ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Введение
С развитием технического уровня цивилизации слово «экология» приобрело современный смысл: экология — наука, изучающая все, в том числе техногенные и антропогенные, влияния на сложившиеся системы взаимоотношений живых существ в отдельно взятом регионе.
В наши дни никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели проблемы экологии.
400 лет назад каждые 3 года вымирал один биологический вид. В наше время каждые 8 месяцев на Земле вымирает один вид. Исчезновение одного вида растений может привести к гибели 10 видов животных.
К глобальным экологическим проблемам также относится защита людей от особо опасных заболеваний.
Экологическое образование несет в себе колоссальный нравственный потенциал. Нравственность предполагает стремление к самосовершенствованию, духовному развитию, невозможность «переступить черту». Оберегая природу, заботясь о сохранении ее целостности, человек, прежде всего, сохраняет себя, свой внутренний мир, гармонизует свои отношения с окружающей природой. Основной смысл экологического образования и воспитания обучающихся состоит в формировании у подрастающего поколения новой системы ценностей в коммуникации с природой, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей, активной социально-экологической позиции; творческой трансляции ценностей экологической культуры в образовательном пространстве, а так же в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Жизненная значимость экологического образования и воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности.
В первую очередь экологические знания получают в процессе воспитания. Воспитание начинается с самого рождения человека, и длится на протяжении всей его жизни. Одной из задач экологического воспитания является культурное отношение к окружающей среде, которое формируется с детства. Один из примеров культурного отношения к природе, когда мать учит своего ребёнка не сорить на улице, а выбрасывать мусор в положенном месте. Подобный пример закладывается в сознании человека с детства. С рождения воспитанием занимаются родители, в детском саду – воспитатели, в школе – учителя, в университете – преподаватели, а уже дальше человек сам себя воспитывает и учится на собственных ошибках. На протяжении всей жизни, будучи детьми, взрослыми или стариками экологическое воспитание остаётся в разуме человека.
Особенности экологического воспитания детей и подростков в учреждении дополнительного образования
Экологическое образование помогает не только углубить собственные знания в области экологии, но и получить на выходе умение применить полученные сведения на практике в различных областях современного общества.
В современном мире образовалось большое количество экологических проблем, важным аспектом в их решении является формирование культуры экологической и образованности поколения подрастающего. Система дополнительного образования более гибкая и имеет большие возможности для творческого и интеллектуального развития личности. Ее преимущества перед занятиями в учебном кабинете заключается в наиболее эффективном представлении конкретных проблем окружающей среды, непосредственно затрагивающие жизнедеятельность людей.
Дополнительное образование создает условия для практического исследования окружающей среды, воспитания человека с новым типом мышления, с экологически правильным поведением. В свободное от уроков время педагоги имеют большие возможности увлечь учащихся, привести их к поставленной цели: воспитанию гражданских чувств, патриотизма, ответственности, самостоятельности, развитию познавательных интересов, навыков трудолюбия, эстетической культуры, становлению активной жизненной позиции, обогащению положительным нравственным опытом.
В нашем учреждении нет объединений, которые бы вплотную занимались экологией, но, тем не менее, тема экологического воспитания актуальна в каждом объединении. Можно назвать следующие направления деятельности по экологическому воспитанию:
тематические мероприятия, беседы, лекции, диспуты; конкурсы, викторины, игры;
выставки поделок, сделанных обучающимися из бросового и природного материалов;
совместные мероприятия с родителями и для родителей;
работа с источниками массовой информации;
разработка и создание тематических информационных стендов;
участие в выставках различных уровней;
изготовление и развешивание кормушек для птиц;
участие в субботниках по благоустройству территории.
В течение двух последних лет активисты детского общественного объединения «ШАР» работают в рамках проекта «Маленький гражданин большой страны» с воспитанниками детского сада «Дружба». Хотя проект и является патриотическим, но также большое внимание в нём уделяется экологическому образованию. Первое занятие в рамках проекта было посвящено приметам осени. Приметы про осень связаны с урожаем и предстоящей зимой. Суровая зима с морозами и вьюгами – тяжелое испытание не только для людей, но и для природы. Поэтому так важно уметь отмечать признаки, по которым можно представить, каким будет зимний сезон. Ну а для детей наблюдение за природой – интересная игра, тренирующая память, внимание, логическое мышление.
В ходе мастер-класса «Зайчонок на полянке» дети закрепили знания о среде обитания и образе жизни зайцев в живой природе. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь – плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Нужны одинаково все – и волки, и зайцы. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет. На занятии «Мастерская народных промыслов «Жаворонки»» воспитанники закрепили приметы прихода весны; вспомнили названия птиц, прилетающих весной, их окрас и места обитания; закрепили правила бережного отношения к природе.
В ходе цикла занятий на тему: «Дары земли Донской» дошкольники познакомились с богатствами земельных и водных ресурсов нашей области. Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных - наше богатство. Его надо беречь. Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с особой осторожностью. Немного времени надо, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче, поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и её многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них начнут чахнуть окрестные леса и рощи.
Нужно воспитывать в детях заботу о родной природе и её богатствах. Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, повадки, суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, но и испытывать любовь к муравью, лягушке, цветам и деревьям – ко всему, что его окружает.
Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только надо им помочь сохранить её на всю жизнь. Это и будет формирование основ экологической культуры у детей.
Эту и многую другую информацию в доступной игровой форме активисты детского общественного объединения «ШАР» смогли представить дошкольникам в процессе реализации проекта.
Заключение
Таким образом, формирование в сознании детей и подростков иерархии экологических ценностей, устойчивого ценностного отношения к природе, ответственного отношения к своему здоровью, экологических ориентаций как важнейшего компонента экологической культуры личности, в настоящее время должно быть в числе важных воспитательных задач учреждения дополнительного образования, независимо от преобладающих в нем направленностей деятельности.
Литература
Сальникова, М. В. Экологическое образование и воспитание обучающихся / М. В. Сальникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1543-1546.
Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. Вопросы теории и практики. – М., 1984.
Экологическое образование школьников. / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравчиной. – М., 1983.
www. Razvivashka.ru