СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основы работы классного руководителя с ученическим коллективом».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Основы работы классного руководителя с ученическим коллективом».»

Тема лекции: «Основы работы классного руководителя с ученическим коллективом».

Тема лекции: «Основы работы классного руководителя с ученическим коллективом».

План лекции: 1. Классики педагогики о роли коллектива. 2. Понятие «ученический коллектив». 3. Развитие детского самоуправления. 4. Особенности адаптации младшего школьника в ученическом коллективе. 5. Изучение межличностных отношений в детском коллективе. 6. Характеристика классного коллектива.

План лекции:

1. Классики педагогики о роли коллектива.

2. Понятие «ученический коллектив».

3. Развитие детского самоуправления.

4. Особенности адаптации младшего школьника в ученическом коллективе.

5. Изучение межличностных отношений в детском коллективе.

6. Характеристика классного коллектива.

1. Классики педагогики о роли коллектива.   Анатолий Васильевич Луначарский

1. Классики педагогики о роли коллектива.

Анатолий Васильевич Луначарский

А.С. Макаренко

А.С. Макаренко

Признаки коллектива по Макаренко:   общая цель; заняты общей деятельностью; поддерживают тесную связь с обществом; соблюдают строгую дисциплину.

Признаки коллектива по Макаренко:

  • общая цель;
  • заняты общей деятельностью;
  • поддерживают тесную связь с обществом;
  • соблюдают строгую дисциплину.
Принципы системы Макаренко: 1. Коллектив 2. Самоуправление 3. Трудовое воспитание 4. Учитель/воспитатель/родитель 5. Дисциплина

Принципы системы Макаренко:

  • 1. Коллектив
  • 2. Самоуправление
  • 3. Трудовое воспитание
  • 4. Учитель/воспитатель/родитель
  • 5. Дисциплина
В.А. Сухомлинский.    Педагогическая концепция В.А. Сухомлинского отличается чрезвычайной гуманностью.

В.А. Сухомлинский.

Педагогическая концепция В.А. Сухомлинского отличается чрезвычайной гуманностью.

 Одним из наиболее значимых аспектов новаторства воспитательной системы В.А. Сухомлинского является гуманность предлагаемых им методов воспитания: воспитание без наказаний .

Одним из наиболее значимых аспектов новаторства воспитательной системы В.А. Сухомлинского является гуманность предлагаемых им методов воспитания: воспитание без наказаний .

2. Понятие «ученический коллектив».    Коллектив (от лат. collectivus – собирательный), социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

2. Понятие «ученический коллектив».

Коллектив (от лат. collectivus – собирательный), социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

 Детский коллектив  – это группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.

Детский коллектив  – это группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.

Признаки коллектива :   1) сознательный характер объединения людей; 2) единство общих и личных целей членов коллектива; 3) относительная устойчивость и длительность функционирования; 4) чётко организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений; 5) наличие органов самоуправления 6) общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации; 7) благоприятный климат в коллективе; 8) сплочённость; 9) коллективная деятельность, единый результат, достижение усилиями каждого члена коллектива.

Признаки коллектива :

  • 1) сознательный характер объединения людей;
  • 2) единство общих и личных целей членов коллектива;
  • 3) относительная устойчивость и длительность функционирования;
  • 4) чётко организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;
  • 5) наличие органов самоуправления
  • 6) общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации;
  • 7) благоприятный климат в коллективе;
  • 8) сплочённость;
  • 9) коллективная деятельность, единый результат, достижение усилиями каждого члена коллектива.
Функции коллектива : регулятивная организационная консолидационная (объединяющая) стимулирующая воспитательная

Функции коллектива :

  • регулятивная
  • организационная
  • консолидационная (объединяющая)
  • стимулирующая
  • воспитательная
Стадии развития коллектива: Первая стадия – становление коллектива (стадия для первоначального сплочения). Вторая стадия развития коллектива наступает тогда, когда в классе созданы органы коллектива и коллектив переходит к самоуправлению. Третью стадию развития коллектива принято называть периодом расцвета коллектива. Четвертая стадия - процесс воспитания переходит в процесс  самовоспитания.

Стадии развития коллектива:

  • Первая стадия – становление коллектива (стадия для первоначального сплочения).
  • Вторая стадия развития коллектива наступает тогда, когда в классе созданы органы коллектива и коллектив переходит к самоуправлению.
  • Третью стадию развития коллектива принято называть периодом расцвета коллектива.
  • Четвертая стадия - процесс воспитания переходит в процесс  самовоспитания.
Модели взаимоотношения коллектива и личности: личность подчиняется коллективу (конформизм); личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония); личность подчиняет себе коллектив (нонкорфомизм).

Модели взаимоотношения коллектива и личности:

  • личность подчиняется коллективу (конформизм);
  • личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);
  • личность подчиняет себе коллектив (нонкорфомизм).
3. Развитие детского самоуправления.    Основная цель самоуправления – это содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника.

3. Развитие детского самоуправления.

Основная цель самоуправления – это содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника.

Задачи самоуправления: - создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества; - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела; - создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности; - создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей); - формировать толерантность, умение общаться.

Задачи самоуправления:

  • - создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
  • - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
  • - создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
  • - создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
  • - формировать толерантность, умение общаться.
Принципы самоуправления:   Равноправие. Гуманность. Самодеятельность. Ответственность.

Принципы самоуправления:

  • Равноправие.
  • Гуманность.
  • Самодеятельность.
  • Ответственность.
4. Особенности адаптации младшего школьника в ученическом коллективе.    Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

4. Особенности адаптации младшего школьника в ученическом коллективе.

Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Уровни адаптации: высокий средний   низкий

Уровни адаптации:

высокий средний

низкий

Этапы адаптации: Первый этап – ориентировочный. Второй этап – неустойчивое приспособление. Третий этап – период относительно устойчивого приспособления.

Этапы адаптации:

  • Первый этап – ориентировочный.
  • Второй этап – неустойчивое приспособление.
  • Третий этап – период относительно устойчивого приспособления.
 Дезадаптация - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психологической адаптации в связи с какими - либо патологическими факторами.

Дезадаптация - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психологической адаптации в связи с какими - либо патологическими факторами.

5. Изучение межличностных отношений в детском коллективе.

5. Изучение межличностных отношений в детском коллективе.

6. Характеристика классного коллектива.

6. Характеристика классного коллектива.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!