Пояснительная записка к элективному курсу «Основы цветовой психологии» (17 часов)
Автор-составитель: Бобровская Е.В. МБОУ «Лицей «Эрудит»
Курс «Основы цветовой психологии» предназначен для учащихся 8-11 классов.
Цвет- это ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитного излучения определенной длины. Издревле люди выражали субъективное отношение к цвету, выделяя на «приятные» и «неприятные», создавали цветовые классификации , системы представлений эзотерических, сакральных значений цвета. Научная психология занялась исследованием механизмов и факторов отношения человека к цвету , в конце 19 века возникла отрасль современной психологии, как цветовая психология , изучающая аспекты цветового воздействия на психику человека и отражение этого воздействия в сознании( психосемантика). Благодаря изучению цветовой психологии, можно охарактеризовать особенности нервно-психического реагирования, состояние организма. Познания в области цветовой психологии станут полезными для учащихся биологического профиля, помогут выбрать профессию, значительно расширят кругозор, помогут в самопознании себя и окружающих их людей. Программа элективного курса основывается на базовом знании анатомии человека, основ психологии человека, физики, химии, она «надстраивает»профильный курс, формируя познавательный интерес к проблемам, связанным с углубленным изучением биологии, дает базовые знания для изучения биофизики и психологии. Программа авторская , утвержденная на научно-методическом совете. Новизна программы заключается во внедрении молодой, развивающейся отрасли психологии- цветовой психологии, цветовой психодиагностики.
Цель курса: Расширение области самопознания человека, психического и физиологического состояния его организма.
Задачи курса :
Способствовать развитию познавательного интереса к организму человека и способам диагностирования.
Способствовать расширению образовательного пространства.
Способствовать выбору профессии.
Формировать элементарные навыки диагностирования психологических особенностей человека, его заболеваний.
Ведущей идеей курса, является знакомство с основами цветопсихологии, цветопсиходиагностики состояния организма. Ключевые понятия применяемые в изучении курса: цветопсихология, цветопсиходиагностика, эмоции, экстраверсия, нейротизм, типы акцентуации характера,гипестезия, психосемантика цвета.
Программа рассчитана на один курс обучения, предусматривается опора на знания по анатомии человека, физике, химии (8-10 классы). Программа курса рассчитана на 17 учебных часов.
В ходе реализации программы учащиеся должны знать:
Основные направления цветовой психологии, цветопсиходиагностики выраженность физиологических закономерностей, в зависимости от состояния организма.
Современные цветовые классификации.
Области применения цветопсиходиагностики, цветовой психологии
Учащиеся должны уметь:
Применять основы цветопсиходиагностики
Характеризовать психологические и физиологические черты человека, опираясь на методы цветопсиходиагностики
Диагностировать состояние организма, с помощью цветопсиходиагностики.
Выявлять психологический тип нервной системы человека.
Выявлять тип темперамента человека.
Основные методы и формы изучения курса: прикладные, системные, групповые, словесный, описательный методы, теоретические занятия, практикумы, беседы. Для углубления и закрепления знаний проводится психологический практикум, с применением диагностических тестов. Это дает возможность учащимся стать не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками обучения на всех его стадиях.
Форма отслеживания результатов:
Семинар, защита проекта. Все проекты основаны на наблюдениях, биометрических измерениях, не требующих специального оборудования. Наиболее целесообразна на семинаре групповая работа учащихся с презентацией, с представлением полученных группами результатов и выводов. Каждый проект может иметь продолжение в самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.
Ожидаемый результат:
Расширение образовательного пространства, самопознание.
Формирование навыков простейшего диагностирования, познания окружающих людей.
Определение будущей профессии.
Методическое обеспечение программы:
Для реализации программы используется: литературный подбор изданий, тесты, компьютерная обработка видеоматериалов.
Литература для учителя:
1.Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика.- СПб.: Речь, 2005-205с.
2.Бенц Э. Цвет в христианских видениях.Психология цвета. М. 1996
3.Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. К., 1986
4.Бэббит Э.Д. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. Киев: София, 1996
5.Дорофеева Э.Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний. Психические заболевания. Л.,1970
6.Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций .Вестник МГУ. Сер. 14, «Психология», 1995.№4
7.Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л.,1982
8. Серов Н.В. Светоцветовая терапия.СПб 2002
Литература для учащихся:
1. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика.- СПб.: Речь, 2005-205с.
