МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №33»
Методическая разработка
Тема: «Особенности и основные направления учебно-
исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы»
Выполнила: Э.А. Цыренова учитель начальных классов
2019
Методическая разработка учителя
Режим доступа: https://elviratsyrienova.wixsite.com/mysite/obrazovatelnye-tehnologi Ссылка на сертификат публичной презентации:https://clck.ru/N6v6H
Ссылка на видео публичной презентации:https://youtu.be/osX0TJ2-Bqc
Название методической разработки: «Особенности и основные направления учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы»
Актуальность: Федеральный стандарт начального общего образования уделяет особое внимание приобщению младших школьников к учебно-исследовательской проектной и опытно-экспериментальной деятельности. Именно такой подход способствует всестороннему и гармоничному развитию личности младшего школьника, формированию его мировоззрения и мировосприятия.
Инновация разработки: Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную систему, средством выполнения и развития интеллектуального потенциала общества. Особое значение исследовательская инициативность приобретает в настоящее время. Развитие общества характеризуется возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменение социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности. Огромное значение приобретают стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Цель гимназии при реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности:
способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся через включение в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности в связи друг с другом и с содержанием учебных предметов как на уроках, так и во внеурочной среде
Важными задачами реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности являются:
овладение учащимися совокупностью знаний об исследовательской деятельности (обоснование актуальности темы, постановка целей и задач работы, выбор методов исследования, выбор методов исследования, определение структуры работы, поиск необходимой информации, оформление результатов работы и их презентация)
формирование умений работы с различными источниками знаний (первоисточники, научная и художественная литература, Интернет-источник), умений проводить сравнительный анализ информации нескольких источников по одной проблеме, оформлять работу, используя возможности ИКТ, умений мобилизоваться для успешного выступления, строить выступление так, чтобы в доступной форме донести до слушателей суть работы;
Краткая характеристика целевой аудитории (обучающихся), для которой применяется методическая разработка
Методическая разработка ориентирована на учащихся уровня начального общего образования, учителей начальных классов, а также родителей учащихся или лиц, заменяющих их. Учебно-исследовательская деятельность учащихся осуществляется в два этапа: пропедевтический этап (2-7 классы) и основной этап (8-11 классы). На первом этапе учащимся предоставляется возможность принять участие в работе курса «Азбука исследовательской деятельности учащихся начальной школы», в решении исследовательских задач в ходе изучения учебных курсов, презентовать результаты учебно-исследовательского проекта на традиционных для этого возраста школьных конференциях «Шаг в будущее» для учащихся начальных классов.
Особенностью учебно-исследовательской деятельности является «приращение» в компетенциях обучающегося. Ценность учебно-исследовательской работы определяется
возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием.
Учебно-исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся. Проектная деятельность учащихся выстраивается в гимназии на основе внутришкольных проектов.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.
Оба вида деятельности могут дать образовательные эффекты, если будут использоваться в образовательной практике.
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности:
Проектная деятельность | Учебно-исследовательская деятельность |
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. | В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат |
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. | Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений |
Эти виды деятельности во многом пересекаются. Основными точками соприкосновения можно считать следующие моменты: исследование может являться результатом продолжения работы над проектом и, наоборот, после проведения исследования для более полного его представления зачастую создается проект.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в начальной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Особенности построения учебно-исследовательского процесса:
тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;
необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;
организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;
раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты.
К общим характеристикам следует отнести:
практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;
структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;
компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.
Итоги проектной и учебно-исследовательской деятельности - не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений.
Учебно-исследовательская работа учащихся может быть организована по двум направлениям: 1. урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; семинары; практические и лабораторные занятия, др.; 2. внеурочная учебно- исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся может проводиться в том числе по таким направлениям, как: исследовательское; инженерное; прикладное; информационное; социальное; игровое; творческое.
В рамках каждого из направлений могут быть определены общие принципы, виды и формы реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности, которые могут быть дополнены и расширены с учетом конкретных особенностей и условий образовательной организации, а также характеристики рабочей предметной программы.
В ходе реализации настоящей программы могут применяться такие виды проектов (по преобладающему виду деятельности), как: информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный.
Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких. Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:
урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
исследовательская практика обучающихся;
образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:
макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты; постеры, презентации;
альбомы, буклеты, брошюры, книги; реконструкции событий;
эссе, рассказы, стихи, рисунки;
результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров; документальные фильмы, мультфильмы;
выставки, игры, тематические вечера, концерты; сценарии мероприятий;
веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители)
и др.
Типология форм организации проектной деятельности.
Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в
образовательном учреждении может быть представлена по следующим основаниям:
видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта;
дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
Условия, необходимые для успешного внедрения и реализации учебно- исследовательской и проектной деятельности.
Для успешного внедрения и реализации на практике учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательном процессе необходимо соблюдение ряда условий:
проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;
для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;
обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;
необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);
необходимо использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта;
необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;
результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.
Краткое описание механизма реализации программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в гимназии №33.
Формы реализации УИД и проектной деятельности в начальной школе
Индивидуальная УИД в рамках внеурочной работы по предмету
УИД в рамках работы в МНО
В начальной школе характерны учебные действия, осуществляемые только под руководством учителя, способность осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели.
Публикации исследовательских работ учащихся на персональном сайте в сети интернет https://elviratsyrienova.wixsite.com/mysite/glavnaya
Внутришкольные проекты в начальных классах как основа взаимодействия учителей, родителей и учащихся.
Овладение методом проектной деятельности ученые относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных учащихся.
Сущность развития личности в данном случае состоит в качественном изменении деятельности. Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, начинается
подлинно творческая работа учащихся. Учитель не просто передает готовые задания, а помогает учиться развиваться, создает такие ситуации, когда учащиеся сами формируют понятие об изученном предмете, овладевают способами поисковой творческой деятельности. Проектный метод- один из способов реализации детских знаний наглядным способом.
Особенно актуален этот метод при формировании основ экологической культуры. В процессе проектной деятельности учащиеся получают возможность самостоятельно определить ту область экологического знания, которая им интересна, близка. Они учатся проводить доступные их возрасту опыты, практические работы и другие исследования экологического характера; на основе полученных результатов делают выводы и обобщения, которые фактически являются научными открытиями.
В нашей гимназии с 2006 года реализуется программа «Организация внутришкольной проектной деятельности учащихся», направленная на развитие проектных и исследовательских умений учащихся. Деятельность учащихся выстраивается на основе внутришкольных проектов.
Внутришкольные проекты-это форма организации познавательной деятельности учащихся, которая предполагает приобщение учеников к решению проблем, конструированию новых объектов в процессе групповой работы, применению полученных знаний по разным предметам в практической ситуации. Внутришкольные проекты заменяют традиционные уроки.
Цель программы: развитие ключевых компетенции (информационной, коммуникативной) учащихся в ходе реализации внутришкольных проектов.
Задачи:
Развивать поисковые умения (умение самостоятельно генерировать идеи, привлекая знания из различных областей, умение самостоятельно найти недостающую информацию, умение находить несколько решений одной проблемы); менеджерских умений (умение прогнозировать результат деятельности, планировать деятельность, время и ресурсы, анализировать ход и результаты собственной деятельности; коммуникативных умений (умение инициировать учебное взаимодействие, умение отстаивать свою точку зрения); презентационных умений (артистические умения, умения использовать различные средства наглядности в ходе выступления); компенсаторные умения (умение компенсировать недостающую информацию, находить иные способы выражения).
Формировать сотруднические умения и навыки (умения коллективного планирования, оказания взаимопомощи в группе при решении общих задач, умение находить и исправлять ошибки в работе других членов группы).
В гимназии апробированы три вида внутришкольных проектов: 1) проекты, интегрирующие содержание дисциплин естественно-математического или гуманитарного цикла, проекты, интегрирующие содержание дисциплин разных циклов; 2) проекты, направленные на решение конкретных практических задач (детско-взрослые проекты); 3) проекты по профильным предметам. Объединение учащихся в ходе проведения внутришкольных проектов осуществляется двумя способами: объединение учащихся одной параллели разных профилей или объединение учащихся разных возрастов одного профиля.
