СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы цветовой психологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Основы цветовой психологии» предназначен для учащихся 8-11 классов.

Цвет- это ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитного излучения определенной длины. Издревле люди выражали субъективное отношение к цвету, выделяя  на «приятные» и «неприятные», создавали цветовые классификации , системы представлений эзотерических, сакральных значений цвета. Научная психология занялась исследованием механизмов и факторов отношения человека к цвету , в конце 19 века возникла отрасль современной психологии, как цветовая психология , изучающая аспекты цветового воздействия на психику человека и отражение этого воздействия в сознании( психосемантика).

Просмотр содержимого документа
«Основы цветовой психологии»

Пояснительная записка к элективному курсу «Основы цветовой психологии» (17 часов)

Автор-составитель: Бобровская Е.В. МБОУ «Лицей «Эрудит»

Курс «Основы цветовой психологии» предназначен для учащихся 8-11 классов.

Цвет- это ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитного излучения определенной длины. Издревле люди выражали субъективное отношение к цвету, выделяя на «приятные» и «неприятные», создавали цветовые классификации , системы представлений эзотерических, сакральных значений цвета. Научная психология занялась исследованием механизмов и факторов отношения человека к цвету , в конце 19 века возникла отрасль современной психологии, как цветовая психология , изучающая аспекты цветового воздействия на психику человека и отражение этого воздействия в сознании( психосемантика). Благодаря изучению цветовой психологии, можно охарактеризовать особенности нервно-психического реагирования, состояние организма. Познания в области цветовой психологии станут полезными для учащихся биологического профиля, помогут выбрать профессию, значительно расширят кругозор, помогут в самопознании себя и окружающих их людей. Программа элективного курса основывается на базовом знании анатомии человека, основ психологии человека, физики, химии, она «надстраивает»профильный курс, формируя познавательный интерес к проблемам, связанным с углубленным изучением биологии, дает базовые знания для изучения биофизики и психологии. Программа авторская , утвержденная на научно-методическом совете. Новизна программы заключается во внедрении молодой, развивающейся отрасли психологии- цветовой психологии, цветовой психодиагностики.

Цель курса: Расширение области самопознания человека, психического и физиологического состояния его организма.

Задачи курса :

  • Способствовать развитию познавательного интереса к организму человека и способам диагностирования.

  • Способствовать расширению образовательного пространства.

  • Способствовать выбору профессии.

  • Формировать элементарные навыки диагностирования психологических особенностей человека, его заболеваний.

Ведущей идеей курса, является знакомство с основами цветопсихологии, цветопсиходиагностики состояния организма. Ключевые понятия применяемые в изучении курса: цветопсихология, цветопсиходиагностика, эмоции, экстраверсия, нейротизм, типы акцентуации характера,гипестезия, психосемантика цвета.

Программа рассчитана на один курс обучения, предусматривается опора на знания по анатомии человека, физике, химии (8-10 классы). Программа курса рассчитана на 17 учебных часов.

В ходе реализации программы учащиеся должны знать:

  • Основные направления цветовой психологии, цветопсиходиагностики выраженность физиологических закономерностей, в зависимости от состояния организма.

  • Современные цветовые классификации.

  • Области применения цветопсиходиагностики, цветовой психологии

Учащиеся должны уметь:

  • Применять основы цветопсиходиагностики

  • Характеризовать психологические и физиологические черты человека, опираясь на методы цветопсиходиагностики

  • Диагностировать состояние организма, с помощью цветопсиходиагностики.

  • Выявлять психологический тип нервной системы человека.

  • Выявлять тип темперамента человека.

Основные методы и формы изучения курса: прикладные, системные, групповые, словесный, описательный методы, теоретические занятия, практикумы, беседы. Для углубления и закрепления знаний проводится психологический практикум, с применением диагностических тестов. Это дает возможность учащимся стать не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками обучения на всех его стадиях.

Форма отслеживания результатов:

Семинар, защита проекта. Все проекты основаны на наблюдениях, биометрических измерениях, не требующих специального оборудования. Наиболее целесообразна на семинаре групповая работа учащихся с презентацией, с представлением полученных группами результатов и выводов. Каждый проект может иметь продолжение в самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Ожидаемый результат:

  • Расширение образовательного пространства, самопознание.

  • Формирование навыков простейшего диагностирования, познания окружающих людей.

  • Определение будущей профессии.

Методическое обеспечение программы:

Для реализации программы используется: литературный подбор изданий, тесты, компьютерная обработка видеоматериалов.

Литература для учителя:

1.Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика.- СПб.: Речь, 2005-205с.

2.Бенц Э. Цвет в христианских видениях.Психология цвета. М. 1996

3.Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. К., 1986

4.Бэббит Э.Д. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. Киев: София, 1996

5.Дорофеева Э.Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний. Психические заболевания. Л.,1970

6.Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций .Вестник МГУ. Сер. 14, «Психология», 1995.№4

7.Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л.,1982

8. Серов Н.В. Светоцветовая терапия.СПб 2002

Литература для учащихся:

1. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика.- СПб.: Речь, 2005-205с.

