Основы психологии личности
Подготовила: Студентка Ш-21 группы Бегларишвили Вероника
Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Общее и индивидуальное в психике человека.
Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.
Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.
Индивид – человек как единица общества.
Этапы развития личности:
1. Формирование. Этот этап для подавляющего числа людей предопределяет их развитие и судьбу. Характеризуется активным программированием сознания человека (ребёнка, подростка) из вне — прежде всего его родителями, близкими и социальным окружением (детский сад, школа, улица, вуз, др.).
2. Самопознание. Характеризуется тем, что человек начинает задавать себе одни из самых важных вопросов в жизни: Кто я? Для чего я живу? Чего я хочу достичь в жизни и каковы мои цели? В чём моё предназначение? и др.
3.Развитие человека — осознанное формирование себя как личности, как человека сильного, достойного, успешного и счастливого во всех отношениях.
4. Самореализация. Когда человек определился чего он хочет в жизни достичь и у него есть для этого все необходимые инструменты (знания, техники работы над собой, те кто помогут и подскажут, др.) — тогда он может поставить Цели во всех сферах жизни и начать их достигать.
Блок психических явлений (мотивационный) — направленность (устойчивая система мотивов):влечения желания, стремления, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности )
Опыт личности — обретение человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки: -знания — система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания; - умения — способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях; - навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности;
Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности: индивидуальные особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, воображения, мышления, речи;
Биологически обусловленные свойства и качества личности :
- антропологические признаки — расовые, половые, возрастные и др.;
- физические особенности — размеры тела и его структурно-механические свойства;
- внешняя анатомия тела;
- функционально-анатомические особенности;
- биохимические особенности и патологии выделенных элементов;
- свойства и типы темперамента.
Производными от этих основных подструктур являются: Характер – это: -совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности; -целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения. Способности – психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности.
“ То чего не достаёт рабу ,это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится “Я”, его “ Я” есть господин”.
Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель