СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы систематики растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основы систематики растений»

Тема урока: Основы систематики растений 6 класс

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Цель: знакомство учащихся с наукой систематики растений, ее значение систематических групп растений

Задачи:

Предметные: познакомиться с систематикой растений и научиться выявлять таксономические единицы, выделить признаки растений по группам.

Личностные: Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Метапредметные: Формировать умение находить информацию и извлекать ее из собственных наблюдений.

УУД:

Личностные: готовность к самообразованию самовоспитанию.

Коммуникативные: умение работать в группах.

Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.

Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Планируемые результаты:

а) Давать определение понятия систематике.

б) Выявлять отличительные признаки однодольных и двудольных классов.

Основные понятия: систематика, вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт.

Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование:  компьютер, презентация, задания для детей, портрет К. Линнея.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 мин)

  1. Актуализация знаний

Откройте тетради, запишите число и тему урока….

А, впрочем, не будем торопить события…. Сегодня урок я хочу начать одной сказкой. Встретились на лесной поляне растения. Собрание взялся вести самый мудрый из них, много повидавший на своем веку Клевер Ползучий. Покачав своими белыми соцветиями, начал он свою речь так: «Долгое время мы с вами живем на этой поляне, да и растения, животныке из леса к нам в гости заходят, а друг о друге знаем очень мало. Например, некоторые из нас опыляют одни и те же насекомые. Может быть, многие из нас родственники? Как нам разобраться в этом? Задумались растения. Действительно, многие хотели бы узнать своих родственников, но как это сделать, по каким признакам?

Может быть, вы, ребята, поможете растениям справиться с этой задачей? (ответы учащихся)

Перед вами картинки, ваша задача распределить их на группы.

На сколько групп вы поделили? (ответ учащихся на 4гр)

А у вас, а по какому принципу вы разделили? (ответ учащихся)

Грибы; растения; животные; бактерии

Для того чтобы установить родственные отношения, надо выявить признаки, по которым   организмы   можно   разделить   на   группы.   Я   согласна   с   вами.  

Но у меня есть к вам вопрос: а можно ли это назвать системой? ответ учащихся –да).

Давайте попробуем сформулировать что есть система? (ответ учащихся)

учитель: Итак, система - это целое состоящее из взаимосвязанных частей.

Давай те попробуем привести пример (планета солнечной системы, биосфера, школьный учебник, школа.)

III.   Многообразие растений (постановка учебной задачи)

На Земле огромное разнообразие живых организмов, но сегодня мы поговорим о царстве растений. В настоящее время ученые выделяют по разным источникам от 350 -500 тыс видов, многие имеют народные названия, которые в каждой стране звучат по- своему.

И так как вы думаете какая у нас сегодня тема урока?

По словам ученого К. Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос».

учитель: Попробуйте сформулировать цель урока в виде вопроса почему?

(дети формулируют цель)

Цель: узнать и познакомиться с наукой систематикой, ее значением, и какие имеет систематические группы.

Чтобы разобраться в многообразии растений, ученые создали специальную науку - систематику.

Запишите   новое   понятие   «Систематика»   -­   это   раздел   биологии,   который классифицирует живые организмы. Классификация – это деление на группы.  А систематические группы, на которые делят 

организмы, называются таксоны

IV.   Наука систематика. (открытие нового знания)

 Систематика растений – наука о классификации растений

К. Линней (1707-1778) -шведский естествоиспытатель, натуралист, ботаник, родоначальник систематики. Он впервые ввёл единицу классификации – вид.

Основной единицей является вид.

Вид – совокупность особей, сходных по строению, жизнедеятельности, способных свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство.

Работа с учебником: (на рис 111, на стр 149, приведены пример тополя)

Почему же ученые – ботаники всего мира могут говорить об одном и том же растении, не путаясь в названиях? А как же нам избежать путаницы?

На разных языках одни и те же растения, естественно, называют по- разному.

К. Линней ввел бинарное название (двойные): первое слово- существительное - отражает принадлежность к роду, второе слово- прилагательное - отражает отличие данного вида. Очень часто видовое название говорит о местообитании растения или отражает фамилию ученого, открывшего его.

Ученые ввели научные названия растений на одном языке -на латинском языке. Например, тополь белый по латыни Populus alba, а тополь пирамидальный- Populus pyramidalis, тополь дрожащий- Populus tremula.

Растения , относящиеся к одному виду, не только сходны по строению и жизнедеятельности, но и при половом размножении могут давать плодовитое потомство. Растения, относящиеся к разным видам, как правило, даже если живут рядом, не скрещиваются между собой.

Но следует различать понятие «вид» и «сорт». Если вид формируется в процессе развития приспособления к определенным условиям. Сорт- это группа растений одного вида, созданный человеком для его нужд.

учитель: Какие вы знаете сорта яблонь? Например: антоновка, грушовка, белый налив.

Для установления сходства и родства, для определения связей между растениями в систематике введены таксоны- специальные систематические группы растений (или единицы).

Мнемоническое правило (Цирк огромный купол пестрый словно радугу вознес ты) 

Вид --- род --- семейство --- порядок --- отдел --- царство

Каждый таксон имеет свои признаки: в отделы растения объединяются на основании наличие органов- генеративных и вегетативных, в класс по числу семядолей, типу корневой системы, в семейство- на основании строения цветка и типа плода.

Вывод: таким образом, распределение растений по систематическим группам помогает понять сходство, родство и различия.

Физминутка 

V. Первичное закрепление. 

учитель:  Скажите пожалуйста на какие отделы делятся Царство растений?

учащиеся: водоросли, мхи, папоротникиголосеменные, покрытосеменные (цветковые)

Отдел Покрытосеменные - самый многочисленный в растительном царстве. Насчитывается около 250 тыс видов. Отдел покрытосеменных растений разделяют на 2 класса- Однодольные и Двудольные. Растения, принадлежащих к тому или иному классу, отличающихся по числу семядолей зародыша, по жилкованию листьев, по характеру корневой системы, по строению цветков и стеблей.

учитель: На ваших столах имеются задания. Ваша задача выполнить их.

Краткое объяснение

Классификация покрытосеменных растений 

Признаки

Класс Двудольные

Класс Однодольные

      1. Число семядолей в зародыше семени

      2. Жилкование листа 


      1. Корневая система


      1.  Наличие камбия



      1. Проводящая система


      1. Строение цветка 


 7) Жизненные формы

1)      Зародыш семени с двумя семядолями )

2)      Листья имеют сетчатое жилкование 

3)     Стержневая корневая система 

4)      Хорошо выражен камбий: рост стебля в толщину 

5)      Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение 

6)      Цветки 4-, 5-членные 

7)      Есть травянистые и древесные формы.


1 )  Зародыш семени с одной семядолей 

2)      Листья имеют дуговое и параллельное жилкование 

3)      Мочковатая корневая система 

4)      Камбий плохо выражен.

5)      Проводящая система в стебле имеет вид пучков, они разбросаны по всему стеблю 

6)      Цветки 3-членные 

7)      Только травянистые растения

VI. Обобщение.

учитель: И так мы сегодня познакомились с новыми понятиями систематика, вид, таксон, сорт, бинарное название. Определили ее значение. Определили признаки однодольных и двудольных классов.

Вернемся к словам ученого К. Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос»,

VII. Подведение итогов.

Задание на дом

    1. Прочитать § 26

    2. Найти местные названия и официальное (научное) душицы обыкновенной

    3. Найти названия растений, которые даны в честь какого -­либо известного человека. В чем заслуга этих людей?

Рефлексия «Мишень» на доске






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!