СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Основы систематики растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация пло биологии 5 класс для учащихся средней школы

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Основы систематики растений"»

с. 201. - Что вы узнаете при изучении данной главы? - Чему вы научитесь? - Какие царства органического мира вы знаете?

с. 201.

- Что вы узнаете при изучении данной главы?

- Чему вы научитесь?

- Какие царства органического мира вы знаете?

Многообразие растительного мира Царства живой природы Бактерии Грибы Растения Животные Многообразие растений удивительно велико. Уже известно более 350 тысяч разных растений. Царство растения – включает в себя в основном зеленые растения, имеющие автотрофный способ питания. Это особая форма живых организмов, происходящая от древних примитивных форм жизни.

Многообразие растительного мира

Царства живой природы

Бактерии

Грибы

Растения

Животные

Многообразие растений удивительно велико. Уже известно более 350 тысяч разных растений. Царство растения – включает в себя в основном зеленые растения, имеющие автотрофный способ питания. Это особая форма живых организмов, происходящая от древних примитивных форм жизни.

Мягок, а не пух, На шнурочке - белые звоночки…… Зелен, а не трава…………..  В сенокос горька, Зелена, а не луг, А в мороз сладка, Бела, а не снег, Что за ягодка? …………. Кудрява, а без волос…………….  Будто снежный шар, бела Я из крошки-бочки вылез, По весне она цвела, Корешки пустил и вырос, Нежным запахом пьянила. Стал высок я и могуч, А как осень наступила- Не боюсь ни гроз, ни туч. Разом сделалась она Я кормлю свиней и белок, Вся от ягоды черна ……………. Ничего, что плод мой мелок…………

Мягок, а не пух, На шнурочке - белые звоночки……

Зелен, а не трава…………..

В сенокос горька,

Зелена, а не луг, А в мороз сладка,

Бела, а не снег, Что за ягодка? ………….

Кудрява, а без волос…………….

Будто снежный шар, бела

Я из крошки-бочки вылез, По весне она цвела,

Корешки пустил и вырос, Нежным запахом пьянила.

Стал высок я и могуч, А как осень наступила-

Не боюсь ни гроз, ни туч. Разом сделалась она

Я кормлю свиней и белок, Вся от ягоды черна …………….

Ничего, что плод мой мелок…………

Характерные признаки растений: 1. Клетки растений покрыты толстой клеточной оболочкой (целлюлозная), которая придает им форму. 2. Клетки содержат пластиды, содержащие хлорофилл – фотосинтезирующий пигмент. 3. Растениям характерен процесс фотосинтеза. 4. Клетки растений содержат вакуоли с клеточным соком. 5. Растения не способны к активному передвижению. 6. Имеют неограниченный рост. Чтобы легче было разобраться в многообразии растений, их разделили на группы.

Характерные признаки растений:

1. Клетки растений покрыты толстой клеточной оболочкой (целлюлозная), которая придает им форму.

2. Клетки содержат пластиды, содержащие хлорофилл – фотосинтезирующий пигмент.

3. Растениям характерен процесс фотосинтеза.

4. Клетки растений содержат вакуоли с клеточным соком.

5. Растения не способны к активному передвижению.

6. Имеют неограниченный рост.

Чтобы легче было разобраться в многообразии растений, их разделили на группы.

 Ученые – систематики изучают и описывают новые виды растений, устанавливают их сходство и родство с другими растениями, дают им названия. Систематика – это часть ботаники и зоологии, изучающая разнообразие форм живого, дающая научные названия организмам, оценивающая черты сходства и различия между ними. Важной частью систематики является таксономия, целью которой является разделение организмов на группы (таксоны) и расположение этих групп в порядке, отражающем их родственные связи и иерархию.  В развитии систематики можно выделить 3 этапа, которые соответствуют искусственной, естественной и современной классификациям.

Ученые – систематики изучают и описывают новые виды растений, устанавливают их сходство и родство с другими растениями, дают им названия. Систематика – это часть ботаники и зоологии, изучающая разнообразие форм живого, дающая научные названия организмам, оценивающая черты сходства и различия между ними. Важной частью систематики является таксономия, целью которой является разделение организмов на группы (таксоны) и расположение этих групп в порядке, отражающем их родственные связи и иерархию.

