Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Рязанский технологический колледж»
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОП.08. Основы проектирования баз данных
по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
2019 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ЦМК информационных технологий протокол № ____ от « ___ » ________ 20 ___ г. Председатель _________ Ю.Б. Щенева | | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе « ___ » ________ 20 ___ г. __________ Н.В. Чекурова |
Разработчик:
Еременко Лариса Евгеньевна, преподаватель высшей квалификационной категории ОГБПОУ «РТК»
Рецензенты:
C.А. Бубнов – к.ф-м.н., доцент кафедры ВПМ РГРТУ
Ю.Б. Щенева, магистр математики, преподаватель высшей квалификационной категории ОГБПОУ «РТК»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08. Основы проектирования баз данных
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы проектирования баз данных» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, утвержденным приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 9.12.2016 г. № 1547.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина является обязательной и входит в общепрофессиональный учебный цикл (ОП.00).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
проектировать реляционную базу данных;
использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основы теории баз данных;
модели данных;
особенности реляционной модели и проектирование баз данных;
изобразительные средства, используемые в ER- моделировании;
основы реляционной алгебры;
принципы проектирования баз данных;
обеспечение непротиворечивости и целостности данных;
средства проектирования структур баз данных;
язык запросов SQL.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы | Объём часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 152 |
Объём работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем | 140 |
в том числе | |
лекции | 48 |
практические занятия | 90 |
резерв учебного времени | 2 |
аттестация в форме экзамена | 8 |
Самостоятельная работа | 4 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08. Основы проектирования баз данных
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Основы теории баз данных | | 14 |
Тема 1.1. Основные понятия теории баз данных | | Базы данных и информационные системы. Основные определения. Предметная область. Л | 2 |
| Системы управления базами данных (СУБД). Функции СУБД. Классы СУБД. Л | 2 |
Тема 1.2. Модели данных | | Понятие модели данных. Виды моделей данных и их особенности. Л | 2 |
| Основные объекты баз данных в MS Access: таблицы. ПЗ | 2 |
| Основные объекты баз данных в MS Access: формы. ПЗ | 2 |
| Основные объекты баз данных в MS Access: запросы. ПЗ | 2 |
| Основные объекты баз данных в MS Access: отчеты. ПЗ | 2 |
Раздел 2. Концепции проектирования баз данных | | 8 |
Тема 2.1. Жизненный цикл базы данных | | Этапы жизненного цикла базы данных. Этапы проектирования базы данных. Л | 2 |
Тема 2.2. Концептуальное проектирование базы данных | | Концептуальное проектирование базы данных. ER-модель. Сущности. Атрибуты. Ключи. Связи между сущностями. Изобразительные средства ER-моделирования. Л | 2 |
| Разработка концептуальной модели базы данных. ПЗ | 2 |
| | Разработка концептуальной модели базы данных. ПЗ | 2 |
Раздел 3. Реляционная модель данных | | 20 |
Тема 3.1. Основные понятия реляционной модели | | Реляционная модель. Основные понятия: отношения, ключи. Л | 2 |
| Основные понятия реляционной алгебры. Операции реляционной алгебры. Л | 2 |
Тема 3.2. Логическое проектирование базы данных | | Логическое проектирование базы данных. Преобразование сущностей и атрибутов. Преобразование связей. Л | 2 |
| Разработка логической модели базы данных. ПЗ | 2 |
Тема 3.3. Нормализация отношений | | Избыточность данных. Исключение аномалий из отношений. Л | 2 |
| Понятие нормализации. Нормальные формы. Л | 2 |
| Нормализация отношений базы данных. ПЗ | 2 |
| Нормализация отношений базы данных. ПЗ | 2 |