Организация проектной деятельности в начальной школе включает в себя четыре этапа: подготовительный, организационный, информационно-практический, презентационный. Кратко охарактеризуем содержание данных этапов.
В начале подготовительного этапа руководитель проекта знакомит с планом деятельности руководителей творческих проектных лабораторий (классных руководителей каждого класса), которые формируют в своих классах малые группы (большая команда из 20-
25 человек каждого класса разбивается на группы по 5 человек). Каждая малая группа придумывает свое название, эмблему, девиз. На данном этапе руководитель знакомит детей с темой и задачами проекта. Например, дети собирают информацию о приметах весны, пишут сочинения о весне, заметки и.т.д.
На организационном этапе происходит торжественное открытие внутришкольного проекта: приветствие участников, знакомство с общим планом работы. Следующим важным шагом является организация деятельности творческих проектных лабораторий. После общего сбора учащиеся расходятся по творческим лабораториям.
Третий, информационно-практический этап – самый сложный в плане организации деятельности учащихся. На этом этапе группы обмениваются полученной информацией в пределах своей команды, составляют план работы по созданию продукта, распределяют задания по поиску дополнительных сведений. Необходимо предоставить учащимся возможность свободно пользоваться ресурсами Интерната, школьной библиотеки. На практическом этапе проводится экскурсия, если проект носит экологический характер.
Презентационный этап можно провести в форме викторины, конкурсной программы. Участники проекта представляют конечный продукт (например, журнал, маршрутные листы, газеты).
Эффективность деятельности учащихся в ходе реализации внутришкольного проекта зависит от четкости выполнения функциональных обязанностей руководителем проекта, руководителями творческих лабораторий.
Руководитель проекта является главным организатором всех действий: осуществляет работу с руководителями лабораторий, оформляет паспорт проекта, готовит необходимые материалы, отличительные знаки для команд и малых групп, маршрутные карты, экспертные карты оценивания результатов, инструкции, регулирует решение всех организационных вопросов, обобщает материалы проекта. Поэтому руководителем проекта должен быть человек. Не задействованный лабораторией.
Основная задача руководителей творческих проектных лабораторий – определить тематику лабораторий так, чтобы ее содержание являлось одной из частей общей проблемы проекта. Руководитель творческой лаборатории должен создать условия для активной, продуктивной работы малых групп и обеспечить каждого учащегося необходимым материалом.
Основным документом при проведении внутришкольного проекта является паспорт.
В качестве примера предлагаем внутришкольный проект «Моё представление о весне». Тема проекта была выбрана неслучайно: у детей возникло желание больше узнать о весне.
С большим волнением мы приступили к работе над первым проектом. Это проект был краткосрочным. В нем приняли участие 90 учеников и 36 родителей. Перед родителями была поставлена дополнительная цель: ознакомиться с сутью метода и определить их роли в проекте. В работу включились очень дружно.
Проект реализовывался на разных возрастных ступенях начальной школы (участники
– ученики 2-4 классов; учитывались их возрастные особенности, знания, умения и навыки) в игровой форме – «играем в разведчиков». В ходе занятий в творческих лабораториях, экскурсий в Этнографический музей, конкурсов участниками были созданы журналы о весне, включающие сочинения, пословицы и поговорки, рисунки. На закрытии внутришкольного проекта состоялась презентация маршрутных карт, в которых была отражена исследовательская деятельность учащихся.
Первый совместный проект показал, что за период работы над ним родители и дети стали ближе друг к другу (большинство родителей стали «героями» в глазах детей).
Среди родителей было проведено анкетирование (два опроса) с целью узнать, как влияет степень участия родителей в раскрытии творческого потенциала ребенка.
В начале работы над проектом было опрошено 22 человека (и те, кто принимал участие в работе, и те, кто по каким-либо причинам отказался). Оказалась, что 12 опрошенных родителей всячески поддерживают творческое развитие ребенка, а 10 – стимулируют его активность по мере возможности. В первой группе преобладали участники проекта.
