СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности изобразительной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительная деятельность учащихся с интеллектуальными нарушениями по сравнению с изобразительной деятельностью учащихся с нормой характеризуется значительным своеобразием. Поскольку формирование и развитие графических и изобразительных умений и навыков происходят у них на дефектной основе, то особенности умственного и физического развития, а также эмоционально-волевой сферы отчётливо проявляются в процессе рисования.

Просмотр содержимого документа
«Особенности изобразительной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями»

Особенности изобразительной деятельности детей

с интеллектуальными нарушениями.



О.Н. Козловская, учитель рисования,

МБОУ «Бейская школа-интернат»


Изобразительная деятельность учащихся с интеллектуальными нарушениями по сравнению с изобразительной деятельностью учащихся с нормой характеризуется значительным своеобразием. Поскольку формирование и развитие графических и изобразительных умений и навыков происходят у них на дефектной основе, то особенности умственного и физического развития, а также эмоционально-волевой сферы отчётливо проявляются в процессе рисования.

На характер изобразительной деятельности учащихся также отрицательно влияют разнообразные зрительные расстройства, которые у данной категории учащихся встречаются значительно чаще, чем у детей с нормой.

Помимо дефектов зрения, учащимся свойственно также выраженная двигательная неловкость, в частности имеющиеся нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Как правило, многие дети с интеллектуальными нарушениями не уверены в своих силах, очень чувствительны к оценкам взрослого, часто нуждаются в помощи взрослого. Иногда необходимо начать рисовать вместе с ребёнком или просто находиться рядом для успешного выполнения им работы. В данном случае применяю в работе технологию создание ситуации успеха.

Наиболее характерной ошибкой школьников является неправильное расположение рисунка на листе бумаги. Очень часто изображение оказывается сильно смещённым (вверх, вниз, влево, вправо). Нарисованные предметы обычно размещаются в один ряд по нижнему краю листа или в несколько рядов, один за другим без какой-либо связи. Кроме того, рисунок иногда настолько велик, что не помещается на листе бумаги, или, наоборот, слишком мал, т.е. выполнен без учёта размеров листа. Исходя из этого, перед началом работы всегда определяемся с расположением объекта на листе бумаги.

Во многих рисунках при изображении фигуры человека, часто отсутствуют части тела, чаще всего органы чувств (уши, глаза, нос, количество пальцев не соответствует действительности). Часто части тела изображаются учащимися с нарушением пропорций (маленькая голова, длинное тело и т.д.). Поэтому перед началом урока учащимся даётся обязательная инструкция, по частям. Также практикую предварительное занятие в компьютерном классе: фигура человека из геометрических фигур.

Своеобразие имеют также рисунки, выполненные учащимися с натуры. В них школьники допускают ошибки, число которых увеличивается, если отсутствует руководство со стороны учителя. Многие детали объекта отсутствуют, некоторые элементы переставлены с одного места на другое и даже не соприкасаются друг с другом, форма и пропорции деталей объекта не соответствуют натуре. Иногда изображение даже отдалённо не напоминает натуру, так как дети не смотрели на неё и выполняли «свои» рисунки. Поэтому в процессе выполнения рисунка необходимо как можно чаще привлекать внимание ребёнка к изображаемому объекту.

Многим ученикам свойственно безразличное, недифференцированное отношение к цвету. Цветовые сочетания, которые образуют школьники при рисовании орнаментов, не составляют смыслового единства, а симметрия в расположении красок отсутствует. При соответствующих условиях работы декоративное рисование наиболее доступно учащимся с интеллектуальной недостаточностью.

Если в декоративном рисовании или в рисовании с натуры перед глазами учащихся есть опора – образец или натура, - которая даёт возможность хотя бы в какой-то степени проконтролировать свою работу, то в рисовании на тему школьник чувствует себя беспомощным. Так, некоторые ученики в рисунках на тему «Зима» изображают как предметы, характерные для этого времени года (снежную бабу, детей, катающихся на санках и лыжах), так и объекты, которые не соответствуют заданной теме (деревья с листочками, цветы). К такой работе необходима более тщательная подготовка учащихся.

При всём несовершенстве изобразительной деятельности учащихся данной категории процесс рисования сказывается на них весьма положительно: развивается зрительное восприятие, внимание, раскрывается творческий потенциал, осуществляется коррекция двигательных навыков, эмоционально-волевой сферы.

Важным условием развития навыков изобразительной деятельности является формирование мотивационного компонента, который обеспечивается посредством участия школьников в эстетической организации жизненного пространства школы. Лучшие работы моих учеников используются в дизайне интерьера класса, в оформлении помещений к празднику, в организации выставок и т.д. Учащиеся активно участвуют в школьных конкурсах рисунков, а также в районных и в республиканских конкурсах творческих работ, где занимают призовые места.

Многолетний практический опыт работы с данной категорией детей, а также результаты работы, представленные в данном докладе, позволяют сделать вывод, что при определённой системе условий для творческого развития детей, при эффективной и целенаправленной работе по развитию художественных навыков учащихся, возможно достичь высоких результатов.