СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности экспериментальной работы. Виды эксперимента. Условия организации эксперимента

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменение (или воспроизведение) педагогического явления в наиболее благоприятных условиях

(В.И.Загвязинский,1982)

Просмотр содержимого документа
«Особенности экспериментальной работы. Виды эксперимента. Условия организации эксперимента»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШАХТЕРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»      Особенности экспериментальной работы.  Виды эксперимента.  Условия организации эксперимента   Подготовила студентка: Скорик Анна Павловна курс 4 группа 4шзо форма обучения: заочная специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» Предмет: ТПА МР учителя начальных классов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАХТЕРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Особенности экспериментальной работы. Виды эксперимента. Условия организации эксперимента

Подготовила

студентка: Скорик Анна Павловна

курс 4 группа 4шзо

форма обучения: заочная

специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Предмет: ТПА МР учителя начальных классов

Что такое педагогический эксперимент? Изменение (или воспроизведение) педагогического явления в наиболее благоприятных условиях (В.И.Загвязинский,1982)  Признак эксперимента ‒ запланированное вмешательство экспериментатора в изучаемое явление Чтобы получить надежный результат, нужно неоднократно повторить эксперимент Основа для проведения эксперимента ‒ гипотеза (утверждение о получении педагогического ( методического ) факта при определенных условиях)

Что такое педагогический эксперимент?

Изменение (или воспроизведение) педагогического явления в наиболее благоприятных условиях

(В.И.Загвязинский,1982)

  • Признак эксперимента ‒ запланированное вмешательство экспериментатора в изучаемое явление
  • Чтобы получить надежный результат, нужно неоднократно повторить эксперимент
  • Основа для проведения эксперимента ‒ гипотеза (утверждение о получении педагогического ( методического ) факта при определенных условиях)

Особенности педагогического эксперимента Проводится в естественных условиях; Результатом его является получение педагогического (методического) факта ; Повторение с другим составом испытуемых и в других условиях;

Особенности педагогического эксперимента

  • Проводится в естественных условиях;
  • Результатом его является получение педагогического (методического) факта ;
  • Повторение с другим составом испытуемых и в других условиях;

Педагогический факт ‒ любое объективно существующее явление педагогического процесса Педагогические факты Эмпирические Научные 4

Педагогический факт ‒ любое объективно существующее явление педагогического процесса

Педагогические

факты

Эмпирические

Научные

4

Характер педагогического факта зависит от объекта эксперимента Деятельность педагога (учителя) Деятельность учащихся Личность ребенка Коллектив учащихся Влияние, оказываемое на ребенка 4

Характер педагогического факта зависит от объекта эксперимента

  • Деятельность педагога (учителя)
  • Деятельность учащихся
  • Личность ребенка
  • Коллектив учащихся
  • Влияние, оказываемое на ребенка

4

Сущность методического исследования Методическое исследование ‒ процесс обучения учащихся определенному предметному содержанию Прикладной характер (практическая реализация) Результат должен обладать свойством массовости (применим во всей образовательной системе) 4

Сущность методического исследования

  • Методическое исследование ‒ процесс обучения учащихся определенному предметному содержанию
  • Прикладной характер (практическая реализация)
  • Результат должен обладать свойством массовости (применим во всей образовательной системе)

4

Сущность методического исследования  Исследуется научная проблема , имеющая практическую актуальность Только теоретически получить и обосновать методический факт невозможно (слишком много факторов влияния ‒сверх сложная система)    4

Сущность методического исследования

  • Исследуется научная проблема , имеющая практическую актуальность
  • Только теоретически получить и обосновать методический факт невозможно (слишком много факторов влияния ‒сверх сложная система)

4

Роль педагогического эксперимента в методическом исследовании    Предварительный эксперимент Выявление состояния исследуемого явления в практике обучения Поиск приемов и способов изменения ситуации Коррекция экспериментальных средств (экспериментальных материалов) Использование разработанных экспериментальных материалов для подтверждения гипотезы исследования   4

Роль педагогического эксперимента в методическом исследовании

  • Предварительный эксперимент
  • Выявление состояния исследуемого явления в практике обучения
  • Поиск приемов и способов изменения ситуации
  • Коррекция экспериментальных средств (экспериментальных материалов)
  • Использование разработанных экспериментальных материалов для подтверждения гипотезы исследования

4

В методическом исследовании разрабатываются: Методика проведения исследования в целом Методика обучения учащихся… Методика проведения экспериментального исследования 4

В методическом исследовании разрабатываются:

  • Методика проведения исследования в целом
  • Методика обучения учащихся…
  • Методика проведения экспериментального исследования

4

Виды педагогического эксперимента: лабораторный / естественный абсолютный /сравнительный констатирующий/ поисковый / формирующий (созидательный, преобразующий, обучающий )    4

Виды педагогического эксперимента:

  • лабораторный / естественный
  • абсолютный /сравнительный
  • констатирующий/ поисковый / формирующий (созидательный, преобразующий, обучающий )

4

Констатирующий эксперимент  ‒ констатация состояния изучаемого явления Проводится в начале исследования Получают данные, которые подтверждают актуальность проблемы исследования и согласуются с гипотезой исследования 4
  • Констатирующий эксперимент