2. Руденский Е.В.Социальная психология. Курс лекций.Новосибирск,1997
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | Теория | Практика | Семинар |
1 | Предыстория цветовой психодиагностики | 3 | 3 | | |
2 | Воздействие цвета на нервную систему и психику человека | 5 | 3 | 2 | |
3. | Психические заболевания и цвет | 3 | 3 | | |
4 | Цветолечение | 5 | 1 | 4 | |
5 | Обобщение- зачет по основам цветовой психологии | 1 | | | 1 |
| Всего | 17 | 10 | 6 | 1 |
Тематическое планирование элективного курса «Основы цветовой психологии» (17 часов)
№ | Тема | часы | Тип урока | Методическое оснащение | Межпредметные связи | Валеологи-ческий аспект | Экологичес-кий аспект | ИКТ |
1 | Предыстория цветовой психодиагностики | 3 | | | | | | |
1 | Космологический этап | | Лек ция | Бенц Э. Цвет в христианских видениях.Психология цвета. М. 1996 | Мхк , история | самопознание | Эволюция человека | |
2 | Богословский этап | | Лек ция | Бенц Э. Цвет в христианских видениях.Психология цвета. М. 1996 | история | самопознание | Среда обитания | |
3 | Социально-психологический этап | | Лек ция | Бенц Э. Цвет в христианских видениях.Психология цвета. М. 1996 | | самопознание | Среда обитания | |
2 | Воздействие цвета на нервную систему и психику человека | 5 | | | | | | |
1 | Воздействие цвета на вегетативную нервную систему человека | | лекция | Атлас анатомии человека | Биология | самопознание | | презентация |
2 | Воздействие цвета на центральную нервную систему человека | | лекция | Атлас анатомии человека | Биология | самопознание | | |
3 | Цвет и эмоции | | лекция | Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций .Вестник МГУ. Сер. 14, «Психология», 1995.№4 | Биология | самопознание | | |
4 | Цвет и характер | | Практикум | Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций .Вестник МГУ. Сер. 14, «Психология», 1995.№4 | психология | самопознание | | |
5 | Цвет и мышление | | Практикум | Дорофеева Э.Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний. Психические заболевания. Л.,1970 | анатомия | самопознание | | |
3. | Психические заболевания и цвет | 3 | | | | | | |
1 | Цветовое зрение и предпочтение больных | | Лекция | Дорофеева Э.Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний. Психические заболевания. Л.,1970 | | самопознание | | |
2 | Реактивные депрессии | | Лекция | Дорофеева Э.Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний. Психические заболевания. Л.,1970 | анатомия | самопознание | | |
3 | Неврозы, алкоголизм | | Лекция | Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л.,1982 | анатомия | самопознание | | |
4 | Цветолечение | 5 | | | | | | |
1 | Цветовые предпочтения детей | | Практикум | Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика.- СПб.: Речь, 2005-205с | анатомия | самопознание | | |
2 | Цветовые предпочтения взрослых | | Практикум | Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л.,1982 | | самопознание | | презентация |
3 | Психосемантика цвета | | Практикум | Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л.,1982 | | самопознание | | |
4 | Методы лечения и коррекции цветом | | Лек ция | Серов Н.В. Светоцветовая терапия.СПб 2002 | физика | | | презентация |
5 | Цвет как фактор психической регуляции | | Практикум | Серов Н.В. Светоцветовая терапия.СПб 2002 Бэббит Э.Д. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. Киев: София, 1996 | физика | | | презентация |
5 | Обобщение- зачет по основам цветовой психологии | 1 | Семи нар | Серов Н.В. Светоцветовая терапия.СПб 2002 Бэббит Э.Д. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. Киев | | | | презентация |
Содержание
Тема1 Предыстория цветовой психодиагностики(3 часа)
Космологический этап, цвет и магия у первобытных народов. Богословский этап, символы христианства, ислама, ренессанс. Социально-психологический этап, учение о цвете И.В.Гете, В.Кандинского.
Тема2. Воздействие цвета на нервную систему и психику человека.(5 часов)
Воздействие цвета на вегетативную, центральную нервную систему человека. Цвет и эмоции, характер, типы акцентуализации характера. Цвет и мышление
Тема3. Психические заболевания и цвет
Цветовое зрение и предпочтение больных. Цветовосприятие при реактивных депрессиях, Неврозах, алкоголизме, эпилепсии, шизофрении.
Тема4 Цветолечение (5 часов)
Цветовые предпочтения детей, взрослых. Психосемантика цвета. Методы лечения и коррекции цветом. Цвет как фактор психической регуляции.
Тема5 Обобщение- зачет по основам цветовой психологии (1 час)
Требования к выполнению проекта:
-актуальность выбранной темы;
-практическая значимость;
-наличие цели, задач, объекта, предмета исследования;
-оригинальность методов решения задач;
-логичность изложения;
-наглядность изложения материала;
-достоверность результатов;
-личный вклад;
-соответствие выводов поставленным цели и задачам проекта;
Критерии оценки защиты проекта:
-компетентность докладчика;
-наглядность
Пример тем проектов:
Цветотерапия в гастроэнтерологии,урологии
Цветотерапия в кардиологии, пульмонологии
Цветотерапия в глазных заболеваниях
Цвет в интерьере школ и дошкольных учреждениях
Цвет в одежде
Цветовая гамма рекламы
Цвет и характер человека
Цвет в интерьере жилых помещений