МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Калининский техникум агробизнеса»
| Утверждаю Директор ГАПОУ СО «КТА» ____________________/__________/ ФИО приказ № ___ от «___»_____ 20__ г приказ № ___ от «___»_____ 20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы предпринимательской деятельности»
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальности технического профиля:
35.02.16. «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
на базе основного общего образования,
с получением среднего общего образования.
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № __ от _____________ 201__ г.
.
СОГЛАСОВАНО зам. директора по учебной работе Е. В. Пшеничникова «____» _______ 20___г. _______________/_________________/ «_______»_____________20__ г. _______________/_________________/ «_______»_____________20__ г. _______________/_________________/ «_______»_____________201___ г. _______________/_________________/ «_______»_____________20___ г. | Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОСа по профессии 35.02.16.»Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» и ФГОСа СОО от 17 мая 2012г. с изменениями: от 29 декабря 2014г., от 31 декабря 2015г., от 29 июня 2017г. |
ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательного цикла Протокол №___, дата «____» _______________201__ г. Председатель комиссии О.В. Дидык Протокол №__, дата «___»________201___ г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________201___ г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________201__ г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________201__ г. Председатель комиссии ________/________/ |
Составители (авторы): Пенкина Н.Н. мастер производственного обучения |
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ 12
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» предназначена для изучения нормативно-правовых, экономических и организационных вопросов становления, организации и ведения предпринимательской деятельности в условиях российской экономики в ГАПОУ СО «КТА», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии, или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и с учётом примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от №2/16-з от 28 июня 2016 г.).
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с техническим и естественнонаучным профилем профессионального образования.
Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования общественных наук, дополнительной по выбору обучающихся, из предложенных образовательным учреждением.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый.
В то же время учебная дисциплина «Основы предпринимательской деятельности» для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» имеет межпредметную связь с учебными дисциплинами – математикой, информатикой, обществознанием, историей, основами экономики, менеджмента и маркетинга, правовыми основами профессиональной деятельности, охраной труда.
Изучение учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» завершается промежуточной аттестацией в форме зачета с оценкой (дифференциального зачета) в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета №18 «Кабинет мультимедийных технологий в профессиональной деятельности»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине «Основы предпринимательской деятельности»
Технические средства обучения:
- компьютер (ноутбук) с выходом в Интернет;
- мультимедиа;
- калькулятор.
Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники
Основы экономики и предпринимательства Л.Н. Череданова, Москва, Академия, 2016г.
Основы бизнеса. Рубин Ю.Б. , Ягодкина И.А. Учебно-практическое пособие М, 2014.
Мусская И.А. Самые знаменитые предприятия России. М, 2014.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебное пособие. Минск, 2014.
Гражданский Кодекс РФ (ст. 48-106.6), ч. I от 30.11.1994 г. № 51-Ф.3.
О государственной регистрации юридических лиц: Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 129-Ф.3.
Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. М, 2014.
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
Техника отбора и найма персонала А.Л. Никишина. Электронное учебное пособие ©
ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», 2016
Дополнительные источники:
В.Ю.Буров /Основы предпринимательства: учебное пособие /. – Чита.:…, 2017.
Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: Новости, 2017.
Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения: Учебно-практическое пособие. – М.: Ось-89, 2017.
Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2016.
Батлер Д. Бизнес-планирование. Что нужно для успешного начала собственного дела. – СПБ.: Питер, 2017.
Блинов А.О., Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. – М., 2016.
Интернет-ресурсы:
http://www.nalog.ru/ – официальный сайт МНС РФ
https://www.nalog.ru/rn64/apply_fts – Сайт межрайонной инспекции МНС России по Саратовской области
www.pravo.gov.ru (Официальный интернет-портал правовой информации)
www.pfrf.ru – (Пенсионный фонд РФ)
https://www.cbr.ru/ – (Центральный банк РФ).
https://www.notariat.ru/ru-ru/ – (Федеральная нотариальная палата)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
− формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
– сформированность правового осмысления окружающей жизни, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также правового сознания;
− готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере предпринимательства;
− готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей;
− готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни;
− выбор успешных стратегий поведения в различных ситуациях предпринимательской деятельности;
− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные правовые конфликты;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере предпринимательского права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию правового поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;
– сформированность правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, осознании себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
– освоение системы знаний о предпринимательстве как науке, о принципах, нормах, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности;
– владение умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний для решения практических задач в предпринимательской сфере;
– умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика и т. д.);
– способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства;
– знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
– умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.
