Тема урока «Особенности дыхания растений. Взаимосвязь дыхания растений с фотосинтезом»»
Класс: 6
Тип урока: открытие нового знания
Цели: Раскрытие сущности термина дыхание растений.
Выявление существенных признаков процесса дыхания. Установление взаимосвязей между дыханием и фотосинтезом, их различия.
Задачи:
Актуализировать знания о дыхании растений.
Формировать умение выделять существенные признаки процесса дыхания.
Формировать умение устанавливать взаимосвязи растений с другими организмами;
Формировать умение выявлять причинно-следственные связи при изучении процессов дыхания и фотосинтеза, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений.
Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты:
выделять существенные признаки биологических процессов (дыхание);
сравнивать биологические объекты и процессы,
уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами.
Метапредметные результаты:
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов
• устанавливать существенный признак классификации биологических объектов
• выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений
Работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе работы;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненной работы;
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
Регулятивные действия
Самоорганизация:
• делать выбор и брать ответственность за решение.
• ориентироваться в различных подходах принятия решений
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
Самоконтроль (рефлексия):
• владеть способами самоконтроля,
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
Эмоциональный интеллект:
• управлять собственными эмоциями;
• регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
• открытость себе и другим;
Средства обучения:
Ход урока
Оргмомент
Добрый день, ребята, сегодня на уроке мы продолжаем путешествие по удивительному миру жизни растений. Урок исследований и открытий, приобретения новых знаний.
К нам приехали гости, но мы не волнуемся работаем в привычном нас режиме: активно, ярко, чтобы все было отлично. С каким настроением пришли на урок? Молодцы, улыбнулись друг другу, пожелали удачи, начинаем урок.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Эпиграфом к уроку я взяла выражение Л.Н. Толстого. «Старайся дать уму как можно больше пищи».
Как вы думаете почему? (на уроке мы с вами будем изучать не известные вам ранее факты, проводить эксперименты, делать выводы)
Молодцы, вернемся к нему в конце урока и снова выслушаем ваше мнение по эпиграфу.
Итак 6 CO2+ 6H2O =C6H12O6 + 6O2
Какой процесс отображает данное уравнение? (суммарное уравнение фотосинтеза)
Дайте определение процессу
Какой орган растения участвует в фотосинтезе? (лист)
Какой органоидом в клетках листа, участвующим в фотоситезе? (хлоропласт, внутри которого содержится пигмент хлорофилл, который активируется под действием солнечнойэнергии и запускает процесс фотосинтеза).
Какие условия необходимы для условия фотосинтеза? (углекислый газ, вода, солнечный свет и хлорофилл)
Какую роль играет фотосинтез в природе?
В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.
Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.
Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой
Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли
Можно изобразить данное уравнение на рисунке?
Климент Акадьевич Тимирязев О роли фотосинтеза более ста лет назад писал “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.
О чем говорил Климент Аркадьевич?
(энергия солнца не исчезает, а накапливается в органических веществах. Употребляя их в пищу, мы насыщаем, как и животные, свой организм энергией солнца. После приема пищи мы согревемся, набираемся сил и энергии.
1 вывод нашего урока РАСТЕНИЯ НАКАПЛИВАЮТ ЭНЕРГИЮ СОЛНЦА.
Чтобы наш вывод был не голословным, проведем небольшой опыт.
Бумага изготавливается из растений, следовательно, содержит в себе энергию солнца.
Опыт 1. Горение бумаги. При горении выделяется большое количество света, тепла (стеклянный колпак стал теплым), сгорает кислород (бумага тухнет), в стеклянном колпаке накапливается углекислый газ и капельки воды.
С каким процессом схож процесс горения?
Подсказка – согревание холодных рук дыханием.
Тема нашего урока? «Особенности дыхания растений. Взаимосвязь дыхания растений с фотосинтезом».
Можем мы уравнением описать сущность дыхания растений?
ДА
Как это отобразить на рисунке?
2 вывод: Горение сходно с дыханием. Но горение протекает очень бурно и быстро, с выделением большого количества энергии. А при дыхании разложение органических веществ, происходит медленно, постепенно в несколько этапов, на каждом из этапов выделяется не большое количество энергии, которую растения используют на рост, размножение и другие процессы жизнедеятельности.
Проблемный вопрос: А все ли органы растения дышат?
Видеофрагмент 3.46 – 5.41 интернетурок.
2. Работа с видеофрагментом
А сейчас просмотрите видеофрагмент, определите, какая информация не соответствует вашим прежним знаниям и представлениям.
Как кислород, необходимый для дыхания попадает в растение?
Через устьице и межклетники в листе и через чечевички в стебле.
Какие этапы включает в себя процесс дыхания: (дать проговорить учащимся с помощью учителя)
- поступление кислорода через устьица и чечевички к клеткам растения – внешнее дыхание;
- расщепление органических веществ при участии кислорода с освобождением энергии – собственно дыхание;
- удаление образовавшегося углекислого газа через чечевички и устьица.
Я весь урок жду от вас вопроса, думаю: точно ко мне пришел 6 класс? Почему? Ни одного вопроса по опыту, который мы заложили на предыдущем уроке?
Какая была цель опыта? Что наблюдаем? Вывод
Дыхание корней.
Физкультминутка (ВАЛЕРА ВАСЕНЬКОВ)
А что может улучшить дыхание корней нам расскажет Михляев Рома.
Отдохнули, приступаем ко второму вопросу нашего урока:
6.Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Работа по учебнику «Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания» и формулирование вывода.
Найдите черты сходства и отличия.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Игра «да» «нет»
Дыхание растений осуществляется только ночью? Нет
У растений дышат только органы зеленого цвета (листья, стебли) нет
При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ? Да
Фотосинтез- это процесс противоположный дыханию? Да
При дыхании растениями поглощается солнечная энергия? Нет
Дыхание в живых растениях происходит непрерывно, если оно прекращается растение погибает? Да
В процессе дыхания органические вещества разрушаютсяя? Да
В процессе дыхания кислород в растениях попадает через устьица и чечевички? Да
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Выводы по уроку оценка себя и друг друга.
9. Домашнее задание (на выбор).
1.Прочитать параграф учебника и устно ответить на вопросы.
2.Составить кроссворд «Дыхание растений и фотосинтез».