В развитии систематики можно выделить 3 этапа, которые соответствуют искусственной, естественной и современной классификациям.

Классификация органического мира Искусственная Естественная Строится на основе  отдельных признаков Современная (филогенетическая) Строится на основе совокупности признаков между видами Строится на основе родственных эволюционных отношений Систематические категории: Вид --- род --- семейство --- порядок --- класс --- отделы --- царства Вид  – совокупность организмов, имеющих общее происхождение, обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств, способных к бесконечному воспроизведению самих себя при скрещивании. Название вида на  латинском языке, двойное название (род, вид). - Растения, какой систематической группы имеют наибольшие сходства, различия? - Какая систематическая категория является наименьшей, наибольшей? - Какая систематическая категория является основной единицей систематики?

Классификация органического мира

Искусственная

Естественная

Строится на основе

отдельных признаков

Современная (филогенетическая)

Строится на основе совокупности признаков между видами

Строится на основе родственных эволюционных отношений

Систематические категории:

Вид --- род --- семейство --- порядок --- класс --- отделы --- царства

Вид – совокупность организмов, имеющих общее происхождение, обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств, способных к бесконечному воспроизведению самих себя при скрещивании.

Название вида на латинском языке, двойное название (род, вид).

- Растения, какой систематической группы имеют наибольшие сходства, различия?

- Какая систематическая категория является наименьшей, наибольшей?

- Какая систематическая категория является основной единицей систематики?

Сколько семядолей имеют семена фасоли? Как называются растения, семена которых имеют 2 семядоли? Сколько семядолей имеют семена пшеницы? Как называются растения, семена которых имеют одну семядолю? - Какие типы корневых систем вы знаете? - Какие типы жилкования листьев вы знаете? Отдел покрытосеменных растений самый многочисленный в царстве растений. Он насчитывает около 250000 видов. Покрытосеменные размножаются с помощью семян, защищены околоплодником, образует плод. Имеют цветок, который образован из видоизмененного побега. Они имеют двойное оплодотворение. Пыльца переносится ветром, насекомыми, птицами, водой и т.д. Жизненные формы представлены деревьями, травами, кустарниками. Отдел Покрытосеменные растения подразделяются на два класса: класс Однодольные и класс Двудольные.
  • Сколько семядолей имеют семена фасоли?
  • Как называются растения, семена которых имеют 2 семядоли?
  • Сколько семядолей имеют семена пшеницы?
  • Как называются растения, семена которых имеют одну семядолю?

- Какие типы корневых систем вы знаете?

- Какие типы жилкования листьев вы знаете?

Отдел покрытосеменных растений самый многочисленный в царстве растений. Он насчитывает около 250000 видов. Покрытосеменные размножаются с помощью семян, защищены околоплодником, образует плод. Имеют цветок, который образован из видоизмененного побега. Они имеют двойное оплодотворение. Пыльца переносится ветром, насекомыми, птицами, водой и т.д. Жизненные формы представлены деревьями, травами, кустарниками. Отдел Покрытосеменные растения подразделяются на два класса: класс Однодольные и класс Двудольные.

Признаки растений класса однодольных и класса двудольных Признаки Класс двудольные растения Количество семядолей в зародыше Класс однодольные растения 2 семядоли Тип корневой системы 1 семядоля Стержневая Жилкование листа Мочковатая Сетчатое или перистое Цветок Расположение проводящих пучков Параллельное или дуговое Четырехчленный цветок или пятичленный цветок с двойным околоцветником В центре или имеют вид кольца Наличие камбия Трехчленный цветок, реже четырехчленный с простым околоцветником Проводящие пучки разбросаны по всему стеблю Имеют камбий Дифференциация коры и древесины Нет камбия Хорошо дифференцированы Примеры Не ясная дифференциация Горох Пшеница