2. Руденский Е.В.Социальная психология. Курс лекций.Новосибирск,1997

Тематическое планирование

п/п

Наименование

тем курса

Всего

часов

Теория

Практика

Семинар

1

Предыстория цветовой психодиагностики

3

3



2

Воздействие цвета на нервную систему и психику человека

5

3

2


3.

Психические заболевания и цвет

3

3



4

Цветолечение

5

1

4


5

Обобщение- зачет по основам цветовой психологии

1



1


Всего

17

10

6

1

Тематическое планирование элективного курса «Основы цветовой психологии» (17 часов)

Тема

часы

Тип урока

Методическое оснащение

Межпредметные связи

Валеологи-ческий аспект

Экологичес-кий аспект

ИКТ

1

Предыстория цветовой психодиагностики

3







1

Космологический этап


Лек

ция


Бенц Э. Цвет в христианских видениях.Психология цвета. М. 1996

Мхк , история

самопознание

Эволюция человека


2

Богословский этап


Лек

ция

Бенц Э. Цвет в христианских видениях.Психология цвета. М. 1996

история

самопознание

Среда обитания


3

Социально-психологический этап


Лек

ция

Бенц Э. Цвет в христианских видениях.Психология цвета. М. 1996


самопознание

Среда обитания


2

Воздействие цвета на нервную систему и психику человека

5







1

Воздействие цвета на вегетативную нервную систему человека


лекция

Атлас анатомии человека


Биология

самопознание


презентация

2

Воздействие цвета на центральную нервную систему человека


лекция

Атлас анатомии человека


Биология

самопознание



3

Цвет и эмоции


лекция

Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций .Вестник МГУ. Сер. 14, «Психология», 1995.№4



Биология

самопознание



4

Цвет и характер


Практикум

Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций .Вестник МГУ. Сер. 14, «Психология», 1995.№4


психология

самопознание



5

Цвет и мышление


Практикум

Дорофеева Э.Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний. Психические заболевания. Л.,1970

анатомия

самопознание



3.

Психические заболевания и цвет

3







1

Цветовое зрение и предпочтение больных


Лекция

Дорофеева Э.Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний. Психические заболевания. Л.,1970



самопознание



2

Реактивные депрессии


Лекция

Дорофеева Э.Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний. Психические заболевания. Л.,1970

анатомия

самопознание



3

Неврозы, алкоголизм


Лекция

Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л.,1982


анатомия

самопознание



4

Цветолечение

5







1

Цветовые предпочтения детей


Практикум

Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика.- СПб.: Речь, 2005-205с

анатомия

самопознание



2

Цветовые предпочтения взрослых


Практикум

Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л.,1982


самопознание


презентация

3

Психосемантика цвета


Практикум

Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л.,1982



самопознание



4

Методы лечения и коррекции цветом


Лек

ция


Серов Н.В. Светоцветовая терапия.СПб 2002


физика



презентация

5

Цвет как фактор психической регуляции


Практикум


Серов Н.В. Светоцветовая терапия.СПб 2002

Бэббит Э.Д. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. Киев: София, 1996


физика



презентация

5

Обобщение- зачет по основам цветовой психологии

1

Семи

нар

Серов Н.В. Светоцветовая терапия.СПб 2002

Бэббит Э.Д. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. Киев




презентация

Содержание

Тема1 Предыстория цветовой психодиагностики(3 часа)

Космологический этап, цвет и магия у первобытных народов. Богословский этап, символы христианства, ислама, ренессанс. Социально-психологический этап, учение о цвете И.В.Гете, В.Кандинского.


Тема2. Воздействие цвета на нервную систему и психику человека.(5 часов)

Воздействие цвета на вегетативную, центральную нервную систему человека. Цвет и эмоции, характер, типы акцентуализации характера. Цвет и мышление

Тема3. Психические заболевания и цвет

Цветовое зрение и предпочтение больных. Цветовосприятие при реактивных депрессиях, Неврозах, алкоголизме, эпилепсии, шизофрении.

Тема4 Цветолечение (5 часов)

Цветовые предпочтения детей, взрослых. Психосемантика цвета. Методы лечения и коррекции цветом. Цвет как фактор психической регуляции.

Тема5 Обобщение- зачет по основам цветовой психологии (1 час)

Требования к выполнению проекта:

-актуальность выбранной темы;

-практическая значимость;

-наличие цели, задач, объекта, предмета исследования;

-оригинальность методов решения задач;

-логичность изложения;

-наглядность изложения материала;

-достоверность результатов;

-личный вклад;

-соответствие выводов поставленным цели и задачам проекта;

Критерии оценки защиты проекта:

-компетентность докладчика;

-наглядность

Пример тем проектов:

  • Цветотерапия в гастроэнтерологии,урологии

  • Цветотерапия в кардиологии, пульмонологии

  • Цветотерапия в глазных заболеваниях

  • Цвет в интерьере школ и дошкольных учреждениях

  • Цвет в одежде

  • Цветовая гамма рекламы

  • Цвет и характер человека

  • Цвет в интерьере жилых помещений






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!