СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы программирования на языке Pascal

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение основных операторов языка программирования Pascal, ознакомиться со структурой программы и с правилами программирования, научиться создавать простые программы на языке Pascal. Развитие алгоритмического мышления, навыков работы на компьютере, познавательных интересов, памяти, внимания, самостоятельности при работе. Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, аккуратности, усидчивости, уверенности в своих силах при решении задач.

Просмотр содержимого документа
«Основы программирования на языке Pascal»

Основы программирования на языке Pascal Темирова З.А. МКОУ СОШ №3 им. Иса Хуадонти  с. Чикола

Основы программирования на языке Pascal

Темирова З.А.

МКОУ СОШ №3 им. Иса Хуадонти

с. Чикола

Язык назван в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля, который создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа.

Язык назван в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля, который создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа.

Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в 1968—1969 годах. Он был опубликован в 1970 году как небольшой и эффективный язык, чтобы способствовать хорошему стилю программирования, использовать структурное программирование и структурированные данные.

Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в 1968—1969 годах. Он был опубликован в 1970 году как небольшой и эффективный язык, чтобы способствовать хорошему стилю программирования, использовать структурное программирование и структурированные данные.

Имя файла Закрывающая кнопка Номер окна Кнопка масштабирования Полосы прокрутки Номер редактируемой строки Номер позиции в строке

Имя файла

Закрывающая кнопка

Номер окна

Кнопка масштабирования

Полосы прокрутки

Номер редактируемой строки

Номер позиции в строке

Меню File предназначено для выбора режима работы с файлами: формирование нового файла (New) открытие старого файла (Open), записанного на диске сохранение содержимого активной рабочей области в файле с текущим именем (Save) или с другим именем (Save as) смена текущего каталога (change dir), с которого считываются файлы завершение работы в интегрированной среде (Exit)

Меню File предназначено для выбора режима работы с файлами:

  • формирование нового файла (New)
  • открытие старого файла (Open), записанного на диске
  • сохранение содержимого активной рабочей области в файле с текущим именем (Save) или с другим именем (Save as)
  • смена текущего каталога (change dir), с которого считываются файлы

завершение работы в интегрированной среде (Exit)

Меню E d it предназначено для выбора режима создания и редактирования текста программ

Меню E d it предназначено для выбора режима создания и редактирования текста программ

В меню Search собраны режимы, выполняющие поиск объектов программы по заданным параметрам

В меню Search

собраны режимы, выполняющие поиск объектов программы по заданным параметрам

Меню Run предназначено для выбора режима выполнения программ

Меню Run предназначено

для выбора режима выполнения программ

Меню Compile позволяет задать способ компиляции и компоновки составных частей программы

Меню Compile позволяет

задать способ компиляции и компоновки составных частей программы

Меню Debug выполняется настройка отладчика, в частности выбор переменных, значения которых выводятся в окно наблюдения

Меню Debug выполняется настройка отладчика, в частности выбор переменных, значения которых выводятся в окно наблюдения

Меню Tools позволяет обращаться к ассемблеру и отладчику

Меню Tools позволяет обращаться к ассемблеру и отладчику

Меню Options производится установка режимов работы компонентов интегрированной системы

Меню Options производится установка режимов работы компонентов интегрированной системы

Меню Windows производится установка текущей активной рабочей области и способа отображения содержимого рабочей области (их может быть несколько, то есть одновременно можно открыть несколько программ)

Меню Windows производится установка текущей активной рабочей области и способа отображения содержимого рабочей области (их может быть несколько, то есть одновременно можно открыть несколько программ)

Меню Help можно обратиться к встроенной справочной системе

Меню Help можно обратиться к встроенной справочной системе

Program Имя программы; Uses  Подключаемые библиотеки (модули); Label Список меток основной программы; Const Введение констант; Type Описание новых типов; Var Описание переменных; Определение процедур; Определение функций; Begin   Тело основной программы; End .

Program Имя программы;

Uses Подключаемые библиотеки (модули);

Label Список меток основной программы;

Const Введение констант;

Type Описание новых типов;

Var Описание переменных;

Определение процедур;

Определение функций;

Begin

Тело основной программы;

End .

Константы – это данные, значения которых в процессе выполнения программы не могут изменяться. Константы вводятся в блоке const:   const    a=5;    b=1E-3/a;    c=’значение неизвестно’; В общем виде: имя константы = выражение;

Константы – это данные, значения которых в процессе выполнения программы не могут изменяться.

Константы вводятся в блоке const:

const

a=5;

b=1E-3/a;

c=’значение неизвестно’;

В общем виде:

имя константы = выражение;

Переменные – это данные, которые могут изменяться в процессе выполнения программы. Переменные имеют имя, тип и значение. Описание переменных происходит в блоке var:   var    a: integer;    b: real;    c: char; В общем виде: имя переменной: тип переменной;

Переменные это данные, которые могут изменяться в процессе выполнения программы.

Переменные имеют имя, тип и значение.

