СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности дыхания растений. Взаимосвязь дыхания растений с фотосинтезом».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Особенности дыхания растений. Взаимосвязь дыхания растений с фотосинтезом».»

Тема урока «Особенности дыхания растений. Взаимосвязь дыхания растений с фотосинтезом»»

Класс: 6

Тип урока: открытие нового знания

Цели: Раскрытие сущности термина дыхание растений.
Выявление существенных признаков процесса дыхания. Установление взаимосвязей между дыханием и фотосинтезом, их различия.

Задачи:

  1. Актуализировать знания о дыхании растений.

  2. Формировать умение выделять существенные признаки процесса дыхания.

  3. Формировать умение устанавливать взаимосвязи растений с другими организмами;

  4. Формировать умение выявлять причинно-следственные связи при изучении процессов дыхания и фотосинтеза, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений.


Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты:

  • выделять существенные признаки биологических процессов (дыхание);

  • сравнивать биологические объекты и процессы,

  • уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;

  • устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами.

Метапредметные результаты:

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

• выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов

• устанавливать существенный признак классификации биологических объектов

• выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений

Работа с информацией:

• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации

• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе работы;

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

• публично представлять результаты выполненной работы;


Совместная деятельность (сотрудничество):

  • - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;


Регулятивные действия

Самоорганизация:

• делать выбор и брать ответственность за решение.

• ориентироваться в различных подходах принятия решений

• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

Самоконтроль (рефлексия):

• владеть способами самоконтроля,

• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

Эмоциональный интеллект:

• управлять собственными эмоциями;

• регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

• признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

• открытость себе и другим;


Средства обучения:

  • Учебник


Ход урока

  1. Оргмомент

Добрый день, ребята, сегодня на уроке мы продолжаем путешествие по удивительному миру жизни растений. Урок исследований и открытий, приобретения новых знаний.

К нам приехали гости, но мы не волнуемся работаем в привычном нас режиме: активно, ярко, чтобы все было отлично. С каким настроением пришли на урок? Молодцы, улыбнулись друг другу, пожелали удачи, начинаем урок.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эпиграфом к уроку я взяла выражение Л.Н. Толстого. «Старайся дать уму как можно больше пищи».

Как вы думаете почему? (на уроке мы с вами будем изучать не известные вам ранее факты, проводить эксперименты, делать выводы)

Молодцы, вернемся к нему в конце урока и снова выслушаем ваше мнение по эпиграфу.

Итак 6 CO2+ 6H2O =C6H12O6 + 6O2

Какой процесс отображает данное уравнение? (суммарное уравнение фотосинтеза)

Дайте определение процессу

Какой орган растения участвует в фотосинтезе? (лист)

Какой органоидом в клетках листа, участвующим в фотоситезе? (хлоропласт, внутри которого содержится пигмент хлорофилл, который активируется под действием солнечнойэнергии и запускает процесс фотосинтеза).

Какие условия необходимы для условия фотосинтеза? (углекислый газ, вода, солнечный свет и хлорофилл)

Какую роль играет фотосинтез в природе?

  1. В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.

  2. Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.

  3. Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой

  4. Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли

Можно изобразить данное уравнение на рисунке?


Климент Акадьевич Тимирязев О роли фотосинтеза более ста лет назад писал “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.

О чем говорил Климент Аркадьевич?

(энергия солнца не исчезает, а накапливается в органических веществах. Употребляя их в пищу, мы насыщаем, как и животные, свой организм энергией солнца. После приема пищи мы согревемся, набираемся сил и энергии.

1 вывод нашего урока РАСТЕНИЯ НАКАПЛИВАЮТ ЭНЕРГИЮ СОЛНЦА.

Чтобы наш вывод был не голословным, проведем небольшой опыт.

Бумага изготавливается из растений, следовательно, содержит в себе энергию солнца.

Опыт 1. Горение бумаги. При горении выделяется большое количество света, тепла (стеклянный колпак стал теплым), сгорает кислород (бумага тухнет), в стеклянном колпаке накапливается углекислый газ и капельки воды.

С каким процессом схож процесс горения?

Подсказка – согревание холодных рук дыханием.

Тема нашего урока? «Особенности дыхания растений. Взаимосвязь дыхания растений с фотосинтезом».

Можем мы уравнением описать сущность дыхания растений?

ДА


Как это отобразить на рисунке?


2 вывод: Горение сходно с дыханием. Но горение протекает очень бурно и быстро, с выделением большого количества энергии. А при дыхании разложение органических веществ, происходит медленно, постепенно в несколько этапов, на каждом из этапов выделяется не большое количество энергии, которую растения используют на рост, размножение и другие процессы жизнедеятельности.

Проблемный вопрос: А все ли органы растения дышат?

Видеофрагмент 3.46 – 5.41 интернетурок.

2. Работа с видеофрагментом

А сейчас просмотрите видеофрагмент, определите, какая информация не соответствует вашим прежним знаниям и представлениям.

Как кислород, необходимый для дыхания попадает в растение? 

Через устьице и межклетники в листе и через чечевички в стебле. 

Какие этапы включает в себя процесс дыхания: (дать проговорить учащимся с помощью учителя)

- поступление кислорода через устьица и чечевички к клеткам растения – внешнее дыхание;

- расщепление органических веществ при участии кислорода с освобождением энергии – собственно дыхание;

- удаление образовавшегося углекислого газа через чечевички и устьица.

Я весь урок жду от вас вопроса, думаю: точно ко мне пришел 6 класс? Почему? Ни одного вопроса по опыту, который мы заложили на предыдущем уроке?

Какая была цель опыта? Что наблюдаем? Вывод

Дыхание корней.

    1. Вывод урока: все органы растения дышат. Дыхание это главное свойство живых организмов.

Физкультминутка (ВАЛЕРА ВАСЕНЬКОВ)

А что может улучшить дыхание корней нам расскажет Михляев Рома.

Отдохнули, приступаем ко второму вопросу нашего урока:

6.Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Работа по учебнику «Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания» и формулирование вывода.

Найдите черты сходства и отличия.

    1. Вывод: Фотосинтез и дыхание два противоположных, но взаимосвязанных процесса.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Игра «да» «нет»

  1. Дыхание растений осуществляется только ночью? Нет

  2. У растений дышат только органы зеленого цвета (листья, стебли) нет

  3. При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ? Да

  4. Фотосинтез- это процесс противоположный дыханию? Да

  5. При дыхании растениями поглощается солнечная энергия? Нет

  6. Дыхание в живых растениях происходит непрерывно, если оно прекращается растение погибает? Да

  7. В процессе дыхания органические вещества разрушаютсяя? Да

  8. В процессе дыхания кислород в растениях попадает через устьица и чечевички? Да


8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Выводы по уроку оценка себя и друг друга.


9. Домашнее задание (на выбор). 

1.Прочитать параграф учебника и устно ответить на вопросы.

2.Составить кроссворд «Дыхание растений и фотосинтез».