Просмотр содержимого документа
«Особенности экспериментальной работы.Виды эксперимента.Условия организации эксперимента»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХТЕРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Особенности экспериментальной работы. Виды эксперимента. Условия организации эксперимента
Подготовила
студентка: Скорик Анна Павловна
курс 4 группа 4шзо
форма обучения: заочная
специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Предмет: ТПА МР учителя начальных классов
Что такое педагогический эксперимент?
Изменение (или воспроизведение) педагогического явления в наиболее благоприятных условиях
(В.И.Загвязинский,1982)
- Признак эксперимента ‒ запланированное вмешательство экспериментатора в изучаемое явление
- Чтобы получить надежный результат, нужно неоднократно повторить эксперимент
- Основа для проведения эксперимента ‒ гипотеза (утверждение о получении педагогического ( методического ) факта при определенных условиях)
Особенности педагогического эксперимента
- Проводится в естественных условиях;
- Результатом его является получение педагогического (методического) факта ;
- Повторение с другим составом испытуемых и в других условиях;
Педагогический факт ‒ любое объективно существующее явление педагогического процесса
Педагогические
факты
Эмпирические
Научные
4
Характер педагогического факта зависит от объекта эксперимента
- Деятельность педагога (учителя)
- Деятельность учащихся
- Личность ребенка
- Коллектив учащихся
- Влияние, оказываемое на ребенка
4
Сущность методического исследования
- Методическое исследование ‒ процесс обучения учащихся определенному предметному содержанию
- Прикладной характер (практическая реализация)
- Результат должен обладать свойством массовости (применим во всей образовательной системе)
4
Сущность методического исследования
- Исследуется научная проблема , имеющая практическую актуальность
- Только теоретически получить и обосновать методический факт невозможно (слишком много факторов влияния ‒сверх сложная система)
4
Роль педагогического эксперимента в методическом исследовании
- Предварительный эксперимент
- Выявление состояния исследуемого явления в практике обучения
- Поиск приемов и способов изменения ситуации
- Коррекция экспериментальных средств (экспериментальных материалов)
- Использование разработанных экспериментальных материалов для подтверждения гипотезы исследования
4
В методическом исследовании разрабатываются:
- Методика проведения исследования в целом
- Методика обучения учащихся…
- Методика проведения экспериментального исследования
4
Виды педагогического эксперимента:
- лабораторный / естественный
- абсолютный /сравнительный
- констатирующий/ поисковый / формирующий (созидательный, преобразующий, обучающий )
4
- Констатирующий эксперимент
‒ констатация состояния изучаемого явления
- Проводится в начале исследования
- Получают данные, которые подтверждают актуальность проблемы исследования и согласуются с гипотезой исследования
4
Методика проектирования констатирующего эксперимента
- Выделение объекта изучения (проблема и гипотеза)
- Определение конкретных целей эксперимента (уточнение целей)
- Разработка экспериментальных материалов
- Определение методов
- Организационные формы проведения
- Естественный эксперимент
4
4
Методы констатирующего эксперимента :
- Экспертная оценка (индивидуальная или коллективная)
- Наблюдение (объект, цель, план)
- Письменные опросы (анкетирование) учащихся
- Устные опросы (интервью)
- Анализ письменных работ учащихся предметного содержания
4
Технология организации констатирующего эксперимента
- Определение группы учащихся (большая выборка 100‒200 чел.)
- Место и время проведения
4
2. Поисковый эксперимент(уточняющий)
- Цель ‒ уточнение гипотезы (проверка на небольшой группе, отдельных компонентов гипотезы, формулирование и проверка вспомогательных гипотез)
- Коррекция материалов для экспериментального обучения
Естественный или лабораторный
4
3. Формирующий (созидательный, преобразующий, обучающий ) эксперимент
- Строится только на основе гипотезы
- Разрабатывается методика проведения эксперимента:
- сравнительный или абсолютный;
- показатели, критерии
4
Сравнительный эксперимент
- Контрольная и экспериментальная группы
- Принцип единственного различия (уравнивание остальных условий)
- Принцип единственного сходства
( проводится в разных условиях)
4
Абсолютный эксперимент
- Проводится в одной экспериментальной группе
- Выявляется динамика изменения объекта изучения
- Используется, когда изучается развитие чего‒либо
- Требует предъявления индивидуальных и групповых результатов
4
Показатели и критерии
- Показатели ‒ внешние проявления исследуемого явления
- Критерии ‒ границы проявления показателя (для отнесения к определенному уровню)
4
Условия проведения формирующего эксперимента
- Проведение контрольного эксперимента для получения надежного результата
- Использование статистических методов для определения надежности полученных данных
- В условиях магистерского исследования ‒ апробация материалов
4
Литература:
- Храмович М.А. Научный эксперимент, его место и роль в познании ‒ Минск, 1972
- Методы педагогических исследований /Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробъева ‒ М.: Педагогика, 1979
- Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробъева ‒ М.: Педагогика, 1979
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования ‒ М.: Педагогика, 1982
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Гл.3 (методы исследования)‒ М.: Педагогика, 1982
- «Педагогика.ру» Сайт для студентов. http://pedagogy.ru
4