– способность и готовность к сознательному и ответственному действию в сфере предпринимательских отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
– понимание места и роли России в современной мировой экономике;
И сформировать общую компетенцию:
ОК11 Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Всего часов | 39 |
Всего часов во взаимодействии с преподавателем | 39 |
в том числе: | |
практические занятия | 3 |
контрольные работы | 0 |
Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающегося (всего) | 0 |
в том числе: | |
Реферат Доклад Индивидуальный проект | 0 0 0 |
Промежуточная аттестация в форме зачета с оценкой (дифференцированного зачета) | 1 |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение: | Предмет и задачи курса | 1 | 1 |
Тема 1 «Становление предпринимательства» | | 6 | |
Понятие и сущность предпринимательства. | 1 | 2 |
История развития предпринимательства в России. | 1 | 2 |
Виды предпринимательской деятельности. | 1 | 2 |
Организационно - правовые формы предпринимательства. | 1 | 2 |
Понятие об индивидуальной предпринимательской деятельности. | 1 | 2 |
Малое предпринимательство | 1 | 2 |
Тема 2. «Производство товаров и услуг как основа предпринимательства» | | 6 | |
Понятие о предпринимательской идее. | 1 | 2 |
Технология принятия решений. Понятие о бизнес-планах. | 1 | 2 |
Проект создания собственного дела. | 1 | 2 |
Стратегия и тактика поведения на рынке. | 1 | 2 |
Понятие об информационных технологиях в предпринимательстве, основные функции информационных технологиях в предпринимательской деятельности, основные программы, используемые в бизнесе. | 1 | 2 |
Практическая работа: «Моя бизнес – идея» | 1 | 2 |
Тема 3. «Барьеры в предпринимательской деятельности» | | 7 | |
Понятие о рисках в предпринимательской деятельности. Виды рисков | 1 | 2 |
Государственное регулирование предпринимательства. Позитивные и негативные вмешательства государства в экономику | 1 | 2 |
Понятие о конкуренции. Формы рыночной конкуренции. | 1 | 2 |
Кредит как часть личного финансового плана. Типичные ошибки при использовании кредита. | 1 | 2 |
Понятие об издержках производства и реализации продукции. Себестоимость продукции. | 1 | 2 |
Налоги: понятие, цели и принципы налогообложения. | 1 | 2 |
Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя | 1 | 2 |
Тема 4. «Прибыль как цель предпринимательства» | | 6 | |
Прибыль как один из основных показателей успешности предприятия. | 1 | 2 |
Внутренние и внешние источники финансирования предприятия. | 1 | 2 |
Основные показатели деятельности предприятия | 1 | 2 |
Отчетность предприятия: налоговая, управленческая, финансовая, внутренняя. | 1 | 2 |
Бухгалтерский отчет. Виды бухгалтерской отчетности на предприятии. | 1 | 2 |
Практическая работа: Расчёт стартового капитала для своего бизнеса. | 1 | 2 |
Тема 5. «Составляющие успешности предпринимательской деятельности» | | 5 | |
Понятие о менеджменте | 1 | 2 |
Понятие о маркетинге | 1 | 2 |
Личность предпринимателя | 1 | 2 |
Понятие о рекламе | 1 | 2 |
Понятие о таргетинговой рекламе | 1 | 2 |
Тема 6. «Мотивация предпринимательской деятельности» | | 7 | |
Понятие о предпринимательском праве, правовая грамотность предпринимателя. | 1 | 2 |
Нормы и источники права. | 1 | 2 |
Обучение предпринимательству в зарубежных странах. | 1 | 2 |
Самоменеджмент в деятельности предпринимателя. | 1 | 2 |
Основные цели самоменеджмента. | 1 | 2 |
Мотивация в деятельности предпринимателя. | 1 | 2 |
Практичкеская работа: Дидактическая игра «Прибыльная идея» | 1 | 2 |
Зачет с оценкой (дифференцированный зачёт) | Итоговое занятие | 1 | |
| ИТОГО: | 39 | |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе фронтального опроса, тестирования, а также выполнения студентами контрольных заданий, индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»: формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, осознании себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей; освоение системы знаний о предпринимательстве как науке, о принципах, нормах, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности; | Оперативный контроль в форме: индивидуальный устный опрос; фронтальный устный опрос; оценка практических занятий; |
владение умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний для решения практических задач в предпринимательской сфере; – умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика и т. д.); | Оперативный контроль в форме: оценки практических занятий; тестового контроля; устного индивидуального и фронтального опроса. |
способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире. способность и готовность к сознательному и ответственному действию в сфере предпринимательских отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности. понимание места и роли России в современной мировой экономике; | Оперативный контроль в форме: индивидуальный устный опрос; фронтальный устный опрос; оценка практических занятий; |
| Итоговый контроль: - дифференцированный зачёт. |
5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебной дисциплины
№ п/п | Наименование разделов и тем | Объём часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Тема 1 «Становление предпринимательства» | 6 |
3 | Тема 2. «Производство товаров и услуг как основа предпринимательства» | 6 |
4 | Тема 3. «Барьеры в предпринимательской деятельности» | 7 |
5 | Тема 4. «Прибыль как цель предпринимательства» | 6 |
6 | Тема 5. «Составляющие успешности предпринимательской деятельности» | 5 |
7 | Тема 6. «Мотивация предпринимательской деятельности» | 7 |
8 | Зачёт с оценкой (дифференцированный зачет) | 1 |
7