СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности использования современных технологий обучения в начальной школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная статья на тему: "ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Просмотр содержимого документа
«Особенности использования современных технологий обучения в начальной школе»

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Термин «педагогическая технология» и все аспекты, связанные с ней, являются довольно новыми в отечественной педагогической действительности. Раньше в педагогике использовали понятие «методика»: 1. Наука о методах и приемах преподавания учебного предмета. 2. Комплекс советов по построению и проведению учебного процесса.

Слово «технология» происходит от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.[3, с 35]

В дидактике нашего времени есть разнообразные технологии, так как каждый автор вкладывает в педагогический процесс что-то свое. Но из многообразий сходств и общихпризнаков выделяют следующие технологии:

1. Проблемное обучение.

2. Обучение на разных уровнях.

3. Проектные методы обучения

4. Исследовательские методы в обучении.

5. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.

6. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

7. Информационно-коммуникационные технологии.

8. Здоровье сберегающие технологии.

9. Система инновационной оценки «портфолио».

Применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников умственной активности, творчества, креативности, умения работать информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

Сегодня чтобы современный урок прошёл успешно, результативно, нужно обдумать свою позицию, понять зачем и для чего инновации, но и самое главное измениться самому.

Обучение будет успешным если учитель будет стремиться активизировать учебно-познавательную деятельность школьников. Суть активизации состоит в организации учебной деятельности, когда ребёнок приобретает навыки получения знаний и на этой основе учится сам добывать знания.

Идея активизации обучения имеет большую историю, начиная с учений античности и кончая нынешними психолого-педагогическими исследованиями. Работа над конкретной педагогической проблемой нашла углубленную суть в теории педагогики психологии. Вопрос роли проблемной ситуации стал рассматриваться психологами в связи задачами активизации познавательно-мыслительной деятельности учащихся.

Психологами обосновано, что «проблемная ситуация» служитважнейшим средством увеличения учебно-познавательной деятельности школьников и управления процессом, усвоения новых знаний.

Высокое качество знаний и навыков учеников, развитие мышления и личности ребенка – необходимый результат успешного обучения и воспитания – в значимой степени обуславливаются теми методическими приемами, которые использует учитель в своей деятельности.[2, с 134]

Возникновение проблемной ситуации и ее осознание детьми может быть в процессе изучения практически любой темы. На сколько готов ученик к проблемному обучению обуславливается, преимущественно навыком предвидения, который в том числе может возникнуть в ходе урока поставленную учителем проблему, умением четко ее сформулировать, а также путем применения эффективных приемов решить ее. Основываясь на многочисленные психолого-педагогические исследования, мы пришли к выводу, что определенное затруднение действий и новых знаний у младших школьников и есть проблемная ситуация. Основной принцип проблемной ситуации в том, что в этих условия ученик стоит перед противоречиями и потребностью самостоятельного решения проблемы и выхода из противоречий.

В зависимости от школы обучение может быть проблемным либо не проблемным. Если задача школыразвить мышления учащихся, их творческих способностей, то обучение обязательно будет проблемным, иначе задачи не смогут воплотиться в реальность.

Центральнымисоставляющими проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет главнейшее значение, т. к. стимулирует и наставляет мыслительную деятельность учащихся.

Цикл умственных действий от зарождения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

- возникновение проблемной ситуации;

- понимание затруднения и постановка проблемы;

- выискивание способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;

- доказательство гипотезы;

- проверка правильности решения проблем.

На основе принципа проблемности младшие школьники сами на основе анализа, сравнения, обобщения, систематизации овладеваютнужные знания и способы их применения.[1,с 38]

Эта технология привлекла нас новейшими возможностями организации любого урока, где учащиеся не пассивные слушатели и исполнители, а активные исследователи учебных проблем. Учебнаязанятие становится творческим. Дети лучше усваивают материал потому, что сами открывают его для себя и выражают его по-своему, а не просто учат его в готовом виде.

Для примера рассмотрим следующую ситуацию.

Например, на уроках русского языка в начальных классах при изучении новой темы детям можно задать вопрос, например, что такое однокоренные слова? Далее следует выслушать предположения детей. Предложить им записать определение в тетрадь, а потом открыть учебник и прочитать правило, и записать недостающие или вычеркнуть лишние слова в определении. Также можно написать на доске определенные слова связанные с темой урока и предложить детям распределить их по столбикам, например, одушевленные и неодушевленные имена существительные. Дети начнут затрудняться, потому что они еще не знают эту тему. Далее можно предложить детям высказать свои предположения о одушевленных и неодушевленных именах существительных и сравнить свои догадки с определением данным в учебнике. С помощью этих приемов дети сами будут добывать знания, высказывая свои предположения, а не зазубривать правила из учебника.

Когда дети учатся по традиционной форме, изучение материала опиралось на репродуктивном т.е. самовоспроизводящем методе.

При самовоспроизводящем методе основной акцент делается на запоминание. Память в этом возрасте у школьниковнедолговременная, непостоянная. Школьники не удерживают в памяти крупный объем информации. Внимание в этом возрасте изменчивое, непроизвольное, что так же оказывает влияние на запоминание.

В классе, где есть проблемная направленность, обучение основывается на осознании программного материала. Поэтому степень качества знаний выше.

Педагогическая система формирования проблемного обучения на уроках в начальных классах будет педагогически целесообразной и эффективной, если: создать проблемную ситуацию и проследить, как степень проблемной ситуации влияет на активизацию познавательной деятельности младших школьников.

Итак, сегодня очень важно чтобы дети сами добывали информацию и получали знания, так как при этом развивается творческая деятельность, дети самостоятельно анализируют, сравнивают, обобщают, систематизируют необходимые знания и способы их применения. Мы считаем, что урок на основе проблемности будет наиболее эффективным, чем урок без использования проблемного обучения. Исходя из этого можно сделать вывод, что проблемное обучение является отличным средством при работе со школьниками.

За проблемным обучением стоит будущее образования!