Сухомазов Никита Александрович
«Особенности формирования современного религиозного сознания»
Количество страниц 6
ГБПОУ ВО «ЛАТТ»
Очная
1 курс группа М-12
Научный руководитель: Лысенко Михаил Сергеевич
Тел: 89081343955
Почта : lms_84@mail.ru
Уникальность текста 81%
«Особенности формирования современного религиозного сознания»
Религиозное сознание – одна из систем мировоззрения, укрепляющая общество в периоды стабильности и подверженная изменениям в эпохи значительных социальных изменений. Религиозное сознание способно оказывать влияние на общество, играет активную роль в формировании духовных ценностей, мировоззрения, в сохранении традиций. Оно выполняет две противоположные функции в обществе: с одной стороны, дифференцирует общество на два лагеря – верующих и неверующих, а с другой –интегрирующую, объединяющую. Несмотря на то, что в настоящее время имеется обширная литература по проблемам религии, до сих пор феномен религиозного сознания изучен недостаточно. Поэтому данная тема является актуальной.
Цель работы – рассмотреть особенности формирования религиозного сознания.
Задачи работы:
– изучить роль религиозного сознания в конструировании картины современного социального мира;
– выявить особенности формирования современного религиозного сознания.
В работе используются методы исторического и логического анализа, сравнительно-сопоставительный подход.
Тема социального конструирования реальности имеет давнюю традицию и большую историю. В условиях настоящего времени она обретает все более междисциплинарный характер, поскольку сам человек представляет собой довольно сложный и противоречивый объект исследования в социальных науках, не позволяющий описать его в рамках какой-либо одной исследовательской программы. Как следствие, анализ его деятельности и ее результатов неизбежно предполагает особое отношение, особенно сегодня, когда формируется, так называемый, «постчеловек» в рамках инженерно-кибернетической игры языка.
Язык и сознание становятся ключевыми проблемами научных исследований благодаря тому, что «постчеловеческий разум и искусственный интеллект выходят на уровень сверхразума, качественно превосходящего уровень человека» [3]. Понять сознание, несмотря на достижения современной науки, оказалось делом слишком сложным. Осознание сознания продолжается.
Не является в этом плане исключением и религиозное сознание, оно и его возможности в конструировании картины мира продолжают привлекать внимание исследователей различных отраслей знания. Напомним, что основополагающей особенностью религиозного сознания является наличие в нем удвоения мира: наряду с реальным, повседневным жизненным миром существует иной – неземной или потусторонний мир. Доказать логично или опровергнуть их существование пока оказалось невозможным, поскольку в основе признания и обоснования данного тезиса лежит вера, не нуждающаяся в подтверждении истинности религии со стороны разума или чувств.
Вместе с тем, вера присуща любой сфере человеческой жизнедеятельности. Например, ученый верит в поиск результатов своей деятельности и доказывает свои гипотезы, стремясь обосновать их объективность и истинность, врач верит в правильность выбранных стратегии и тактики лечения и т.п. Примеров можно привести огромное количество. Но это не является нашей целью. На их основе мы отчетливо видим, что вера одновременно сочетает в себе осознанное и неосознанное, рациональное и иррациональное, связана тесно с интуицией и озарениями.
Важно помнить, что вера не только как религиозный, но и психологический, культурный, социологический и иной феномен, исследуется различными науками. Да и само слово «вера» на каждом шагу используется в нерелигиозном значении. Мы говорим: вера в победу, вера в людей, вера в правду, с верой в будущее; люди верят в себя, в удачу, в судьбу; мы говорим о доверии к человеку и уверенности в себе. Наконец, мы говорим: верность Родине, верность долгу, верность любви, верность своему призванию, беспредельная верность своему народу. Все высшие качества человека и лучшие его поступки связаны с верой и верностью.
При этом важно отметить, что вера и религиозность не идентичны и поэтому постоянно термин «вера» нуждается в уточнении семантического объема понятия и в анализе специфики его применения в рамках сознания человека, в том числе, и религиозного.
Религиозное сознание на протяжении всей истории существования человека играло и играет важную роль в системе культуры, так как религия включает в себя мировоззрение масс.
Многочисленные интерпретации религиозного сознания всегда находятся, явно или неявно, внутри той или иной философской системы миропонимания. На основе анализа работ можно выделить три основных подхода к изучению религиозного сознания: богословский, философский и научный, а общей методологией признать в различные эпохи социально-философскую теорию, «формулирующую принципы анализа и осмысления развития общественной жизни людей в целом» [1].
Важным моментом является тот факт, что религиозное сознание существует, функционирует, воспроизводится и тиражируется посредством языка, представляющего сложную знаково-символическую систему. Он (язык) репрезентирует содержание веры.
На основе данных положений мы попытаемся рассмотреть некоторые особенности конструирования современной картины мира религиозным сознанием, которое, как и сознание вообще, обладает теоретическим и обыденным уровнями.