В ходе выполнения проекта родители могли выступить одновременно в нескольких ролях: (консультировать, отслеживать выполнение плана, решать оперативные вопросы;
помогать в предварительной оценке проекта; участвовать в подготовке презентации и в самой презентации). Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над формированием проектных умений и развитием творческого потенциала ребенка.
Для оценки эффективности реализации проекта нами были использованы:
Методика социометрических выборов Дж. Морено, позволяющая определить социальный статус каждого учащегося в классном коллективе (до и после реализации проекта);
Методика «тестовая карта коммуникативной деятельности», направленная на оценку уровня общения человека с аудиторией.
После реализации проекта по результатам оценки мы сделали вывод о том, что уменьшилось количество учащихся с неблагоприятным социометрическим статусом, а также число «изолированных» участников. Данный факт свидетельствовал о том, что предложенный проект способствовал укреплению межличностных отношений в группе за счет развития способности учащихся к активному взаимодействию.
По данным оценки коммутативной деятельности, увеличилось количество учащихся с высоким (10% - до внедрения проекта и 17% - после) и средним (60% и 70% соответственно) уровнем коммуникативной компетентности, то есть в творческих лабораториях стала царить более дружеская, непринужденная атмосфера. Ребята начали активно высказывать свое мнение, заинтересованно обсуждать поставленные вопросы, более легко находить контакт с классом.
Этапы реализации проекта Подготовительный этап
Руководитель проекта знакомит участников с планом проектной деятельности. Руководители творческих групп формируют группы разведчиков. Каждая малая группа выбирает командира, придумывает свое название (весеннее), эмблему, девиз. Как узнать, наступила ли весна? Для подготовки ответа на этот вопрос каждому разве отряду (малой группе) предлагается маршрут.
й этап маршрута – готовность №1. («Копилка народной мудрости», «Советы взрослых», «По страницам книг и журналов»)
На подготовительном этапе дети собирают информацию о приметах весны, пишут сочинения по картинам известных художников, используют свои личные наблюдения, сочиняют стихотворения о весне, заметки и т.д.
Информационный этап. (Первый день)
Знакомство с планом деятельности. Малые группы в пределах своей большой команды обмениваются полученной информацией. Составление плана работы по созданию продукта, распределение заданий по поиску дополнительной информации. Сбор дополнительной информации из разных источников. Разведка на местности – путешествие по намеченному маршруту с остановками, на которых каждая малая группа выполняет определенное задание.
Оформление донесений (журнал, газета с рисунками и рассказами об увиденном на маршруте).
Презентационный этап (второй день)
Этот этап представляет собой конкурсную программу, в которой участвуют большие команды (Работа над созданием продукта. Презентация и отбор лучших проектов в больших командах. Презентация лучших проектов всех групп. Анкетирование родителей. Выступление пресс-центра).
День первый, вторая половина дня. Разведка на местности. Поездка на экскурсию в Этнографический музей. 1-я остановка. «Облака» На открытом пространстве дети наблюдают небо, форму и скорость движения облаков. При помощи термометра измеряют температуру воздуха. На маршрутном листе делают соответствующие записи и рисунки. 2-я остановка:
«Прохожие». Рассматривают одежду людей, определяют ее соответствие времени года. 3-я остановка: «Птицы». Записывают, каких птиц встретили. 4-я остановка: «Деревья». Отмечают, набухли ли почки на деревьях, появились ли листочки и т.д. 5-я остановка: «Полянка». Наблюдение за насекомыми в местах, где уже появилась трава. 6-я остановка: «Животные». Какие изменения произошли с животными по сравнению с зимой?
День второй, первая половина дня. Работа по созданию продукта. Работа в больших командах, обмен изученной информацией. Оформление и занесение результатов наблюдения в маршрутные листы. Обсуждение содержания страниц макета журнала. Творческое оформление страниц журнала. Подготовка к защите маршрутных листов.
