Основы учебной деятельности учащихся начальной
школы
Маленький человек идёт в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или лёгким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ли ладони, согреют ли теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Во многом это зависит от того, насколько классный руководитель широко владеет информацией об особенностях младшего школьного возраста.
В этом году, несмотря на не маленький стаж работы, я снова набрала 1-ый класс и снова, отпустив четвероклассников в пятый, я почувствовала страх и некоторое бессилие в работе с детьми, часто задаваясь вопросами: «А какие дети будут в новом классе?», «А смогу ли я выстроить правильно с ними отношения, с их родителями?», «А насколько они готовы к школе, а что они уже умеют, чего не умеют?», «А как ребята будут общаться друг с другом?» Проучившись четыре месяца, поняла, что трудный тернистый путь их адаптации к школе почти пройден, сейчас уже становится легче, они всё лучше и лучше слышат учителя, организовываются уже быстрее, да и с родителями выстраиваются неплохо отношения.
В семь лет жизнь сегодняшнего ребёнка круто меняется. Ведущей деятельностью младших школьников становится учение, изменяется уклад их жизни, появляются новые обязанности, которые требуют неукоснительного выполнения, по-иному воспринимают ребёнка родные и близкие люди. В связи с этим, меняется и развивается психика ребёнка, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому они очень активны и возбудимы.
Учебная деятельность складывается именно в это время и во многом определяет интеллектуальное развитие детей от 6 до 9 лет. В связи с поступлением в школу развитие ребёнка определяется четырьмя различными видами деятельности: учебной, трудовой, игровой и общением. Если с первых дней учения сам процесс организуется системно и целенаправленно, то уже в начальной школе учащиеся овладевают универсальными учебными действиями, контролем и саморегуляцией.
Перестройка всех познавательных процессов детей, во время поступления в школу, начинается с того, что учащиеся приобретают качества, которые свойственны взрослым людям. Эти процессы становятся более произвольными, продуктивными и устойчивыми. Я стараюсь выстраивать свои уроки так, чтобы дети могли и хотели длительное время сохранять повышенное внимание, усидчивость, способность воспринимать и хорошо запоминать учебный материал.
В начальной школе у учащихся меняется отношение и к трудовой деятельности. Очень важно, чтобы те правила трудовой деятельности и традиции, которые закладываются мною на уроках и во внеурочной деятельности, продолжались бы и дома. О том, что мы уже умеем я регулярно сообщаю родителям в группе и прошу их продолжать эту работу и дома, лучше даже в игровой форме, что позволяет сделать процесс трудовой деятельности более увлекательным.
Не менее значимым для интеллектуального и личностного развития учащихся является содержание общения учащихся с окружающими людьми и, в первую очередь, со взрослыми. Ведь взрослые люди, педагоги и родители являются источником различных знаний, образцом для подражания. В этом возрасте для развития навыков общения, преодоления трудностей адаптации и тревожности детям необходимы различные формы коллективной работы. Чем разнообразнее и интереснее эти формы работы будут на уроках и во внеурочной деятельности, тем быстрее учащиеся овладеют такими мыслительными операциями, как сравнение, общение, умение делать элементарные выводы и обобщения.
С приходом в школу меняются и становятся другими детские игры. Эти изменения связаны с тем, что дети привносят в них новый опыт, полученный в ходе учебной деятельности, и новые знания. Теперь детей более привлекают игры, в которых можно проявить свои интеллектуальные умения. Сейчас, на динамических паузах девочки, например, играют в школу, по очереди становятся учителями, мальчишек же привлекают игры в шашки и шахматы и т.д. А я и во внеклассной работе с классом стараюсь максимально использовать возможность игры, а родителям советую, чтобы они приобретали детям больше развивающих игр, в которые ребёнок может играть дома.