Прежде всего, религиозное сознание сегодня зачастую начинает претендовать на роль национальной идеологии, обращаясь и активно используя многовековые духовные традиции народов. Особенно это отчетливо проявляется в государствах, вставших на путь модернизации социально-экономических и социально-политических систем. Динамизм развития современного мира глобализации, когда «правила» его организации и развития меняются настолько часто, что ведут к нарастанию рискогенности жизнедеятельности, немало способствует этому [5]. Духовного вакуума не бывает, и на смену одним ценностям и представлениям приходят другие.
Один из ярких примеров тому – радикальная смена кумиров веры у лидеров политической и экономической элит в перестроечный и начала 90-х годов периоды развития Российского государства. Рьяные сторонники коммунистической идеологии марксизма-ленинизма в одночасье стали участниками различных религиозных мероприятий, позируя перед телекамерами.
В силу того, что религиозный язык обладает метафоричностью, его эмоциональная составляющая при восприятии образов мира начинает играть существенную роль. Эмоциональная насыщенность позволяет глубже не только раскрывать религиозные чувства, но и проникать и закрепляться в сознании.
Однако не все эмоции могут быть религиозными, таковыми являются лишь связанные с религиозным нарративом и, следовательно, обладают определенным смыслом и назначением. Как следствие, любой религиозный текст начинает рассматриваться в большинстве своем как истинный, хотя наряду с религиозностью в нем могут содержаться элементы магичности.
Под текстом мы понимаем мир, окружающий человека, его самого как некую часть мира и самого человека как мир, позволяющий конструировать смыслы. При доминировании чувств проблема истинности содержания текстовых образов практически не вызывает сомнения. Религиозные догмы приобретают статус истины в последней инстанции. При помощи языка религиозное сознание оказывается практическим, действенным, становится групповым и общественным, и, тем самым, существующим, а для человека выступает как руководство к тем или иным действиям [4]. Благодаря языку религиозные представления и нормы передаются от одного к другому, от группы к группе, из поколения к поколению.
Вера в объективное существование гипостазированных существ включает веру в общение с ними, которое предполагает диалог. Диалог возможен благодаря отраженной субъектности, включающей как интро-, так и интерсубъективность. Данное свойство формируется в онтогенезе в процессе интериоризации структур непосредственного общения индивида с окружающими людьми [2]. Благодаря отраженной субъектности в сознании человека присутствуют «Я» и «Другой», переживаются субъект-объектные и субъект-субъектные отношения. Особенно важным для личности является «Значимый Другой». Вступив в диалог, «Я» подчиняется его правилам. Если социализация индивида происходит в условиях религиозной среды, и он становится религиозным, то «Другой» в его религиозном сознании может являться в образе представителя религиозной общности («священник», «духовник», «епископ», «патриарх», «Папа», «раввин», «имам», «близкий верующий в общине» и т. п.). Кроме того, «Другой» может актуализироваться как образ существовавшего когда-то лица – «Отец Церкви», «Учитель», «Святой», «Мученик», и т.д. Появляются особые формы диалога с «Другим» – молитва, исповедь, медитация. «Я» обращается к «Значимому Другому» и, при этом, ждет ответов от него. «Я» говорит с «Другим/Другими».
Ни для кого не секрет, что современные технологии и техники коммуникации сделали доступным многие сакральные характеристики религиозного сознания, делая их, тем самым, открытыми и привнося в них новые смыслы. «Всевидящее око» позволяет присутствовать рядовому верующему во время свершения таинств там, где не положено ступать ноге человека.
Углубляется диалогичность религиозного сознания и его влияние на формирование картины мира. Более того, информационно-коммуникационные технологии ведут к эклектичности и мозаичности религиозного сознания. Неизбежно нарастают его виртуализация и образность, усиливая поверхностное восприятие содержания и снижая собственно число самих верующих. Появляются новые формы религиозного сознания, когда под видом религиозной веры формируется картина мира далекая как от идеализированной религиозной традиции, так и от религиозной культуры.
Итак, из данной работы можно сделать следующие выводы. Религиозное сознание играет важную роль в конструировании картины современного социального мира. Особенности формирования современного религиозного сознания определяются и задаются деятельностью человека. Религиозное сознание сегодня становится все более клиповым, что неизбежно сказывается на поведении человека.
Список используемых источников информации
1. Лабазова О.Ф. Современное сознание россиян: истоки, особенности, тенденции / О.Ф. Лабазова // Современный научный вестник. – 2013. – №2. – С. 9-18.
2. Омарова З.У. Трансформация религиозного сознания: современный аспект / З.У. Омарова // Философские исследования. – 2012. – №3. – С. 160-183.
3. Савелюк Н.М. Религиозное сознание как фактор национального самоопределения современной студенческой молодежи / Н.М. Савелюк // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – №15. – С. 38-42.
4. Суворов М.А. Механизмы и агенты манипуляции сознанием в современном российском обществе / М.А. Суворов // Забайкальский государственный университет. – 2015. – С. 27-35.
5. Хлебникова О.В. Деконструкция современного религиозного сознания / О.В. Хлебникова // Религиозная ситуация в российских регионах. – 2016. – С. 116-121.