Описание переменных происходит в блоке var:

var

a: integer;

b: real;

c: char;

В общем виде:

имя переменной: тип переменной;

Некоторые простые типы: 1. Целые  типы  (ShortInt, Integer, LongInt, Byte, Word). 2. Вещественные  типы  (Real, Single, Double, Extended, Comp). 3. Логический (Boolean). 4. Символьный (Char). 5. Строковые  типы  (String, String [n]).

Некоторые простые типы:

1. Целые типы (ShortInt, Integer, LongInt, Byte, Word).

2. Вещественные типы (Real, Single, Double, Extended, Comp).

3. Логический (Boolean).

4. Символьный (Char).

5. Строковые типы (String, String [n]).

Тип Byte Диапазон ShortInt Формат 0..255 Беззнаковый − 128..127 Размер в байтах SmallInt 1 Знаковый − 32768..32767 Word 1 Знаковый 0..65535 Integer 2 Беззнаковый -32768..32767 Cardinal Знаковый 2 LongWord =LongWord 2 0..4294967295 Беззнаковый LongInt Беззнаковый − 2147483648..2147483647 4 Int64 QWord − 9223372036854775808..9223372036854775807 4 Знаковый Знаковый 0..18446744073709551615 4 8 Беззнаковый 8

Тип

Byte

Диапазон

ShortInt

Формат

0..255

Беззнаковый

− 128..127

Размер в байтах

SmallInt

1

Знаковый

− 32768..32767

Word

1

Знаковый

0..65535

Integer

2

Беззнаковый

-32768..32767

Cardinal

Знаковый

2

LongWord

=LongWord

2

0..4294967295

Беззнаковый

LongInt

Беззнаковый

− 2147483648..2147483647

4

Int64

QWord

− 9223372036854775808..9223372036854775807

4

Знаковый

Знаковый

0..18446744073709551615

4

8

Беззнаковый

8

Тип Real/Double Диапазон Количество значащих цифр зависит от платформы Real48 Single   ???   ??? Размер в байтах Extended 1.5E-45..3.4E38 8 11-12 Comp 6 7-8 1.9E-4932..1.1E4932 19-20 4 − 2E64+1..2E63-1 Currency 10 19-20 − 922337203685477.5808..922337203685477.5807 8 19-20 8

Тип

Real/Double

Диапазон

Количество значащих цифр

зависит от платформы

Real48

Single

  ???

  ???

Размер в байтах

Extended

1.5E-45..3.4E38

8

11-12

Comp

6

7-8

1.9E-4932..1.1E4932

19-20

4

− 2E64+1..2E63-1

Currency

10

19-20

− 922337203685477.5808..922337203685477.5807

8

19-20

8

переменная := выражение; Общий вид: Может быть: константой, переменной, элементом массива, арифметическим или логическим выражением. Может быть: переменной, элементом массива, полем записи и др. Не может быть: константа, выражение. Работа оператора : если справа стоит выражение, то сначала вычисляется его значение, а затем это значение пересылается в переменную стоящую слева.

переменная := выражение;

Общий вид:

Может быть: константой, переменной, элементом массива, арифметическим или логическим выражением.

Может быть: переменной, элементом массива, полем записи и др.

Не может быть: константа, выражение.

Работа оператора : если справа стоит выражение, то сначала вычисляется его значение, а затем это значение пересылается в переменную стоящую слева.

Арифметические выражения – это конструкции, содержащие данные, знаки математических операций, математические функции. Название Знак Сложение Вычитание + Тип операндов - Тип результата Целое , вещ . Умножение Целое вещ . Пример Деление Целое , вещ . * Целое вещ . / Целое частное от деления Целое , вещ . 12.5 + 3 { =15.5} Целое вещ . Целое вещ . 15.5 - 3 {=12.5} 15 - 3 {=12} div Целый остаток от деления вещ . mod целое 3.5*2 {=7.0} 3*2 {=6} 3/5 {=0.6} целое целoе цел o е 3 div 5 {=0} 3 mod 5 { =3 }

Арифметические выражения – это конструкции, содержащие данные, знаки математических операций, математические функции.

Название

Знак

Сложение

Вычитание

+

Тип

операндов

-

Тип результата

Целое , вещ .

Умножение

Целое вещ .

Пример

Деление

Целое , вещ .

*

Целое вещ .

/

Целое частное от деления

Целое , вещ .

12.5 + 3 { =15.5}

Целое вещ .

Целое вещ .

15.5 - 3 {=12.5}

15 - 3 {=12}

div

Целый остаток

от деления

вещ .

mod

целое

3.5*2 {=7.0}

3*2 {=6}

3/5 {=0.6}

целое

целoе

цел o е

3 div 5 {=0}

3 mod 5 { =3 }

Оператор ввода: read ( список переменных ) ; Оператор вывода: write  (‘ сообщение ’ , список переменных ) ; Отличие операторов read  и  write  от операторов readln  и writeln  состоит в том, что после выполнения операторов readln  и writeln  курсор переводится на новую строку.

