СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы журналистики

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основы журналистики»

Пояснительная записка.

Хорошие возможности для развития творческих способностей школьников, становления их читательской самостоятельности открываются при выборе элективных курсов, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить своё “я”.

Здесь на помощь приходят разные стили и жанры словесной культуры, в которых школьник может, пробуя себя, раскрыть многогранность своего таланта, найти присущую только ему форму самовыражения. Именно это и предполагает программа «Основы журналистики», предназначенная для учащихся 9-го класса. Эта программа поможет учащимся адаптироваться в современном мире, проверить свои профориентационные устремления, утвердиться в сделанном выборе, овладеть способами делового взаимодействия через создание средства массовой информации — школьной газеты.

Возникновение концепции предпрофильной ориентации школьников продиктовано жизнью и требует от образовательных учреждений серьёзного, творческого подхода. Программа по выбору «Основы журналистики» составлена в соответствии с концепцией профильного и предпрофильного обучения, основной целью которого является помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии.

Цель программы: познакомить учащихся с историей развития журналистики, с типами журналистики, с текстами разных стилей и жанров, с основами их создания и редактирования, а также с особенностями подготовки газеты (макет, дизайн, афиша, содержание и т. п.)

Задачи программы:

Задачи

1-ый год

2-ой год

Обучающие

- познакомить учащихся с техникой и технологией СМИ;

- закрепить и расширить знания учащихся о художественно-публицистических жанрах, совершенствуя навыки создания собственных текстов разных жанров;

- углубить теоретические знания учащихся о тексте;


- совершенствовать у школьников умения и навыки анализа литературного (научного, делового) текста;

- активизировать внимание учащихся на собственной письменной речи;

- подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.

Развивающие

- дать учащимся представление о профессии журналиста, показать, что журналистика-одно из важнейших явлений современной цивилизации;

- способствовать развитию коммуникативных навыков, необходимых в любом виде деятельности;

- развить потенциальные творческие способности школьников;

- повысить уровень языкового (речевого)

Воспитательные

- способствовать формированию эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;

- воспитать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.


Программа способствует развитию литературно-творческих способностей учащихся, так как предполагает дальнейшее развитие у школьников самостоятельного и образного мышления, эмоциональной отзывчивости, повышение речевой и письменной грамотности, приобретение навыков работы журналиста.

Аналогичных программ в школе не существует.

Новизна и актуальность данной программы заключается в том, что она освещает историю журналистики, историю газетного производства, предусматривает знакомство школьников с элементами теории и техникой сочинительства.

К концу 1-го года обучения дети должны:

Знать

Уметь

Способы связи предложений в тексте;

- основные композиционные приёмы

Пользоваться справочной литературой и словарями;

-соблюдать нормы русского литературного языка и понимать эстетическую функцию языка;

-делать лингво-смысловой анализ текстов различных функциональных стилистических типов;

К концу 2-го года обучения дети должны:

Знать

Уметь

Журналистские жанры (заметку, интервью, репортаж, комментарий, статью и т. д.);

- стилистические фигуры языка;

Рецензировать тексты разных жанров;

- применять различные виды правки текста;

- письменно оформлять и передавать информацию;

- готовить примерный макет газеты.

Теоретическая часть программы опирается на базовые умения и навыки, полученные школьниками в процессе изучения русского языка, литературы, а также открывает широкие возможности знакомства с историей российской журналистики, её историческими типами, с концепцией прессы, её движением к свободе слова, развитием техники и технологий СМИ. На занятиях раскрываются типы, виды и жанры творчества, ведётся разговор о результативности журналистики, связанной с реализацией её функций и принципов, качеством журналистского творчества, с соблюдением правовых и этических норм.

Практическая часть программы предусматривает активизацию творческого потенциала школьников в выборе будущего профиля обучения, направлена на формирование гражданской позиции, на развитие коммуникативных навыков и позволяет учащимся проверить уровень своей компетентности в данной сфере деятельности.

Эти цели реализуются в разных формах: экскурсии, встречи с творческими людьми, в письменных и устных высказываниях учащихся на актуальные темы, в знакомстве с компьютерными технологиями, в творческой деятельности самих учащихся, в работе с текстами признанных мастеров жанра. Уточнение готовности учащихся к избранному профилю определяется анкетированием.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса. Во вводной части дается определение журналистики, ведется разговор об особенностях этой профессии. Первый раздел освещает историю журналистики России, а во втором ведется разговор об истории газетного производства, о технике и технологии современных СМИ. Третий раздел посвящен типологии журналистики, четвертый направлен на ознакомление с теорией и методикой журналистского творчества, на освоение коммуникативных умений, необходимых в настоящее время каждому активному члену общества. Пятый раздел посвящен журналистике как фактору развития общественного сознания, затрагивает вопросы профессиональной этики журналиста.

