СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности экологического образования детей дошкольного возраста в детском саду»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность экологического образования дошкольников  целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды,а  также систематической работы с детьми, поэтому в нашем саду была проведена активная работа по экологическому образованию, участниками которой являлись дети, их родители, сотрудники.

Просмотр содержимого документа
««Особенности экологического образования детей дошкольного возраста в детском саду»»

Статья из опыта работы


Никитина Татьяна Владимировна

воспитатель



Тема: «Особенности экологического образования детей дошкольного возраста в детском саду»

Детство – это пора открытий. В процессе ознакомления с окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики. Многие отечественные и зарубежные педагоги, психологи рекомендуют начинать знакомство детей с природным окружением с дошкольного возраста.

В нашем детском саду создана целостная система экологического образования, участниками которой являются дети, сотрудники детского сада, родители.

Работа с детьми организуется через непосредственно образовательную (НОД), совместную и самостоятельную деятельность. Деятельность носит тематический, интегрированный характер, строится от простого к сложному, дети становятся активными участниками в решении совместно выявленных проблем, где путем проб и ошибок находят правильный ответ. Они думают, рассуждают, сравнивают, делают выводы. С целью повышения активности детей используются игровые обучающие, житейские ситуации, диалогические игры, мнемотаблицы, моделирование, схемы, план – карты.

Материал к детской деятельности подбирается с учетом темы, индивидуального и дифференцированного подхода. С целью повышения качества проведения мероприятий, усиления наглядности, для более доступного объяснения нового материала и закрепления пройденного используются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют в увлекательной форме привлечь внимание детей и наглядно показать взаимосвязь животных и растений, живой и неживой природы.

Не первый год используется в работе с детьми проектная технология. Разработаны, детские проекты «Огород на окошке?», «Как хлеб на стол приходит», которые направлены на изучение окружающей среды.

Привлекая детей к тесному общению с природой, стремимся научить их не только оберегать и любить все живое, но и прослеживать последствия человеческой деятельности. Например, если люди ходят по газонам – трава плохо растет; где бросают мусор – двор грязный. Перед детьми возникает вопрос, «Что нужно сделать, чтобы наше село было зеленым и чистым?», ответ дети получили через реализацию проектов «Сделаем малую родину краше». Проекты «Растения вокруг нас», «Зеленые целители» помогли детям познакомиться с растительным миром участка детского сада.

Наряду с непосредственно образовательной деятельностью, задачи по экологическому образованию реализуются в совместной и самостоятельной деятельности детей, используются разнообразные нетрадиционные формы работы, такие как:

  • Экологические акции «Поможем птицам выжить» где дети совместно с воспитателями и родителями рисуют рисунки, пишут письма – обращения, собирают корм для кормления птиц живущих в природе. Дети принявшие участие в акции «Я не хочу живую елочку», ни за что не соглашаются покупать лесную красавицу, убеждают родителей заменить ее на искусственную. Результат акции «Сохраним первоцветы» - лужайки не сорванных одуванчиков на территории детского сада и за его пределами.

  • «Экологический экран» стал традиционным для нашего детского сада, это познавательно-информационное поле, отражающее результаты акций, добрые дела взрослых и детей. На «Экологическом экране» выставляются и творческие работы, выполненные детьми и взрослыми – рисунки, экологические сказки, экологические знаки, письма-обращения, призывы в защиту природы.

  • Экологическая тропа дает возможность путешествовать от одного объекта природы к другому находящихся на территории детского сада и парке села, не только наблюдая, но и исследуя их. Дети получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры, исследуют и экспериментируют.

Большое значение уделяется предметно-развивающей среде, которая обустраивается согласно возрасту, сезонности, тематики недели и конечно календарных праздников. В группе оформлен экспериментальный уголок, где дети проводят опыты и эксперименты, учатся анализировать, делать выводы. Результаты работы заносятся в «Дневник наблюдений».

В творческой мастерской дети вместе с воспитателем и родителями рисуют экологические знаки: «Не сори», «Не шуми», «Береги воду», «Полей цветы», расставляют их в группе, на участке или дарят малышам. Изготавливают модели, «Что необходимо для роста растения?», «Как узнать живое?», «Кому нужна вода?» и другие.

Элементы экологических знаний дети получают и на других НОД.

  • Развитие речи – дети учатся рассуждать, анализировать, составлять рассказы о природных объектах, у них развивается связная речь, логическое мышление.

  • Формированию элементарных математических представлений - дети ориентируются в пространстве, на листе бумаги, во времени; составляют модели, схемы, работают с картами.

  • Валеология - дети познают свое тело, учатся осознанно относиться к своему здоровью; приобщаются к основам здорового образа жизни.

  • Музыка - дети разучивают песни, слушают музыкальные произведения о природе, знакомятся с фольклором, применяют полученные знания на экологических занятиях.

Для повышения экологической компетентности воспитателей и родителей, проводятся консультации, игры, викторины, экологические гостиные, мастер- классы, что помогает формированию правильных представлений о существующих в природе взаимосвязях.

Радует, что отношение родителей к экологическому воспитанию меняется, они стали более активные, заинтересованные, чаще стали обращаться за советом: «Как создать необходимые условия для домашних питомцев?»; «Как посадить и вырастить комнатное растение?»; «Как научить ребенка не обижать насекомых?» и т.д.

Подводя итоги, можно сделать вывод: использование инновационных форм, методов и приемов в работе дошкольного образовательного учреждения позволяет повысить компетентность педагогов, родителей в области экологического образования, активность детей в познании нового, а значит повысить качество воспитательно-образовательного процесса в целом. Глядя на наших детей, можно с уверенностью сказать «Наше будущее в надёжных руках».














Список использованной литературы


  1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. М.: Просвещение: Владос.2004.

  2. Вакуленко Ю.А.«Воспитание любви к природе у дошкольников»., Издательство: Учитель», 2008г

  3. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1993.

  1. Махачева М. Л. Экологическое развитие детей дошкольного имладшего школьного возраста / Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагоговначальной школы. – М.: Аркти, 2004.