СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности формирования современного религиозного сознания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект студента, для научной конференции.

Просмотр содержимого документа
««Особенности формирования современного религиозного сознания»»

Сухомазов Никита Александрович

«Особенности формирования современного религиозного сознания»

Количество страниц 6

ГБПОУ ВО «ЛАТТ»

Очная

1 курс группа М-12

Научный руководитель: Лысенко Михаил Сергеевич

Тел: 89081343955

Почта : lms_84@mail.ru

Уникальность текста 81%


«Особенности формирования современного религиозного сознания»

Религиозное сознание – одна из систем мировоззрения, укрепляющая общество в периоды стабильности и подверженная изменениям в эпохи значительных социальных изменений. Религиозное сознание способно оказывать влияние на общество, играет активную роль в формировании духовных ценностей, мировоззрения, в сохранении традиций. Оно выполняет две противоположные функции в обществе: с одной стороны, дифференцирует общество на два лагеря – верующих и неверующих, а с другой –интегрирующую, объединяющую. Несмотря на то, что в настоящее время имеется обширная литература по проблемам религии, до сих пор феномен религиозного сознания изучен недостаточно. Поэтому данная тема является актуальной.

Цель работы – рассмотреть особенности формирования религиозного сознания.

Задачи работы:

– изучить роль религиозного сознания в конструировании картины современного социального мира;

– выявить особенности формирования современного религиозного сознания.

В работе используются методы исторического и логического анализа, сравнительно-сопоставительный подход. 

Тема социального конструирования реальности имеет давнюю традицию и большую историю. В условиях настоящего времени она обретает все более междисциплинарный характер, поскольку сам человек представляет собой довольно сложный и противоречивый объект исследования в социальных науках, не позволяющий описать его в рамках какой-либо одной исследовательской программы. Как следствие, анализ его деятельности и ее результатов неизбежно предполагает особое отношение, особенно сегодня, когда формируется, так называемый, «постчеловек» в рамках инженерно-кибернетической игры языка.

Язык и сознание становятся ключевыми проблемами научных исследований благодаря тому, что «постчеловеческий разум и искусственный интеллект выходят на уровень сверхразума, качественно превосходящего уровень человека» [3]. Понять сознание, несмотря на достижения современной науки, оказалось делом слишком сложным. Осознание сознания продолжается.

Не является в этом плане исключением и религиозное сознание, оно и его возможности в конструировании картины мира продолжают привлекать внимание исследователей различных отраслей знания. Напомним, что основополагающей особенностью религиозного сознания является наличие в нем удвоения мира: наряду с реальным, повседневным жизненным миром существует иной – неземной или потусторонний мир. Доказать логично или опровергнуть их существование пока оказалось невозможным, поскольку в основе признания и обоснования данного тезиса лежит вера, не нуждающаяся в подтверждении истинности религии со стороны разума или чувств.

Вместе с тем, вера присуща любой сфере человеческой жизнедеятельности. Например, ученый верит в поиск результатов своей деятельности и доказывает свои гипотезы, стремясь обосновать их объективность и истинность, врач верит в правильность выбранных стратегии и тактики лечения и т.п. Примеров можно привести огромное количество. Но это не является нашей целью. На их основе мы отчетливо видим, что вера одновременно сочетает в себе осознанное и неосознанное, рациональное и иррациональное, связана тесно с интуицией и озарениями.

Важно помнить, что вера не только как религиозный, но и психологический, культурный, социологический и иной феномен, исследуется различными науками. Да и само слово «вера» на каждом шагу используется в нерелигиозном значении. Мы говорим: вера в победу, вера в людей, вера в правду, с верой в будущее; люди верят в себя, в удачу, в судьбу; мы говорим о доверии к человеку и уверенности в себе. Наконец, мы говорим: верность Родине, верность долгу, верность любви, верность своему призванию, беспредельная верность своему народу. Все высшие качества человека и лучшие его поступки связаны с верой и верностью.

При этом важно отметить, что вера и религиозность не идентичны и поэтому постоянно термин «вера» нуждается в уточнении семантического объема понятия и в анализе специфики его применения в рамках сознания человека, в том числе, и религиозного.

Религиозное сознание на протяжении всей истории существования человека играло и играет важную роль в системе культуры, так как религия включает в себя мировоззрение масс.

Многочисленные интерпретации религиозного сознания всегда находятся, явно или неявно, внутри той или иной философской системы миропонимания. На основе анализа работ можно выделить три основных подхода к изучению религиозного сознания: богословский, философский и научный, а общей методологией признать в различные эпохи социально-философскую теорию, «формулирующую принципы анализа и осмысления развития общественной жизни людей в целом» [1].

Важным моментом является тот факт, что религиозное сознание существует, функционирует, воспроизводится и тиражируется посредством языка, представляющего сложную знаково-символическую систему. Он (язык) репрезентирует содержание веры.

На основе данных положений мы попытаемся рассмотреть некоторые особенности конструирования современной картины мира религиозным сознанием, которое, как и сознание вообще, обладает теоретическим и обыденным уровнями.