Признаки растений класса однодольных и класса двудольных

Признаки

Класс двудольные растения

Количество семядолей в зародыше

Класс однодольные растения

2 семядоли

Тип корневой системы

1 семядоля

Стержневая

Жилкование листа

Мочковатая

Сетчатое или перистое

Цветок

Расположение проводящих пучков

Параллельное или дуговое

Четырехчленный цветок или пятичленный цветок с двойным околоцветником

В центре или имеют вид кольца

Наличие камбия

Трехчленный цветок, реже четырехчленный с простым околоцветником

Проводящие пучки разбросаны по всему стеблю

Имеют камбий

Дифференциация коры и древесины

Нет камбия

Хорошо дифференцированы

Примеры

Не ясная дифференциация

Горох

Пшеница

 1. Систематика – наука, изучающая: а) историческое развитие растений, б) клеточное строение живых организмов, в) общие признаки родственных групп растений. 2. К систематическим категориям относят: а) царство, б) сообщество, в) флору, г) фауну. 3. Основной единицей в систематике является: а) класс, б) семейство, в) вид. 4. Группа сходных по строению и жизнедеятельности особей, обитающих на определенной территории, скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, называется: а) отделом, б) видом, в) семейством.

1. Систематика – наука, изучающая:

а) историческое развитие растений,

б) клеточное строение живых организмов,

в) общие признаки родственных групп растений.

2. К систематическим категориям относят:

а) царство, б) сообщество, в) флору, г) фауну.

3. Основной единицей в систематике является:

а) класс, б) семейство, в) вид.

4. Группа сходных по строению и жизнедеятельности особей, обитающих на определенной территории, скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, называется:

а) отделом, б) видом, в) семейством.

5. Один род может содержать число видов, равное: а) одному или нескольким, б) нескольким десяткам, в) нескольким сотням. 6. Особи одного вида: а) имеют больше различий между собой, чем особи одного рода, б) обладают меньшей степенью родства, чем особи одного класса, в) обладают наибольшей степенью родства по сравнению с другими систематическими группами. 7. Современные высшие растения, не имеющие цветков и плодов, объединяются в отделы: а) красные водоросли и мохообразные, б) мохообразные и папоротникообразные, в) папоротникообразные и бурые водоросли. 8. систематическая категория, объединяющая близкие роды: а) вид, б) семейства, в) классы.

5. Один род может содержать число видов, равное:

а) одному или нескольким,

б) нескольким десяткам,

в) нескольким сотням.

6. Особи одного вида:

а) имеют больше различий между собой, чем особи одного рода,

б) обладают меньшей степенью родства, чем особи одного класса,

в) обладают наибольшей степенью родства по сравнению с другими систематическими группами.

7. Современные высшие растения, не имеющие цветков и плодов, объединяются в отделы:

а) красные водоросли и мохообразные,

б) мохообразные и папоротникообразные,

в) папоротникообразные и бурые водоросли.

8. систематическая категория, объединяющая близкие роды:

а) вид, б) семейства, в) классы.

9. Главными признаками, по которым растение относят к тому или иному семейству – это …… 10. Одно семейство может включать ……………… родов. 11. Растение, имеющее две семядоли, сетчатое жилкование листьев, стержневую корневую систему, относят к классу …….. растений. 12. На какие два класса делится отдел покрытосеменных растений? 13. Назовите признаки растений класса двудольные. 14. Назовите признаки растений класса однодольные. 15. Горох относится к растениям класса двудольных растений. Назовите количество семядолей, тип корневой системы, тип жилкования листьев. 16.У пшеницы мочковатая корневая система, параллельное жилкование листьев. Сколько семядолей имеет зерновка пшеницы?

9. Главными признаками, по которым растение относят к тому или иному семейству – это ……

10. Одно семейство может включать ……………… родов.

11. Растение, имеющее две семядоли, сетчатое жилкование листьев, стержневую корневую систему, относят к классу …….. растений.

12. На какие два класса делится отдел покрытосеменных растений?

13. Назовите признаки растений класса двудольные.

14. Назовите признаки растений класса однодольные.

15. Горох относится к растениям класса двудольных растений. Назовите количество семядолей, тип корневой системы, тип жилкования листьев.

16.У пшеницы мочковатая корневая система, параллельное жилкование листьев. Сколько семядолей имеет зерновка пшеницы?