День второй, вторая половина дня. Конкурсная программа. Группы представляют себя (название, эмблема, девиз). Приветствие «Добро пожаловать, весна!». Конкурс стихов о весне, сочинений, в которых описаны ее приметы. Конкурс художников. Художники должны выполнить задание – раскрасить предложенный им пейзаж (в контурном черно-белом варианте) так, чтобы он соответствовал весеннему времени года. Пейзаж может быть дополнен некоторыми деталями по усмотрению участников конкурса. Конкурс «Одень прохожих». Из предложенной одежды (в рисунках) участникам конкурса необходимо отобрать наиболее подходящую для весны и обосновать свой выбор. «Копилка народной мудрости» Конкурс знатоков примет о весне (по одному участнику из каждой большой команды). Побеждает тот, который назвал больше всех примет (приметы не должны повторяться). Защита маршрутного листа «Разведка на местности». Смотр журналов (оценивание).
Подведение итогов
Подведение итогов проводится в присутствии родителей. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты для выявления их отношения к проекту и пожеланий.
Внутришкольный проект для учащихся начальной школы «Путешествие по районам Бурятии»
Паспорт проекта
Название: «Путешествие по районам Бурятии»
Руководитель проекта: Э.А. Цыренова – учитель начальных классов
Ассистенты проекта: М.В. Семенюк – зам.директора по УВР, И.Л. Норбоева, О.П. Гурожапова – учителя начальных классов
Участники проекта:
Руководители творческих команд: И.Л. Норбоева, Э.Д. Батуева, И.И. Сычева, О.П. Гурожапова-классные руководители 2-х классов; О.П. Грибанова, Е.Н. Емельянова, Е.Р. Ступакова- классные руководители 3-х классов, И.В. Рудюк, Н.И. Падалка, О.П. Гурожапова
– классные руководители 4-х классов.
Помощники руководителей команд: Е.И. Антонова – педагог-психолог.
Учебные дисциплины: окружающий мир, литература, бурятский язык, русский язык, изобразительное искусство, технология труда.
Возраст и класс учащихся, на которых рассчитан проект: 2-4 классы (8-10 лет).
Состав проектных команд: учащиеся девяти классов распределяются на команды- классы (исследующие свой район), а команды – на 5 групп по темам изучения данного района (по усмотрению учителя-руководителя команды).
В целом в работе над проектом будет задействовано 9 команд (45 групп) Тип проекта: внутришкольный частично-поисковый, творческий.
Цели проекта:
Педагогическая: формирование поисковых и коммуникативных компетенций; Практическая: представление разработанных проектов по теме.
Задачи проекта:
Развивающие:
Развитие:
а) частично-поисковых умений (умение самостоятельно найти информацию);
б) коммуникативных умений (умение взаимодействовать и отстаивать точку зрения); в) презентационных умений (использование различных средств наглядности в ходе
выступления, артистические умения).
Обучающие:
Ознакомление с районами Республики Бурятия и их особенностями.
Систематизация знаний о районах Бурятии, ее достопримечательностях, интересных для туристов.
Воспитательные:
Развитие сотруднических умений и навыков (умение коллективного планирования, оказания взаимопощи в группе при решении проблемы).
Содействовать воспитанию чувства гордости и уважения к традициям родного края. Практические:
Сбор информации из различных источников (с помощью средств ИКТ, школьной, городской и домашней библиотек).
Обмен и анализ информации, полученной в творческих группах. Создание творческих продуктов в форме журналов, газет и т.д.
Актуальность выбранной темы: Знание своего региона, своей Родины всегда было важно в образовательно- воспитательном процессе. Реклама районов также связана с жизнью страны. Правительство РФ одобрило в стране семи особых экономических зон туристско- рекреационного типа. Одна из зон будет располагаться на территории Бурятии.
Вопросы проекта:
Изучить районы Республики Бурятия
Узнать о особенностях районов, интересных для туристов.
Результат проекта(продукт): презентация и оформление журнала в виде папки. Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
а) Руководитель проекта знакомит участников проекта с планом проектной деятельности.
б) Творческие команды выбирают один из районов Республики Бурятия для исследования.
в) Руководители творческих команд формируют группы по темам изучения выбранного района.
г) Учащиеся получают задание: Ознакомиться с выбранным районом по определенному плану:
Изучить символику района
Определить географическое положение района, соседей, районный центр.
Рассмотреть природу района по следующим пунктам: рельеф, полезные ископаемые, климат, водоёмы, растительность, животный мир.
Рассказать о населении района, его национально составе, традициях, обычаях.