Тема 3.4 Физическое моделирование базы данных | | Физическое моделирование базы данных. Проектирование модели с помощью ERWin. Л | 2 |
| Разработка физической модели средствами ERWin. ПЗ | 2 |
Раздел 4. Проектирование структур баз данных средствами Microsoft Access | | 96 |
Тема 4.1. Общие особенности СУБД MS Access | | Назначение СУБД MS Access. Основные объекты MS Access. Типы данных. Л | 2 |
| Физическое проектирование базы данных. ПЗ | 2 |
Тема 4.2. Создание базы данных средствами MS Access | | Создание таблиц. Режимы работы с таблицей. Организация связей между таблицами. Определение условий целостности данных. Л | 2 |
| Физическая реализация базы данных в MS Access. ПЗ | 2 |
Тема 4.3. Разработка запросов в MS Access | | Понятие запроса. Виды запросов. Конструктор запросов. Создание запросов. Л | 2 |
| Создание простых запросов. ПЗ | 2 |
| Создание запросов с использованием групповых операций. ПЗ | 2 |
| Создание запросов с использованием групповых операций. ПЗ | 2 |
| Создание запросов изменения данных. ПЗ | 2 |
| | Создание запросов изменения данных. ПЗ | 2 |
Тема.4.4. Разработка SQL-запросов | | Основные понятия языка SQL. Синтаксис операторов, типы данных. Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL. Сортировка и группировка данных в SQL. Л | 2 |
| Создание, модификация и удаление таблиц. Операторы манипулирования данными. Л | 2 |
| Разработка SQL-запросов. ПЗ | 2 |
| Разработка SQL-запросов. ПЗ | 2 |
Тема 4.5. Разработка форм в MS Access | | Форма как основной инструмент организации интерфейса пользователя базы данных. Основные элементы форм. Свойства элементов формы. Структура формы. Л | 2 |
| Разработка простейших форм ввода данных. ПЗ | 2 |
| Разработка простейших форм ввода данных. ПЗ | 2 |
| Разработка форм навигации. ПЗ | 2 |
| Редактирование форм с помощью конструктора. ПЗ | 2 |
| Составные формы. Многотабличные формы. Подчиненные формы. Формы на основе запросов. Л | 2 |
| Использование подчиненных форм. ПЗ | 2 |
| Использование подчиненных форм. ПЗ | 2 |
| Вычисления в формах. Вычисления для каждой записи. Итоговые вычисления. Л | 2 |
| Разработка форм с вычисляемыми полями: вычисления в каждой записи. ПЗ | 2 |
| Разработка форм с вычисляемыми полями: итоговые вычисления. ПЗ | 2 |
| Ограничение доступа к данным через форму. Программное управление объектами формы. Л | 2 |
| Программное управление объектами формы. ПЗ | 2 |
| Программное управление объектами формы. ПЗ | 2 |
| Защита данных в формах. ПЗ | 2 |
Тема 4.6. Разработка отчетов в MS Access | | Понятие отчета. Режимы работы с отчетом. Структура отчета. Основные элементы отчетов. Л | 2 |
| Создание простых отчетов. ПЗ | 2 |
| Создание простых отчетов. ПЗ | 2 |
| Вычисления в отчете. Группировка данных в отчете. Многотабличные отчеты. Отчеты на основе запросов. Л | 2 |
| Создание отчетов с вычислениями и группировкой. ПЗ | 2 |
| Создание отчетов с вычислениями и группировкой. ПЗ | 2 |
| Создание отчетов на основе запросов. ПЗ | 2 |
Тема 4.7. Разработка приложений с использованием макросов | | Макросы и макрокоманды. Использование макрокоманд в формах. Организация выполнения макросов. Л | 2 |
| Разработка форм поиска данных. ПЗ | 2 |
| Разработка форм анализа данных. ПЗ | 2 |
| Разработка форм анализа данных. ПЗ | 2 |
| Фильтрация данных отчета с помощью макрокоманд. ПЗ | 2 |
| Автоматизация действий с помощью макросов. ПЗ | 2 |
| Автоматизация действий с помощью макросов. ПЗ | 2 |
Тема 4.8. Разработка интерфейса для управления базой данных | | Диалоговое окно входа в приложение. Главная форма управления приложением. Л | 2 |
| Разработка формы идентификации пользователя. ПЗ | 2 |
| Разработка формы справки. ПЗ | 2 |
| Разработка главной формы приложения. ПЗ | 2 |
| Разработка главной формы приложения. ПЗ | 2 |
| Резерв учебного времени | 2 |
| Аттестация в форме экзамена | 8 |
| Самостоятельная работа | 4 |
| Объем образовательной программы: | 152 |
3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математических дисциплин, лаборатории программирования и баз данных.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы проектирования баз данных».
