Просмотр содержимого документа
«"Особенности детей с тяжелыми психическими нарушениями"»
Особенности детей с тяжелыми психическими нарушениями
Классификация видов отклонений развития
В психологии традиционно выделяются три основных класса психических процессов - когнитивные, эмоциональные и регуляторно-волевые. Они могут выступать весьма удобным критерием для обозначения трех соответствующих групп отклоняющегося развития, в большей мере затрагивающих познавательную, эмоциональную или регуляторную сферы.
Выделяют следующие группы отклонений в развитии
1) дети с сенсорными нарушениями (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата);
2) дети с задержкой психического развития;
3) дети с астеническими, реактивными состояниями и конфликтными переживаниями;
4) дети с психопатоподобными формами поведения;
5) умственно отсталые дети;
6) дети с начальными проявлениями психических заболеваний
Т.А. Власова и М.С. Певзнер представляют иную группировку:
1) дети с отклонениями в развитии, вызванными с органическими нарушениями ЦНС;
2) дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью ЦНС;
3) дети с астеническими, реактивными состояниями и конфликтными переживаниями;
4) дети с психопатоподобными формами поведения;
5) умственно отсталые дети;
6) дети с начальными проявлениями психических заболеваний «Классификация психических и поведенческих расстройств» Лебединского В.В
-Дифференцированное развитие;
-Искаженное развитие;
- Дисгармоничное развитие.
Особенности психического развития аномальных детей
- цикличность психического развития;
- неравномерность психического развития;
- развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;
- пластичность нервной системы;
- соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития.
Общие закономерности отклоняющегося развития
- снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
- трудность словесного опосредования;
- замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;
- риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности (по В.И. Лубовскому).
В.В. Лебединский на основе представлений отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев, Л. Каннер и др.) предложил свою классификацию видов психического дизонтогенеза (разных форм нарушения нормального онтогенеза). Критерием деления стало учение об основных нарушениях психического развития человека:
- ретардация (задержанное развитие) ;
дисфункция созревания;
поврежденное развитие ;
-асинхрония.
На тип возникшей у ребенка дизонтогении влияют так называемые параметры дизонтогенеза:
-время и длительность воздействия повреждений (возрастная обусловленность дизонтогении);
-этиология ;
-локализация, интенсивность и распространенность патологического процесса;
- степень нарушения межфункциональных связей и иерархических координации
Нарушения психического развития могут иметь частный и общий характер.
При поражениях головного мозга на уровне коры происходит специфическое нарушение интеллектуальной деятельности: недостаточность функций целеполагания, программирования и контроля.
Недоразвитие какой-либо частной функции, не позволяющее освоить данный объем информации, социальная и педагогическая запущенность и т. д. могут привести к недостаточности либо задержке в формировании логического мышления
Основными факторами, влияющими на продвижение в развитии ребенка с отклонениями, являются:
1)биологические;
2) социальные.