Основной принцип реализации данной программы: обучение через действие, понимание через познание и собственное творчество.

Формы контроля позволят проследить реализацию способностей учащихся, их готовность к избранному профилю:

–– подражание «образцам»;

–– описание реальных событий по личным ощущениям;

–– журналистские игры, тренинги, дискуссии, открытые трибуны,

мастер-классы, семинары;

–– участие в журналистских конкурсах;

–– участие в подготовке и выпуске общешкольной газеты «Звонок».

Формой итогового контроля, завершающего изучение, являются зачет и презентация газеты.

Для реализации программы необходима следующая материально-техническая и дидактико-методическая база:

Материально-техническое обеспечение

Дидактико-методическое обеспечение

- компьютер;

-комплектующие материалы (принтер, сканер);

- расходные материалы (краска для принтера, гуашь, бумага).

- учебники;

- наглядные пособия (плакаты, шаблоны);

- компьютерные программы;

- видеоматериалы.

Программа рассчитана на 1 час в неделю .

Содержание программы по выбору «Основы журналистики». (68 часов)


Введение. Предмет и задачи. Система основных понятий. Полифункциональность журналистики. (1 час)

Определение журналистики. Основные компоненты системы функционирования СМИ: учредитель, журналисты, массовая аудитория. Коммуникативная, идеологическая, культурно-образовательная, рекламно-справочная, рекреативная (развлекательная) функции журналистики. Плюсы и минусы журналистской профессии. Журналистика и гражданственность. Ю. Фучик «Репортаж с петлей на шее». И. Эренбург «Выстоять!» К. Симонов «Дни и ночи».


  1. Пражурналистские явления. История журналистики России. (4 часа) Ранние этапы развития прессы. Ораторское искусство Древней Греции как предпосылка возникновения публицистики. Изобретение немецким типографом Иоганном Гуттенбергом в 1445-1447 годах книгопечатания – мощный стимул к развитию журналистики.

XVII век – начало процесса формирования журналистики как социального явления. Газета Петра I «Ведомости» (1702-1727 гг.) – первое официальное периодическое издание в России.

Периодическая печать России XVIII-XIX вв.: демократизация журналистики под влиянием идей М. Ломоносова, Н. Новикова, Д. Фонвизина, И. Крылова; первый цензурный устав, введенный Александром I в 1804 г.; издательская деятельность Н. Карамзина («Вестник Европы»), К. Рылеева и А.Бестужева («Полярная звезда»), А. Пушкина («Современник»). Журналистика второй половины XIX века как фактор, оказывающий значительное влияние на общественно-политическую, экономическую и культурную жизнь государства.

Журналистка России XX века. Развитие технических средств воспроизведения передачи информации. Изобретение радио и телевидения как революционный скачок в системе СМИ. Журналистика периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия. Публицистика А. Толстого, М. Шолохова, И. Эренбурга, К. Симонова, А. Твардовского, В. Гроссмана.

Единое мировое информационное пространство 80-90 –ых годов XX в. К истории гласности и свободы печати в России. Журналистика как «четвертая власть» (помимо законодательной, исполнительной и судебной). Этап господства электронно-компьютерных средств массовой информации в XXI в.

Практическая часть. Устное сочинение. Дискуссия. Подражание «образцам». Устный журнал. Отзыв о прочитанном.


  1. Техника и технология СМИ. (8 часов)

Газета и научно-технический прогресс. Из истории газетного производства:

И. Гуттенберга, создавшего печатную форму из подвижных литер; применение парового пресса с 1814 года; изобретение О. Менгенталером линотипа 1884 г.; в 1897 г. Т. Лэнстон сконструировал монотип; 1906 г. – Артур Корн впервые передал по фототелеграфу фотографию германского кронпринца; 1922 г. – разработана фотонаборная машина; в 50-е годы появилась механическая технология, в 60-х – оптико-механическая; в конце 70-х пришел черед лазерной технологии в фотонаборе.

Допечатный процесс: конструирование газеты предполагает сочетание трех принципов: 1) удобства (чтения, создания и оформления); 2) экономичности (экономии времени и средств для читателей, журналистов и программистов); 3) красоты (пропорций между частями целого). Шрифты, иллюстрации, особенности оформления – графика газетного дизайна. Технологические стадии производства газеты: а) макет – набор текста и иллюстративного материала; б) верстка – монтаж газетных полос; в) печать.

Печатный процесс. Способы печати: высокая, плоская, глубокая, трафаретная, офсетная. Перспективы развития цифровой печати.

Развитие электронных СМИ. Техника радиовещания. На пути к цифровому телевидению. Электронный инструмент в руках журналиста.

