Ильенкова Ю.Б.
МАОУ «Школа № 16 города Благовещенска имени Героя Советского Союза лётчика-космонавта А.А. Леонова»
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС
География в системе школьного образования - учебная дисциплина мировоззренческого характера, формирующая у школьников системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей. Географическая наука обладает огромным потенциалом для интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний, поэтому в общеобразовательной подготовке школьников география является фундаментом для развития мировоззрения и воспитания внутренней культуры личности. Отсутствие элементарных знаний по географии мешает человеку понять свое место и оценить свою роль в окружающем мире.
Современная парадигма образования – переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». В развитых странах современного мира прочно укрепился принцип "Учиться всю жизнь".
Причинами изменения парадигмы служат, огромный поток информации во всех областях знаний и потребность современного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека.
Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Основной же задачей образования становится обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.
Этому способствует внедрение ФГОС.
ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт. Стандарт (от англ. standard — норма, образец) в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт в Российской Федерации — документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту.
С 1 сентября 2022 года вводится обновленные ФГОС основного общего и среднего общего образования.
ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии. На современном этапе цель географического образования - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. В результате цель школьной географии имеет три уровня: 1) формирование научной картины мира; 2) приобретение школьниками знаний и умений; 3) воспитание и всестороннее развитие личности. Произошла интеграция школьной географии. Деление предмета на физическую и экономическую географию нет, есть единый предмет.
«География» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 272 часа. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю в 5-6 классах и по 2 часа в неделю в 7,8,9 классах.
География включена в область общественно-научных предметов вместе с историей и обществознанием. Такой предмет как природоведение (естествознание) в составе федерального компонента в 5 классе новым стандартом не предусмотрен, поэтому в 5 классе изучаются систематические курсы географии и биологии. Таким образом, курс "География. Землеведение" изучается в течении двух лет (по одному часу в неделю). Наличие дополнительного часа на изучение географии поможет решить проблему с изучением достаточно сложных понятий и формированием практических умений и навыков, предусмотренных содержанием курса географии в 5-6 классах.
ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу учреждения образования.
Согласно ФГОС выделяют пять видов универсальных учебных действий:
личностный;
регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
познавательный;
знаково-символический;
коммуникативный.
Начать изучение географии в 5-6 классах целесообразно с обоснования значения географических знаний для жизни и деятельности человека. Учащиеся должны понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний.
Наиболее важными умениями, формируемыми при изучении курса географии в 5-6 классах, являются умения ориентироваться на местности.
Курс географии в 7 классе является переходным от землеведческих курсов 5-6 классов к курсу географии своей страны в 8-9 классах. При изучении физико-географических особенностей материков и океанов важно обеспечить формирование знаний о влиянии этих условий на хозяйственную деятельность населения конкретных стран. Увеличение страноведческого вектора в содержании данного курса важно и по причине изучения курса географии в 10-11 классах по выбору.
Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый страноведческий курс. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях.
Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации.
Именно эти направления в методике преподавания представляются наиболее важными в современных условиях организации обучения географии в основной школе с учетом всех требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы.
В заключение можно сформулировать следующие выводы:
1. Переход к постиндустриальному, информационному обществу, стимулирует реформирование и модернизацию российского образования.
2. Географии принадлежит особая роль в формировании общественного сознания, недооценка обществом значения географического образования может иметь серьезные последствия.
3. Изучение географии способствует расширению кругозора, выработке мировоззрения у школьников.
4. Создание современной соответствующей мировым стандартам системы российского образования может содействовать интеграции географии в мировое образовательное сообщество.
Список использованной литературы:
География: наука и образование в системе "общество-школа-университет": материалы международной научно-практической конференции, посвященной 210-летию РГПУ. Сборник статей. - СПб., 2007.
Сайт Министерства образования и науки http://www.mon.gov.ru
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru/maps/
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
7