Прежде всего, религиозное сознание сегодня зачастую начинает претендовать на роль национальной идеологии, обращаясь и активно используя многовековые духовные традиции народов. Особенно это отчетливо проявляется в государствах, вставших на путь модернизации социально-экономических и социально-политических систем. Динамизм развития современного мира глобализации, когда «правила» его организации и развития меняются настолько часто, что ведут к нарастанию рискогенности жизнедеятельности, немало способствует этому [5]. Духовного вакуума не бывает, и на смену одним ценностям и представлениям приходят другие.

Один из ярких примеров тому – радикальная смена кумиров веры у лидеров политической и экономической элит в перестроечный и начала 90-х годов периоды развития Российского государства. Рьяные сторонники коммунистической идеологии марксизма-ленинизма в одночасье стали участниками различных религиозных мероприятий, позируя перед телекамерами.

В силу того, что религиозный язык обладает метафоричностью, его эмоциональная составляющая при восприятии образов мира начинает играть существенную роль. Эмоциональная насыщенность позволяет глубже не только раскрывать религиозные чувства, но и проникать и закрепляться в сознании.

Однако не все эмоции могут быть религиозными, таковыми являются лишь связанные с религиозным нарративом и, следовательно, обладают определенным смыслом и назначением. Как следствие, любой религиозный текст начинает рассматриваться в большинстве своем как истинный, хотя наряду с религиозностью в нем могут содержаться элементы магичности.

Под текстом мы понимаем мир, окружающий человека, его самого как некую часть мира и самого человека как мир, позволяющий конструировать смыслы. При доминировании чувств проблема истинности содержания текстовых образов практически не вызывает сомнения. Религиозные догмы приобретают статус истины в последней инстанции. При помощи языка религиозное сознание оказывается практическим, действенным, становится групповым и общественным, и, тем самым, существующим, а для человека выступает как руководство к тем или иным действиям [4]. Благодаря языку религиозные представления и нормы передаются от одного к другому, от группы к группе, из поколения к поколению.

Вера в объективное существование гипостазированных существ включает веру в общение с ними, которое предполагает диалог. Диалог возможен благодаря отраженной субъектности, включающей как интро-, так и интерсубъективность. Данное свойство формируется в онтогенезе в процессе интериоризации структур непосредственного общения индивида с окружающими людьми [2]. Благодаря отраженной субъектности в сознании человека присутствуют «Я» и «Другой», переживаются субъект-объектные и субъект-субъектные отношения. Особенно важным для личности является «Значимый Другой». Вступив в диалог, «Я» подчиняется его правилам. Если социализация индивида происходит в условиях религиозной среды, и он становится религиозным, то «Другой» в его религиозном сознании может являться в образе представителя религиозной общности («священник», «духовник», «епископ», «патриарх», «Папа», «раввин», «имам», «близкий верующий в общине» и т. п.). Кроме того, «Другой» может актуализироваться как образ существовавшего когда-то лица – «Отец Церкви», «Учитель», «Святой», «Мученик», и т.д. Появляются особые формы диалога с «Другим» – молитва, исповедь, медитация. «Я» обращается к «Значимому Другому» и, при этом, ждет ответов от него. «Я» говорит с «Другим/Другими».

Ни для кого не секрет, что современные технологии и техники коммуникации сделали доступным многие сакральные характеристики религиозного сознания, делая их, тем самым, открытыми и привнося в них новые смыслы. «Всевидящее око» позволяет присутствовать рядовому верующему во время свершения таинств там, где не положено ступать ноге человека.

Углубляется диалогичность религиозного сознания и его влияние на формирование картины мира. Более того, информационно-коммуникационные технологии ведут к эклектичности и мозаичности религиозного сознания. Неизбежно нарастают его виртуализация и образность, усиливая поверхностное восприятие содержания и снижая собственно число самих верующих. Появляются новые формы религиозного сознания, когда под видом религиозной веры формируется картина мира далекая как от идеализированной религиозной традиции, так и от религиозной культуры.

Итак, из данной работы можно сделать следующие выводы. Религиозное сознание играет важную роль в конструировании картины современного социального мира. Особенности формирования современного религиозного сознания определяются и задаются деятельностью человека. Религиозное сознание сегодня становится все более клиповым, что неизбежно сказывается на поведении человека.

Список используемых источников информации

1. Лабазова О.Ф. Современное сознание россиян: истоки, особенности, тенденции / О.Ф. Лабазова // Современный научный вестник. – 2013. – №2. – С. 9-18.

2. Омарова З.У. Трансформация религиозного сознания: современный аспект / З.У. Омарова // Философские исследования. – 2012. – №3. – С. 160-183.

3. Савелюк Н.М. Религиозное сознание как фактор национального самоопределения современной студенческой молодежи / Н.М. Савелюк // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – №15. – С. 38-42.

4. Суворов М.А. Механизмы и агенты манипуляции сознанием в современном российском обществе / М.А. Суворов // Забайкальский государственный университет. – 2015. – С. 27-35.

5. Хлебникова О.В. Деконструкция современного религиозного сознания / О.В. Хлебникова // Религиозная ситуация в российских регионах. – 2016. – С. 116-121.