СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности детей с тяжелыми психическими нарушениями"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для работы с детьми с ОВЗ .Классификация видов отклоняющихся в развитии.Группы.Особенности психического развития аномальных детей.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности детей с тяжелыми психическими нарушениями"»

Особенности детей с тяжелыми психическими нарушениями

Классификация видов отклонений развития

В психологии традиционно выделяются три основных класса психических процессов - когнитивные, эмоциональные и регуляторно-волевые. Они могут выступать весьма удобным критерием для обозначения трех соответствующих групп отклоняющегося развития, в большей мере затрагивающих познавательную, эмоциональную или регуляторную сферы.

Выделяют следующие группы отклонений в развитии

1) дети с сенсорными нарушениями (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата);
2) дети с задержкой психического развития;
3) дети с астеническими, реактивными состояниями и конфликтными переживаниями;
4) дети с психопатоподобными формами поведения;
5) умственно отсталые дети;
6) дети с начальными проявлениями психических заболеваний

Т.А. Власова и М.С. Певзнер представляют иную группировку:
1) дети с отклонениями в развитии, вызванными с органическими нарушениями ЦНС;
2) дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью ЦНС;
3) дети с астеническими, реактивными состояниями и конфликтными переживаниями;
4) дети с психопатоподобными формами поведения;
5) умственно отсталые дети;
6) дети с начальными проявлениями психических заболеваний «Классификация психических и поведенческих расстройств» Лебединского В.В

  • Психическое недоразвитие;

  • Задержанное развитие;

  • Поврежденное психическое развитие;

-Дифференцированное развитие;

-Искаженное развитие;

- Дисгармоничное развитие.

Особенности психического развития аномальных детей
- цикличность психического развития;
- неравномерность психического развития;
- развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;
- пластичность нервной системы;

- соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития.

Общие закономерности отклоняющегося развития

- снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

- трудность словесного опосредования;

- замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;

- риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности (по В.И. Лубовскому).

В.В. Лебединский на основе представлений отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев, Л. Каннер и др.) предложил свою классификацию видов психического дизонтогенеза (разных форм нарушения нормального онтогенеза). Критерием деления стало учение об основных нарушениях психического развития человека:

- ретардация (задержанное развитие) ;

  • дисфункция созревания;

  • поврежденное развитие ;

-асинхрония.

На тип возникшей у ребенка дизонтогении влияют так называемые параметры дизонтогенеза:

-время и длительность воздействия повреждений (возрастная обусловленность дизонтогении);

-этиология ;

-локализация, интенсивность и распространенность патологического процесса;

- степень нарушения межфункциональных связей и иерархических координации

Нарушения психического развития могут иметь частный и общий характер.

При поражениях головного мозга на уровне коры происходит специфическое нарушение интеллектуальной деятельности: недостаточность функций целеполагания, программирования и контроля.

Недоразвитие какой-либо частной функции, не позволяющее освоить данный объем информации, социальная и педагогическая запущенность и т. д. могут привести к недостаточности либо задержке в формировании логического мышления

Основными факторами, влияющими на продвижение в развитии ребенка с отклонениями, являются:

1)биологические;

2) социальные.