Назвать особенности народного хозяйства в данном районе.
Создать рекламу достопримечательностей района, интересных для туристов.
На подготовительном этапе учащиеся собирают информацию по своему району (информационный лист А4 вывесить на стенд), посещают музеи: «Музей истории Бурятии»,
«Музей природы Бурятии, «Геологический музей», для полноты собранной информации по возможности выезжают в близлежащие районы, пишут творческие работы по теме, сочинения об увиденном, выполняют модели и рисунки достопримечательностей и т.д.
Информационный этап (первый день)
№ | Содержание деятельности | Форма организации | Участники | Место проведения | Время |
Первая половина дня |
1. | Знакомство с планом деятельности. Демонстрация районов. Представление районов (девиз). Получение маршрутных листов для омена информацией | Открытие проектных дней | 2,3, 4 классы | Актовый зал | 8.10-8.50 |
2. | Сбор и обмен информацией внутри своего района. Подготовка к обмену информацией (к принятию гостей) | Работа в группах | Команды | Работа в своих кабинетах | 9.00-10.35 |
3. | Обмен информацией (прием гостей). Одна группа от команды в своем кабинете передает краткую информацию о районе группам из других команд | Работа в группах | Группы | Кабинеты «24, 25, 26, 27, 28, 35, 37, библиотека | 10.50- 11.30 |
Вторая половина дня |
4. | «Что нового я узнал о районахРБ?» Создание вопросов для викторины по своему району. | Круглый стол | Команды | Те же кабинеты | |
5. | Работа над созданием продукта. | Творческие лаборатории по созданию продукта. | Команды | Те же кабинеты | |
Презентационный этап (второй день)
№ | Содержание деятельности | Форма организации | Участники | Место проведения | Время |
1. | Работа над созданием продукта | Творческие лаборатории по созданию продукта | Команды | Те же кабинеты | 9.00-10.00 |
2. | Викторина «Мои знания в районах – задания по району | Конкурсная программа | Команды | Актовый за | 10.15- 10.45 |
3. | Презентация проектов команд: -защита продукта - презентация рекламы района | Конкурсная программа | Команды | Актовый зал | 11.00- 13.00 |
4. | Подведение итогов | Награждение | Экспертное жюри | Актовый зал | |
5. | Анкетирование родителе | | | |
Необходимые материалы для проведения проекта
№ | Материалы | Кол-во | Ответственный |
1 | Заголовок проекта | 1 | Э.А.Цыренова |
2 | Карта районов РБ | 1 | Э.А. Цыренова |
3 | Таблички с названием районов для демонстрации, вывески на кабинеты с названием районов | 9 9 | О.П. Гурожапова |
4 | Маршрутные листы для команд для групп | 9 36 | Э.А. Цыренова |
5 | Викторина (объединенная по всем районам) | 5 | Э.А. Цыренова |
6 | План проектной деятельности для руководителей творческих команд и их помощников | 15 | Э.А. Цыренова |
7 | Анкета для родителей | 9 | Э.А. Цыренова |
8 | Экспертная карта жюри (каждому члену жюри) | | Э.А. Цыренова |
9 | Грамоты | | В.Н. Егорова |
10 | Держатели для табличек | 9 | Э.А. Цыренова |
Поставьте любой знак в выбранной колонке
№ | Вопросы | Этапы реализации проекта |
Подготовительный | Информационный этап (первый день) | Презентационный этап (второй день) |
Ответы |
1. | Какой этап на ваш взгляд , был продуман и выполнен хорошо со стороны организатора проекта? | | | |
2. | При выполнении какого этапа возникли трудности в работе? | | | |
3. | Какой этап деятельности выполнялся детьми с удовольствием? | | | |
4. | Ваши отзывы, предложения и пожелания | | | |
В ходе выполнения проекта родители могли выступить одновременно в нескольких ролях: (консультировать, отслеживать выполнение плана, решать оперативные вопросы; помогать в предварительной оценке проекта; участвовать в подготовке презентации и в самой презентации). Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего
результата в работе над формированием проектных умений и развитием творческого потенциала ребенка.
Список литературы
Назарова Е.В., Искусова Н.А. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся// Начальная школа. 2009. №4.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2000.№7.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2005.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. 2003. №6.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2005.
