог учителя и ученика. Современный урок – это метапредметный урок, который способствует целостному восприятию мира.
Несмотря на применение различных новых подходов при организации урочной деятельности, не стоит забывать, что современный урок должен соответствовать ведущим дидактическим принципам:
Принципы непрерывности и преемственности направлены на непрерывный образовательный процесс учеников и преемственность между всеми ступенями образования.
Принцип целостности связан с формированием у учащихся обобщенного системного представления о мире, т.е. целостной картины мира.
Принцип научности означает не только представление научно достоверных фактов, но и формирование умений учеников определять необходимые способы решения, разрабатывать соответствующие методы.
Принцип гуманизации связан с ориентацией содержания урока на личностные и социально значимые проблемы. Урок, с точки зрения идеи гуманизации, включает в себя три блока: здоровье ребенка, культуру общения и психолого-педагогическую культуру учителя.
Принцип культуросообразности направлен на становление культурной, гражданской и личностной идентификации учащихся.
Современный педагог должен владеть различными схемами урока с целью успешного достижения разнообразных целей. Урок, построенный в соответствии с ГОС НОО, является многокомпонентным и направлен не только на усвоение предметных знаний, но и на достижение метапредметных результатов (формирование познавательных универсальных учебных действий). Построение такого урока возможно с помощью личностно-ориентированного подхода.
При личностно-ориентированном подходе главным является личность ребенка, её самоценность. Деятельность учителя на уроке направлена на развитие личностных качеств. Важное понятие в данном подходе - «Я – концепция», которая является системой представления человека о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность и взаимоотношения с другими людьми. Личностно-ориентированный подход на уроке предполагает обращение педагога к субъективному опыту учащихся.
Для современного урока характерно применение учебной ситуации, в которой ученики с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия и исследуют его в процессе совершения различных учебных действий.
Современный урок имеет гибкую структуру, которая позволяет раскрыть субъективный опыт учащихся. Важным моментом является включение заданий на выбор по форме или разному уровню сложности. Кроме того, современный урок необходимо строить с учётом дифференцированного подхода. Дифференциация индивидуальных особенностей учащихся может осуществляться по возрасту, здоровью, типу восприятия, уровню умения учиться, скорости усвоения информации или другим показателям. В связи с этим важным моментом является выбор учителем метода изучения той или иной темы, а также процесс его реализации в процессе обучения. Но при любом методе обучения урок необходимо строить таким образом, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся.
Интересным способом активизации познавательной деятельности является создание ситуации успеха на уроке. Ситуация успеха позволяет решить педагогу определённые задачи: сформировать у учащихся интерес и мотивацию к обучению, уверенность в своих силах, поддерживать психологическое здоровье учеников, положительную атмосферу в классе.
Также ситуация успеха на уроке позволяет ученикам проявлять инициативу, самостоятельно искать способы решения различных задач, не боясь ошибиться.
Таким образом, можно сформулировать еще одно отличие современного урока от традиционного: традиционный подход в педагогике связан с внешней стимуляцией действий учащихся, современный урок строится преимущественно таким образом, чтобы сформировать у учащихся внутреннюю мотивацию.
Некоторые этапы современного урока направлены на формирование внутренней мотивации ученика. Одна из проблем при формировании внутренней мотивации заключается в том, что в условиях избыточной информации у учащихся начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу. Для того чтобы преодолеть данный механизм защиты, учителю необходимо представлять информацию на уроке таким образом, чтобы вызвать удивление, восторг или интерес у учащихся, что позволит запомнить эту информацию. Эмоциональное воздействие позволяет сформировать более прочные знания. Также эффективным способом является предоставление учащимся возможности действовать самостоятельно (только при условии формирования у учащихся данного навыка). Педагогу необходимо развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса.
Кроме того, для современного урока характерно использование деятельностных методов и приёмов. Обратим внимание на другие возможные способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, к ним можно отнести:
работу в группах или парах;
дидактические игры;
творческие задания;
задания поискового и исследовательского характера;
мозговые штурмы;
дискуссии;
приёмы критического мышления и другие.
С целью создания положительной атмосферы в классе следует исключить прямые оценки личности самого ученика, а также помочь снять страх перед уроком. Также важен индивидуальный подход, который предполагает конструирование урока в соответствии с личностными потребностями и интересами ученика.
Урок, разработанный в соответствии с современными образовательными требованиями, носит интерактивный характер в отличие от линейного урока, на котором, как правило, используются фронтальные методы работы с классом. Интерактивное обучение предполагает развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Развитие коммуникативных навыков наиболее эффективно при использовании групповой формы обучения. Помимо интерактивного обучения современный урок может строиться с учетом применения и других образовательных технологий. Среди них следуют выделить:
технологию решения исследовательских задач;
технологию развивающего обучения;
технологию проблемного обучения;
технологию деятельностного метода;
проектную технологию;
технологию развития критического мышления.
Таким образом, можно подвести итог: современный урок – это многокомпонентный урок, отвечающий качественным характеристикам современного образования; это урок, построенный с учётом дифференцированного подхода, законов культуры общения и психологии обучения. Деятельность на уроке направлена на личность ученика, процесс строится на основе партнёрских отношений учителя и ученика, их взаимодействия. На современном уроке происходит обучение учащихся механизмам самоорганизации собственной деятельности по поиску информации и знаний. Современный урок отличается гармоничным сочетанием учебной и творческой деятельности учащихся.
План современного урока строится по качественно определённому направлению, а именно: «удивление» - «интерес» – «познание» – «открытие» – «рефлексия», что является стратегией современного занятия.