Практическая часть. Экскурсия в типографию. Конструирование газеты. Анализ шрифтового оформления газеты. Знакомство с программой Photoshop.8.


  1. Типология журналистики. (10 часов)

Журналистика как система средств массовой информации. Периодическая печать. Газета как один из основных видов массовых периодических изданий; ее свойства. Основные критерии оценки формы периодического издания – технологичность, экономичность, красота, удобочитаемость, системность.

Журнал как один из основных видов массовых периодических изданий; его свойства. Информационно-познавательная функция журнала. Разновидности журналов (общественно-политические, литературно-художественные, научно теоретические, научно-популярные, отраслевые, иллюстративные).

Специфика радио как средства массовой информации. Радиоречь и радиоязык: соотношение понятий. Функции радиопередачи, музыки, шумов. Специфические свойства радио (оперативность, компактность аппаратуры, круглосуточный режим работы).

Телевидение как принципиально новый тип СМИ. Основные свойства телевидения. Телевидение как средство информации, просвещения, развлечения. Телевидение – рычаг формирования общественного мнения. Основные тенденции современного телевещания.

Интернет. Эра электронно-компьютерных средств, способных обеспечить накопление и передачу огромного количества массивов информации в глобальном масштабе. Передача текстовой, звуковой и виртуальной информации в режиме реального времени. Создание сетевых «газет» и «журналов».

Практическая часть. Работа с научно-методической литературой. Знакомство с компьютерными программами. Выход в Интернет. Создание сценария радиорепортажа и телерепортажа.


  1. Теория и методика журналистского творчества. (33 часа) «Массовая информация» как ключевое понятие теории журналистики.

Информация – посредник между журналистом и аудиторией. Различные аспекты понятия «массовая информация»: направленность на массу людей при отсутствии непосредственного контакта; соответствие потребностям в информации; доступность информации для массы.

Потенциальная информация (текст) – принятая информация (дошедшая до аудитории) – полезная информация (оказавшая влияние на сознание аудитории) как три ступени информационного процесса.

Текст как посредник и носитель потенциальной информации в системе Журналист – Текст – Аудитория. Поиск путей повышения информационной насыщенности текста как одна из главных задач журналиста.

Подготовка материалов для СМИ, учитывающая специфику информации, адресат сообщения и его цель (что желаю сообщить, кому и для чего). Этапы подготовки публикации: выбор темы и жанра произведения; поиск источников информации и ее сбор; оформление идеи, составление плана, композиционной схемы материала; анализ и компановка фактов; подготовка черновика, окончательное редактирование текста. Организующая роль заголовка.

Три основные типа журналистики, жанры публикаций: информационный (заметка, отчет, репортаж, выступление, интервью), аналитический (обозрение, комментарий, корреспонденция), художественный (очерк, зарисовка, эссе, фельетон, памфлет). Жанр как форма выступления журналиста. Интервью как жанр прессы, радио, телевидения.

«Грамматика журналистики». Роль глаголов и существительных в репортажных жанрах. Особенности синтаксиса журналистских жанров. Нейтральная, безоценочная лексика как средство воздействия на использовании «модных» или жаргонных слов. Ясность стиля – норма и идеал любого текста журналистского произведения.

Практическая часть. Анализ газетного материала. Повторение изученного о типах текстов. Подготовка собственной публикации. Встреча со студентами факультета журналистики КГУ. Тренинговые задания. Интервью с интересным человеком.

  1. Результативность журналистики. Профессиональные качества журналиста, его права и обязанности. (12 часов) Журналистика как фактор развития общественного сознания. Редакция и аудитория: поиски контакта.

Журналист: виды деятельности (участие в планировании, организаторская работа, участие в подготовке и выпуск информации, анализ собственной деятельности, литературное творчество).

Профессиональные качества журналиста: мировоззренческая позиция, склонности и способности, личностные свойства и качества, система знаний, навыки и опыт, ответственность. Владение методикой литературной работы, навыками устного выступления, техническими средствами как необходимые условия профессиональной деятельности журналиста. Культура речи, манера поведения и внешний вид журналиста.

Понятие профессиональной этики журналиста. Кодекс профессиональной этики российского журналиста (1994 г.). Этические аспекты взаимоотношений журналиста с источником информации, аудиторией, коллегами по профессии.

Права и обязанности журналиста. Закон Российской Федерации о СМИ. Устав редакции и его роль в деятельности журналиста. Обязанности журналиста как сотрудника редакции.

Практическая часть. Диспут «Этика журналиста и общечеловеческая мораль. Устные выступления по темам».




Учебно-тематический план

(первый год обучения)


№ п/п

Название раздела

темы

Количество часов


Теория

Практика

Всего

1.

Введение. Предмет и задачи курса. Система основных понятий.