Петряева Е.Ю. Образовательная программа «Развитие исследовательской деятельности учащихся/ Е.Ю. Петряева, В.М. Пластинина, Л.П. Содномова // Исследовательская деятельность школьников – 2008. -№4 (22).-с. 11-23
Петряева Е.Ю. Азбука исследовательской деятельности / Е.Ю..Петряева, Л.П. Содномова, В.М. Пластинина.- Улан-Удэ: Издательство «Феникс»,2006 -74с
Петряева Е.Ю. Реферат и исследовательская работа: рекомендации по написанию и представлению / Е.Ю. Петряева, В.М. Пластинина, Л.П. Содномова.- М.: Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», 2008.-48 с. – Серия «Методическое обеспечение».
Внутришкольные проекты / сост. Петряева Е.Ю. – Улан-Удэ: Изд-во «Феникс», 2007.- 96 с.
Цыренова Э.А. Внутришкольные проекты в начальных классах как основа взаимодействия учителей, родителей и учащихся // Образование в современной школе.- 2010. -№1
Заключение по итогам апробации методической разработки
(рецензии и отзыв)
Методическая разработка
Тема: «Формирование у младших школьников навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения»
Ссылка на разработку: https://clck.ru/hUpEb
Название методической разработки: Формирование у младших школьников навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения
Цель создания методической разработки: теоретически обосновать и проверить в практике преподавания способы формирования у младших школьников навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Актуальность разработки: согласно стандарту метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, что в свою очередь вызывает необходимость в изменении содержания обучения. Это означает, что на всех уроках под учительским руководством учащиеся младших классов должны освоить несколько видов смыслового чтения. Для того чтобы извлечь заложенный в произведениях духовно-нравственный опыт, ученику необходимы сформированные навыки смыслового чтения.
Инновационный характер разработки.
Разработаны и апробированы педагогические рекомендации по формированию у младших школьников навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Рекомендации могут быть использованы учителями начальной школы любой общеобразовательной организации и приемлем для переноса в формат всех действующих учебно-методических комплектов по литературному чтению.
Принципы,на которых основывается разработка:
Раскрытие понятия смыслового чтения и представление его компонентов.
Определение эффективности педагогических условий в практической деятельности по формированию у младших школьников навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Составление системы учебных задач на основе технологии критического мышления и проверка практической деятельности и ее эффективности.
Разработка для учителей начальных классов рекомендаций по формированию у младших школьников навыков смыслового чтения в процессе обучения литературному чтению
Методы и приемы, используемые в разработке: анализ методической и научной литературы, систематизация материалов, сравнение, обобщение, практическая работа, опрос, тестирование, беседа.
Содержание разработки: Методическая разработка состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Краткая характеристика целевой аудитории (обучающихся), для которой применяется методическая разработка
Методическая разработка ориентирована на учащихся младшего школьного возраста. Исследование проводилось с 16.09.2021 по 16.03.2022 г. на базе МАОУ Гимназия №33 города Улан-Удэ в 4 «В» и 4 «Б» классах, а выделенные условия создавались на уроках литературного чтения в экспериментальном классе 4 «В». Все проведенные в этот период уроки литературного чтения разработаны учителем 4«В» класса совместно с учетом выделенных условий.
Результаты, которых удалось достичь благодаря применению МР:
Результаты диагностики показали, что проделанная работа была эффективна. Отмеченное указывает на то, что реализованные нами условия, направленные на формирование у младших школьников навыков смыслового чтения на уроках по
литературному чтению, способствует наиболее эффективному формированию навыков смыслового чтения.
На основании результатов исследования нами были разработаны педагогические рекомендации для учителей начальных классов общих образовательных учреждений по формированию у младших школьников навыков смыслового чтения в процессе обучения литературному чтению.
В рекомендациях отражены этапы формирования навыков смыслового чтения, группы трудностей, с которыми может столкнуться педагог, пути их преодоления. Представлено построение урока литературного чтения с точки зрения формирования навыков смыслового чтения и примеры заданий.
Заключение по итогам апробации методической разработки (рецензии и отзыв)