Просмотр содержимого документа
««Основы работы классного руководителя с ученическим коллективом».»
Тема лекции: «Основы работы классного руководителя с ученическим коллективом».
План лекции:
1. Классики педагогики о роли коллектива.
2. Понятие «ученический коллектив».
3. Развитие детского самоуправления.
4. Особенности адаптации младшего школьника в ученическом коллективе.
5. Изучение межличностных отношений в детском коллективе.
6. Характеристика классного коллектива.
1. Классики педагогики о роли коллектива.
Анатолий Васильевич Луначарский
А.С. Макаренко
Признаки коллектива по Макаренко:
- общая цель;
- заняты общей деятельностью;
- поддерживают тесную связь с обществом;
- соблюдают строгую дисциплину.
Принципы системы Макаренко:
- 1. Коллектив
- 2. Самоуправление
- 3. Трудовое воспитание
- 4. Учитель/воспитатель/родитель
- 5. Дисциплина
В.А. Сухомлинский.
Педагогическая концепция В.А. Сухомлинского отличается чрезвычайной гуманностью.
Одним из наиболее значимых аспектов новаторства воспитательной системы В.А. Сухомлинского является гуманность предлагаемых им методов воспитания: воспитание без наказаний .
2. Понятие «ученический коллектив».
Коллектив (от лат. collectivus – собирательный), социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.
Детский коллектив – это группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.
Признаки коллектива :
- 1) сознательный характер объединения людей;
- 2) единство общих и личных целей членов коллектива;
- 3) относительная устойчивость и длительность функционирования;
- 4) чётко организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;
- 5) наличие органов самоуправления
- 6) общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации;
- 7) благоприятный климат в коллективе;
- 8) сплочённость;
- 9) коллективная деятельность, единый результат, достижение усилиями каждого члена коллектива.
Функции коллектива :
- регулятивная
- организационная
- консолидационная (объединяющая)
- стимулирующая
- воспитательная
Стадии развития коллектива:
- Первая стадия – становление коллектива (стадия для первоначального сплочения).
- Вторая стадия развития коллектива наступает тогда, когда в классе созданы органы коллектива и коллектив переходит к самоуправлению.
- Третью стадию развития коллектива принято называть периодом расцвета коллектива.
- Четвертая стадия - процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
Модели взаимоотношения коллектива и личности:
- личность подчиняется коллективу (конформизм);
- личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);
- личность подчиняет себе коллектив (нонкорфомизм).
3. Развитие детского самоуправления.
Основная цель самоуправления – это содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника.
Задачи самоуправления:
- - создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- - создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- - создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- - формировать толерантность, умение общаться.
Принципы самоуправления:
- Равноправие.
- Гуманность.
- Самодеятельность.
- Ответственность.
4. Особенности адаптации младшего школьника в ученическом коллективе.
Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Уровни адаптации:
высокий средний
низкий
Этапы адаптации:
- Первый этап – ориентировочный.
- Второй этап – неустойчивое приспособление.
- Третий этап – период относительно устойчивого приспособления.
Дезадаптация - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психологической адаптации в связи с какими - либо патологическими факторами.
5. Изучение межличностных отношений в детском коллективе.
6. Характеристика классного коллектива.