1


1


I. Пражурналистские явления. История журналистики России.




2.

Ранние этапы развития прессы.

1


1

3.

Периодическая печать России 18-19 веков.

1


1

4.

Журналистика России XX века.

1


1

5.

К истории гласности и свободы печати в России.

1


1


II. Техника и технология СМИ.




6-7.

Газета и научно-технический прогресс. Их истории газетного производства.

1

1

2

8-9.

Допечатный процесс. Подготовка текста. Макет и вёрстка.

1

1

2

10-11.

Печатный процесс.

1

1

2

12-13.

Развитие электронных СМИ.

1

1

2


III. Типология Журналистики.




14-15.

Журналистика как система средств массовой информации. Периодическая печать. Газета.

1

1

2

16-17.

Журнал как один из основных видов массовых периодических изданий.

1

1

2

18-19.

Специфика радио как средств массовой информации.

1

1

2

20-21.

Телевидение как принципиально новый тип СМИ.

1

1

2

22-23.

Интернет.

1

1

2


IY. Теория и методика журналистского творчества.




24-25.

«Массовая информация» как ключевое понятие теории журналистики.

1

1

2

26-27.

Текст как посредник и носитель информации в системе Журналист-Текст-Аудитория.

1

1

2

28

Речь и текст. Структура текста.

1


1

29-31.

Подготовка материалов для СМИ. Этапы подготовки публикации.

1

2

3

32.

Организующая роль заголовка.

1


1


Y. Результативность журналистики.




33-34.

Журналистика как фактор развития общественного сознания.

1

1

2


Итого:

20

14

34










Учебно-тематический план

(второй год обучения)



№ п/п

Название раздела темы

Количество часов



Теория

Практика

Всего


I. Теория и методика журналистского творчества.




1-3.

Основные типы журналистики. Публицистические жанры.

1

2

3

4-7.

Организация деловой игры. «Подготовка статьи, очерка, фельетона».

1

3

4

8-9

Жанр как форма выступления журналиста.

1

1

2

10-13.

Интервью как жанр прессы, радио, телевидения.

1

3

4

14-20.

Журналистские жанры:
— оперативно-новостные (заметка);
— оперативно-исследовательские ( репортажи, отчёты);
— исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия);
— исследовательские (статья, письмо, обозрение);
— исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет).

3

4

7

21-22.

Язык и реклама. Языковая манипуляция.

1

1

2

23-24

Создаём макет газеты.


2

2


II. Результативность журналистики. Профессиональные качества журналиста, его права и обязанности.




25-26

«Грамматика журналистики». Морфология, лексикология и синтаксис в публицистике.

1

1

2

27-29.

Ясность стиля-норма и идеал журналистского текста.

1

2

3

30-31.

Профессиональные качества журналиста

1

1

2

32-33.

Понятие профессиональной этики журналиста. Права и обязанности журналиста.

1

1

2

34.

Презентация газеты.


1

1


Итого:

12

22

34


























Учебно-методическое обеспечение программы.


Литература для учащихся:

1. Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу: Пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., 1999.

2. Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: Пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2005.

3. Паркер П. Как сделать красиво на бумаге. Серия «Библиотека дизайнера». «Символ – Плюс». Санкт-Петербург, 1998.

4. Чернозёмова Е.Н. Словесность: Пособие по развитию навыков письменной речи. М., 1995.

5. Ятцюк О. и Романычева Э. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. Справочное практичное руководство. «БХВ – Петербург», 2001.



Литература для учителя:

1. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А. и др. История мировой журналистики. Издание второе. Ростов-на-Дону: «Старые русские», 2000.

2. Ворошилов В. В. Журналистика. Учебник. 4-е издание Санкт-Петербург, 2002.

3. Дэвид Рэндалл. Универсальный журналист. 3-е издание. Великий Новгород. Санкт-Петербург, 1999.

4. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-й классы. М., 1999.

5. Котельникова С.А. Аннотация–отзыв–рецензия–эссе // Русский язык в школе. 1998. № 1.

6. Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. М.: Школа-Пресс, 1994.

7. Ладыженская Т.А. Сочинения разных жанров. М.: Просвещение, 1996.

8. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: Учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 1999.

9. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему. М., 1998.

10. Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. М.: Высшая школа, 1990.

11. Францова Н.В. Литература. Анализ стихотворения. Анализ эпизода. М.: Экзамен, 2005.

12. Чередниченко В. И. Основы Журналистики: курс лекций. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Краснодар: Кубанский государственный университет, 1998.

Дизайнерские компьютерные программы для растровой графики.

  1. Photoshop.8

Векторная графика

  1. CorelDRAW.11

Программы для создания сайтов.

  1. Frontpage.200
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!