‒ констатация состояния изучаемого явления

  • Проводится в начале исследования
  • Получают данные, которые подтверждают актуальность проблемы исследования и согласуются с гипотезой исследования

4

Методика проектирования констатирующего эксперимента Выделение объекта изучения (проблема и гипотеза) Определение конкретных целей эксперимента (уточнение целей) Разработка экспериментальных материалов Определение методов Организационные формы проведения Естественный эксперимент 4 4

Методика проектирования констатирующего эксперимента

  • Выделение объекта изучения (проблема и гипотеза)
  • Определение конкретных целей эксперимента (уточнение целей)
  • Разработка экспериментальных материалов
  • Определение методов
  • Организационные формы проведения
  • Естественный эксперимент

4

4

Методы констатирующего эксперимента : Экспертная оценка (индивидуальная или коллективная) Наблюдение (объект, цель, план) Письменные опросы (анкетирование) учащихся Устные опросы (интервью) Анализ письменных работ учащихся предметного содержания  4

Методы констатирующего эксперимента :

  • Экспертная оценка (индивидуальная или коллективная)
  • Наблюдение (объект, цель, план)
  • Письменные опросы (анкетирование) учащихся
  • Устные опросы (интервью)
  • Анализ письменных работ учащихся предметного содержания

4

Технология организации констатирующего эксперимента Определение группы учащихся (большая выборка 100‒200 чел.) Место и время проведения 4

Технология организации констатирующего эксперимента

  • Определение группы учащихся (большая выборка 100‒200 чел.)
  • Место и время проведения

4

2. Поисковый эксперимент(уточняющий) Цель ‒ уточнение гипотезы (проверка на небольшой группе, отдельных компонентов гипотезы, формулирование и проверка вспомогательных гипотез) Коррекция материалов для экспериментального обучения  Естественный или лабораторный 4

2. Поисковый эксперимент(уточняющий)

  • Цель ‒ уточнение гипотезы (проверка на небольшой группе, отдельных компонентов гипотезы, формулирование и проверка вспомогательных гипотез)
  • Коррекция материалов для экспериментального обучения

Естественный или лабораторный

4

3. Формирующий (созидательный, преобразующий, обучающий ) эксперимент Строится только на основе гипотезы Разрабатывается методика проведения эксперимента:  сравнительный или абсолютный;  показатели, критерии 4

3. Формирующий (созидательный, преобразующий, обучающий ) эксперимент

  • Строится только на основе гипотезы
  • Разрабатывается методика проведения эксперимента:
  • сравнительный или абсолютный;
  • показатели, критерии

4

Сравнительный эксперимент Контрольная и экспериментальная группы Принцип единственного различия (уравнивание остальных условий) Принцип единственного сходства  ( проводится в разных условиях) 4

Сравнительный эксперимент

  • Контрольная и экспериментальная группы
  • Принцип единственного различия (уравнивание остальных условий)
  • Принцип единственного сходства

( проводится в разных условиях)

4

Абсолютный эксперимент Проводится в одной экспериментальной группе Выявляется динамика изменения объекта изучения Используется, когда изучается развитие чего‒либо Требует предъявления индивидуальных и групповых результатов 4

Абсолютный эксперимент

  • Проводится в одной экспериментальной группе
  • Выявляется динамика изменения объекта изучения
  • Используется, когда изучается развитие чего‒либо
  • Требует предъявления индивидуальных и групповых результатов

4

Показатели и критерии Показатели ‒ внешние проявления исследуемого явления Критерии ‒ границы проявления показателя (для отнесения к определенному уровню) 4

Показатели и критерии

  • Показатели ‒ внешние проявления исследуемого явления
  • Критерии ‒ границы проявления показателя (для отнесения к определенному уровню)

4

Условия проведения формирующего эксперимента Проведение контрольного эксперимента для получения надежного результата Использование статистических методов для определения надежности полученных данных В условиях магистерского исследования ‒ апробация материалов 4

Условия проведения формирующего эксперимента

  • Проведение контрольного эксперимента для получения надежного результата
  • Использование статистических методов для определения надежности полученных данных
  • В условиях магистерского исследования ‒ апробация материалов

4

Литература: Храмович М.А. Научный эксперимент, его место и роль в познании ‒ Минск, 1972 Методы педагогических исследований /Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробъева ‒ М.: Педагогика, 1979 Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробъева ‒ М.: Педагогика, 1979 Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования ‒ М.: Педагогика, 1982 Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Гл.3 (методы исследования)‒ М.: Педагогика, 1982 «Педагогика.ру» Сайт для студентов. http://pedagogy.ru 4

Литература:

  • Храмович М.А. Научный эксперимент, его место и роль в познании ‒ Минск, 1972
  • Методы педагогических исследований /Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробъева ‒ М.: Педагогика, 1979
  • Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробъева ‒ М.: Педагогика, 1979
  • Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования ‒ М.: Педагогика, 1982
  • Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Гл.3 (методы исследования)‒ М.: Педагогика, 1982
  • «Педагогика.ру» Сайт для студентов. http://pedagogy.ru

4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!