Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) сине-зеленая водоросль
Б) мукор
В) мятлик обыкновенный
Г) аскарида лошадиная
ЦАРСТВА
1) Бактерии
2) Грибы
3) Животные
4) Растения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Изучите график зависимости работоспособности человека от температуры окружающей среды (по оси х отложена температура воздуха (в °С), а по оси у — относительная работоспособность (в %)).
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?
1) Работоспособность достигает своего максимума при температуре около 21 °C.
2) При температуре от 27 до 33 °C работоспособность линейно снижается.
3) При температуре от 19 до 21 °C работоспособность растет наиболее интенсивно, далее рост замедляется.
4) В интервале температур от 25 до 27 °C имеется скачок работоспособности.
5) В целом работоспособность человека снижается с ростом температуры.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению микропрепарата животной клетки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) протрите салфеткой предметное и покровное стекла
2) капните раствор йода на приготовленный препарат и накройте покровным стеклом
3) поместите снятую слизь на предметное стекло
4) зарисуйте животные клетки, обозначив мембрану, цитоплазму и ядро
5) рассмотрите микропрепарат под микроскопом
6) возьмите чистый шпатель и с легким нажатием проведите им по твердому небу или деснам
Какие из перечисленных органоидов присутствуют только в растительной клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Вставьте в текст «Пластиды» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Пластиды
В растительных клетках часто можно наблюдать разнообразные по форме и окраске пластиды. Так, многочисленные зеленые пластиды — _________(А) — обеспечивают процесс _________(Б) за счет наличия в их составе пигмента_________(В). Кроме того, в клетках можно встретить пластиды, содержащие красный, оранжевый или желтый пигменты. Такие пластиды называют_________(Г).
Перечень терминов:
1) хромопласт
2) хлорофилл
3) лейкопласт
4) фотосинтез
5) вакуоль
6) дыхание
7) хлоропласт
8) каротин
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между примером и типом размножения, который он иллюстрирует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИМЕР
A) почкование дрожжей
Б) образование спор у папоротника
В) выращивание традесканции из черенков
Г) образование деток у лука
Д) образование плодов и семян у вишни
Е) появление отпрысков у сливы
ТИП РАЗМНОЖЕНИЯ
1) бесполое
2) половое
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рассмотрите фотографии собаки породы такса. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между костями и отделами скелета человека: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
КОСТИ
А) плечевая
Б) лопатка
В) ключица
Г) локтевая
Д) лучевая
Е) фаланга пальца
ОТДЕЛЫ СКЕЛЕТА ЧЕЛОВЕКА
1) свободная верхняя конечность
2) пояс верхних конечностей
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность фитопланктона и карасей, если в течение нескольких лет шло увеличение численности зоопланктона? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) не изменится
2) увеличится
3) уменьшится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Рассмотрите изображение голеностопа человека. Как называют повреждение, которое на нем изображено? Зачем при оказании первой помощи необходимо положить сустав на возвышение?
Ученые изучали возникновение патогенности у непатогенных бактерий. Для исследования были взяты бактерии рода Pneumococcus двух штаммов: R-штамма — не имеют защитной капсулы и S-штамма — имеют защитную капсулу. Зараженные мыши бактериями R-штамма оставались здоровыми. Зараженные мыши бактериями S-штамма погибали. В ходе исследования ученые инъецировали культуру живых бактерий R-штамма вместе с S-штаммом, убитым высокой температурой. Спустя время зараженные мыши погибли, и из них были выделены живые бактерии S-штамма.
Какой вывод можно сделать на основании этого исследования? Для чего до начала эксперимента мышей заражали разными штаммами бактерий Pneumococcus?
Спортивные рекорды достигли границ человеческих возможностей. Поэтому некоторые спортсмены для достижения своих целей, невзирая на правовые и медицинские последствия, прибегают к недозволенным фармацевтическим средствам – допингу. Данный термин имеет употребление в спорте не только по отношению к наркотическим веществам, но и к любым веществам природного или синтетического происхождения, позволяющим в результате их приема добиться улучшения спортивных результатов.
Международный Олимпийский комитет запретил спортсменам использовать следующие группы препаратов: стимуляторы, наркотические обезболивающие средства, анаболические препараты, мочегонные средства и др.
Некоторые вещества действуют на нервную систему как стимуляторы. К ним относят амфетамин, эфедрин, кофеин и стрихнин. Хотя их действие кратковременно (выводятся с мочой), они часто используются спортсменами. Часть этих веществ входит в состав лекарств, применяемых при простуде, поэтому спортсмены должны заранее уточнить, содержит ли банальное лекарство запрещенные вещества. Стимуляторы, применяемые при максимальных физических нагрузках, даже в малых дозах, могут приводить к стойкому повышению давления крови и учащению сердцебиения, к нарушению терморегуляции и тепловому удару, к лекарственной зависимости и психическим расстройствам.
Одну из наиболее популярных групп допинговых средств составляют стероидные гормоны – анаболики – синтетические аналоги натурального мужского полового гормона тестостерона. Они стимулируют усвоение белков, увеличивая мышечную массу, формируя мужской тип телосложения с характерным рельефом скелетных мышц, который поддерживается за счет мочегонных средств.
Бесконтрольное применение анаболиков может вызвать психические расстройства, печеночную недостаточность, опухоли печени и легких, нарушение функций половых органов. Кроме того, увеличение мышечной массы не способствует повышению прочности связок, в связи с чем повышается вероятность травм сухожилий. Типичные андрогенные анаболики – нандролон, станозолол, метанабол и др.
Используя содержание текста «Опасность допинга» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) О каких группах запрещенных препаратов говорится в тексте (перечислите эти группы)?
2) К каким последствиям для здоровья спортсмена может привести прием анаболиков?
3) С какой целью принимает запрещенные мочегонные средства штангист, если известно, что по правилам соревнований побеждает тот, кто поднимет наибольший вес при наименьшей собственной массе тела спортсмена?
На обеде в школьной столовой Василиса съела суп молочный с макаронными изделиями, мясные биточки, гарнир из отварного риса и кисель.
1) Каково количество белков в школьном обеде Василисы?
2) Какое еще количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если ее возраст 12 лет, а вес 40 кг?
3) С заболеванием какой системы органов часто связано развитие ожирение?
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Возраст,
лет
Белки,
г/кг
Жиры,
г/кг
Углеводы, г
Энергетическая
потребность, ккал
7–10
2,3
1,7
330
2550
11–15
2,0
1,7
375
2900
Старше 16
1,9
1,0
475
3100
Суточные нормы питания и энергетическая потребность