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
посадочные места по количеству учащихся, причем каждое рабочее место оборудовано персональным компьютером (компьютеры объединены в локальную сеть);
рабочее место преподавателя;
учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы проектирования баз данных».
Технические средства обучения:
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
проекционная аппаратура, управляемая компьютером;
компьютерные программы тестирования;
комплект методических указаний для выполнения практических заданий по дисциплине;
презентационный материал.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1 Печатные издания:
Агальцов В.П. Базы данных. Учебник. В 2-х книгах. Книга 1: Локальные базы данных. – М.: Форум, 2018.
Бекаревич Ю. Б. Самоучитель Microsoft Access 2016 / Ю.Б. Бекаревич, Н. В. Пушкина. – СПб.: БХВ-Петербург, 2017.
Илюшечкин В.М. Основы использования и проектирования баз данных. Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2016.
Основы проектирования баз данных: учеб. пособие / О.Л. Голицына, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2018.
Советов Б.Я., Цехановский В.В., Чертовской В.Д. Базы данных. Учебник для прикладного бакалавриата. – М.: Юрайт, 2018.
Стружкин Н.П., Годин В.В. Базы данных: проектирование. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016.
Федорова Г.Н. Разработка, администрирование и защита баз данных. Учебник. – М.: Академия, 2018.
Шустова Л.И., Тараканов О.В. Базы данных. Учебник. – М.: Инфра-М, 2017.
3.2.2 Дополнительные источники:
Агальцов В.П. Базы данных. Учебник. В 2-х книгах. Книга 2: Распределенные и удаленные базы данных. – М.: Форум, 2018.
Гурвиц Г. Microsoft Access 2010. Разработка приложений на реальном примере. Спб.: БХВ-Петербург, 2011.
Кренке Д. Теория и практика построения баз данных – Спб.: Питер, 2012.
Кузнецов С.Д. Основы современных баз данных. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Леонтьев В.П. Office 2016. Новейший самоучитель. – М.: Эксмо, 2016.
Сеннов А. Access 2010. Учебный курс. — СПб.: Питер, 2010.
Хомоненко А., Цыганков В., Мальцев М. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений. – М.: КОРОНА-принт, 2011.
3.2.3 Интернет-ресурсы:
Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Офиц. сайт]. URL: http://window.edu.ru (дата обращения: 19.08.2019).
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Офиц. сайт]. URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 20.08.2019).
Видеоуроки Microsoft Access – База данных Access [Электронный ресурс]. URL: https://accesshelp.ru/videouroki-microsoft-access/ (дата обращения: 02.09.2019).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08. Основы проектирования баз данных
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Критерии оценки | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки | |
Проектировать реляционную базу данных. | Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента). Оценка выполнения практического задания |
Использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных. | Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента). Оценка выполнения практического задания. |
Знания: | |
Основы теории баз данных. | Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента). Оценка выполнения практического задания. |
Модели данных. | Подготовка и выступление с докладом, презентацией, внеаудиторная самостоятельная работа. |
Особенности реляционной модели и проектирование баз данных. | Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента). Подготовка и выступление с докладом, внеаудиторная самостоятельная работа. |
Изобразительные средства, используемые в ER-моделировании. | Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента). |
Основы реляционной алгебры. | Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента). Устный и письменный опрос; тестирование; подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией |
Принципы проектирования баз данных. | Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента). |
Обеспечение непротиворечивости и целостности данных. | Оценка выполнения практического задания |
Средства проектирования структур баз данных. | Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента). |
Язык запросов SQL. | Оценка выполнения практического задания |
Итоговый контроль освоения дисциплины | Экзамен |
5