Оператор ввода:

read ( список переменных ) ;

Оператор вывода:

write (‘ сообщение , список переменных ) ;

Отличие операторов read и write от операторов readln и writeln состоит в том, что после выполнения операторов readln и writeln курсор переводится на новую строку.

Для реализации ветвления можно использовать условный оператор: if  условие  then   begin    оператор ; …   end   else   begin    оператор ; …   end; Если условие выполняется, то выполняется ветвь then , если условие не выполняется – то  ветвь else . Где условие – это выражение логического типа .

Для реализации ветвления можно использовать условный оператор:

if условие then

begin

оператор ; …

end

else

begin

оператор ; …

end;

Если условие выполняется, то выполняется ветвь then , если условие не выполняется – то ветвь else .

Где условие – это выражение логического типа .

f or  параметр  := нач_значение  t o  кон_значение  d o   begin    оператор ; …   end; Работа оператора: 1.Вычисляются начальное и конечное значения параметра и фиксируются; 2.Если нач_значение 3.Значение параметра цикла возрастает (для целого – на единицу); 4.Если значение параметра  кон_значения, то выполняется оператор, и переходит к п.3 5. Цикл выполняется последний раз, когда параметр = кон_значению, затем управление передается оператору после цикла.

f or параметр := нач_значение t o кон_значение d o

begin

оператор ; …

end;

Работа оператора:

1.Вычисляются начальное и конечное значения параметра и фиксируются;

2.Если нач_значение

3.Значение параметра цикла возрастает (для целого – на единицу);

4.Если значение параметра  кон_значения, то выполняется оператор, и переходит к п.3

5. Цикл выполняется последний раз, когда параметр = кон_значению, затем управление передается оператору после цикла.

Работа оператора: Сначала проверяется условие, если оно верно, то выполняется оператор, затем опять проверяется условие и т.д., пока условие не перестанет выполняться. w hile условие  do   begin    оператор ; …   end; Если условие не верно, то оператор игнорируется и управление передается следующему за циклом оператору.

Работа оператора:

Сначала проверяется условие, если оно верно, то выполняется оператор, затем опять проверяется условие и т.д., пока условие не перестанет выполняться.

w hile условие do

begin

оператор ; …

end;

Если условие не верно, то оператор игнорируется и управление передается следующему за циклом оператору.

Работа оператора: Выполнение операторов повторяется, пока условие не станет верным. r epeat  оператор ; … until условие ;

Работа оператора: Выполнение операторов повторяется, пока условие не станет верным.

r epeat

оператор ; …

until условие ;

Вопрос №3 Вопрос №1 Вопрос №2 Вопрос №6 Вопрос №5 Вопрос №4 Вопрос №7 Завершить тест

Вопрос №3

Вопрос №1

Вопрос №2

Вопрос №6

Вопрос №5

Вопрос №4

Вопрос №7

Завершить тест

Определить значение переменной c после выполнения фрагмента программы. 1) c = -11 3) c  = 27 4) c = 33 2) c = 15

Определить значение переменной c после выполнения фрагмента программы.

1) c = -11

3) c = 27

4) c = 33

2) c = 15

Определить значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы. 1) a = 0, b = 18 3) a = 10, b = 18 4) a = 9, b = 17 2) a = 11, b = 19

Определить значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы.

1) a = 0, b = 18

3) a = 10, b = 18

4) a = 9, b = 17

2) a = 11, b = 19

Определить значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы. 1) c = 20 3) c = -20  4) c = 180 2) c = 70

Определить значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы.

1) c = 20

3) c = -20

4) c = 180

2) c = 70

Определить значение целочисленных переменных x , y и  z после выполнения фрагмента программы. 3) x = 25, y = 5, z = 2 1) x = 55, y = 2, z = 5 4) x = 25, y = 2, z = 5 2) x = 22, y = 2, z = 5

Определить значение целочисленных переменных x , y и z после выполнения фрагмента программы.

3) x = 25, y = 5, z = 2

1) x = 55, y = 2, z = 5

4) x = 25, y = 2, z = 5

2) x = 22, y = 2, z = 5

Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы. 1) b = 65 3) b = 29 4) b = 17 2) b = 67

Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы.

1) b = 65

3) b = 29

4) b = 17

2) b = 67

Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы. 1) b = 16 3) b = 28 4) b = 17 2) b = 8

Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы.

1) b = 16

3) b = 28

4) b = 17

2) b = 8

Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы. 1) b = -74 3) b = 47 4) b = -47 2) b = - 67

Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы.

1) b = -74

3) b = 47

4) b = -47

2) b = - 67

Верно Список вопросов

Верно

Список вопросов

Не верно Список вопросов

Не верно

Список вопросов

Составить программу нахождения произведения двух чисел, значение которых вводится с клавиатуры, а результат произведения выводится на экран.

Составить программу нахождения произведения двух чисел, значение которых вводится с клавиатуры, а результат произведения выводится на экран.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!